Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа
Основная цель работы данной курсовой это рассмотреть и охарактеризовать каждую структуру системы управления.
- дать понятие организационным структурам системы управления;
Для достижения поставленных целей определен круг задач. Среди них выделена необходимость:
- перечислить правила построения организационных структур;
- перечислить этапы проектирования организационных структур;
- перечислить и описать их виды.
Введение.............................................................................................................3
1. Понятие и принципы построения организационных структур системы управления..........................................................................................................5
2. Правила построения организационных структур.......................................9
3. Типы организационных структур, их особенности, преимущества, недостатки:.......................................................................................................13
3.1 Линейная структура управления..............................................................13
3.2 Функциональная структура управления..................................................16
3.3 Линейно-функциональная структура управления..................................18
3.4 Матричная структура управления............................................................21
3.5 Дивизионная структура управления........................................................22
Заключение.......................................................................................................25
Список литературы..........................................................................................27
Приложение А..................................................................................................28
Приложение Б..................................................................................................29
Приложение В..................................................................................................30
Приложение Г..................................................................................................31
Приложение Д..................................................................................................32
ПриложениеЕ............................................................................................33
- организацией директивных
связей по однолинейному
- преобладающим применением
инструментов координации с
Вообще говоря, штабы должны консультировать и участвовать в подготовке решений, но не давать конкретных директив. Однако вследствие своей профессиональной компетентности их сотрудники часто оказывают сильное влияние на линейных руководителей. Если же они выполняют только рекомендательную функцию, то возникает риск, что их работа слабо влияет на ход производственных процессов.
Штабные структуры создаются в следующих случаях:
- для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;
- для освоения новой продукции, новой технологии;
- для решения внезапно
возникающей неординарной
После решения поставленных задач штабной орган обычно ликвидируется или выделяется в самостоятельное подразделение.
Схема линейно-штабной структуры.
Преимущества такой структуры управления в том, что:
1. Эффективное использование
производственного и
2. Эффективное решение
оперативных задач без
Однако с развитием производства и кооперации труда в управлении, с появлением новых проблем, требующих творческого подхода, стали выявляться и недостатки такой структуры:
1. Нарушение принципа
единоначалия и необходимость
согласования штабных директив
с оперативными решениями
2. Сложность согласования
производственных задач и
3. Сложность стабилизации и психологического климата в коллективе;
4. Неизбежное преобладание
организационно-
«Эта структура представляет собой решетчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей» .При матричной структуре персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и тому подобное, которые образуются для руководства отдельными разработками, проведения специальных работ
Схема матричной структуры управления
Матричная структура нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей различных проектов. Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ.
Матричные структуры обладают как достоинствами, так и недостатками.
Преимущества:
1. Эффективное использование производственного потенциала, и прежде всего - кадрового;
2. Большие возможности
оптимизации коллективов
3. Возможности реализации
программно-целевого и
Недостатки:
1. Необходимость периодического
разрушения структуры
2. Сложности формирования
психологического климата в
3. Необходимость совмещения начала и завершения работ по отдельным проектам;
4. Необходимость периодической
и весьма реальной
Создание матричной организационной структуры управления считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических нововведений и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.
3.5 Дивизиональная структура
«Дивизиональная, или отделенческая структура управления - наиболее распространенная форма организации управления современной промышленной фирмы» [4,с.94]. Смысл ее состоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятельные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления).
Схема дивизиональной структуры управления:
Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию прибыли и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.
Дивизиональные структуры управления ориентируются на изделия, технологии, рынки сбыта, регионы. При этом обеспечивается:
- относительно большая
самостоятельность
- организация директивных связей по линейному принципу;
- относительно мощное
использование инструмента
- быстрая реакция на изменения рынка;
Освобождение высших руководителей от необходимости принятия оперативных и рутинных решений;
- снижение числа конфликтных
ситуаций вследствие
Опыт показывает, что там, где важен фактор техники и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества.
К числу недостатков этой структуры относят:
- относительно высокие
затраты на координацию
- при децентрализации
теряются преимущества
Организационная структура предприятия - средство достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует стратегии и определяется ею, то есть первая меняется тогда, когда меняется вторая .
Сказать, что есть определенная организационная структура, которая лучше всего подходит предприятиям, нельзя. Потому что каждой организации, каждой фирме необходима определенная структура, которая будет отвечать всем требованиям предприятия.
Найдя подходящую структуру, можно спасти, казалось бы безнадежное предприятие. И не только спасти, а вывести его на качественно новый уровень. Ведь четкая и слаженная работа всех подразделений, основанная на определенной структуре, - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке.
В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с действовавшими ранее. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:
1) сокращение размеров
подразделений и
2) уменьшение числа уровней управления;
3) групповая организация
труда как основа новой
4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;
5) создание условий для гибкой комплектации продукции;
6) минимизация запасов;
7) быстрая реакция на изменения;
8) гибко переналаживаемое оборудование;
9) высокая производительность и низкие затраты;
10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2003.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: «Элит-2000», 2001.
3. Гребцова В.Е. Менеджмент. - Ростов-н/Д: «Феникс», 2001.
4. Грибов В.Д. менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов - М.: КНОРУС, 2007.
5. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. - М.; ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
6. Лукашевич В.В. Основы
менеджмента в торговле: Учебник
для средних специальных
Схема дивизионной структуры управления .
Приложение Б
Схема линейно-организационной структуры управления.
Схема матричной структуры управления.
Схема функционально-организационной структуры управления.
Схема линейно-функциональной структуры управления.
Схема линейно- штабной структуры управления.
Информация о работе Структурирование управления организационными системами