Структурирование управления организационными системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы данной курсовой это рассмотреть и охарактеризовать каждую структуру системы управления.
- дать понятие организационным структурам системы управления;
Для достижения поставленных целей определен круг задач. Среди них выделена необходимость:
- перечислить правила построения организационных структур;
- перечислить этапы проектирования организационных структур;
- перечислить и описать их виды.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
1. Понятие и принципы построения организационных структур системы управления..........................................................................................................5
2. Правила построения организационных структур.......................................9
3. Типы организационных структур, их особенности, преимущества, недостатки:.......................................................................................................13
3.1 Линейная структура управления..............................................................13
3.2 Функциональная структура управления..................................................16
3.3 Линейно-функциональная структура управления..................................18
3.4 Матричная структура управления............................................................21
3.5 Дивизионная структура управления........................................................22
Заключение.......................................................................................................25
Список литературы..........................................................................................27
Приложение А..................................................................................................28
Приложение Б..................................................................................................29
Приложение В..................................................................................................30
Приложение Г..................................................................................................31
Приложение Д..................................................................................................32
ПриложениеЕ............................................................................................33

Файлы: 1 файл

теория менеджмента, теория организации.docx

— 173.76 Кб (Скачать)

     Требования к организационной структуре:

1.Оптимальность. Структура  управления признается оптимальной,  если между звеньями и ступенями  управления на всех уровнях  устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления. Чем больше ступеней управления, тем менее эффективно управление.

2.Оперативность. Суть  данного требования состоит в  том, чтобы за время от принятия  решения до его исполнения  в управляемой системе не успели  произойти необратимые отрицательные  изменения, делающие ненужной  реализацию принятых решений.  Управленческие решения необходимо  принимать быстро. С учетом этого  требования следует распределять  полномочия и ответственность.

3.Надежность. Структура аппарата  управления должна гарантировать  достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих  команд и других передаваемых  данных, обеспечивать бесперебойность  связи в системе управления.

4.Экономичность. Задача  состоит в том, чтобы нужный  эффект от управления достигался  при минимальных затратах на  управленческий аппарат. Критерием  этого может служить соотношение  между затратами ресурсов и  полезным результатом. Достигается  это требование путем оптимального  разделения управленческого труда.

5.Гибкость. Суть данного  требования заключается в способности  организационной структуры изменяться  в соответствии с изменениями  внешней среды и стратегии  развития предприятия.

6.Устойчивость структуры  управления. Неизменность ее основных  свойств при различных внешних  воздействиях, целостность функционирования  системы управления и ее элементов.

        При построении организационных структур управления учитываются следующие принципы:

- соответствие структуры  управления целями бизнеса;

- единство структуры и  функции управления;

- первичность функции  и вторичность органа управления;

- рациональное сочетание  в структуре управления централизации,  специализации и интеграции функций  управления;

- соотношение структуры управления с производственной и организационной структурами предприятия;

- комплексная увязка в  структуре управления всех видов  деятельности;

- соответствие системы  сбора и обработки информации  организационной структуре управления.

           

 

 

 

 

 

         3. Оценка эффективности организационных структур.

        Степень совершенства организационных структур проявляется в четкости системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации зданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

         В конечном счете вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по совершенствованию действующей организационной структуры, повышению эффективности работы аппарата управления.

3. Типы организационных  структур, их особенности, преимущества  и недостатки

                                 

                                    3.1 Линейная структура

         «Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления» .

        При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все каналы управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.

         Поскольку в линейной структуре управления решение передается по цепочке «сверху вниз», а если руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами по себе указаний или инструкций управленческому объекту не дают. Руководитель, таким образом, несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений.

 
   
   

   Схема линейной организационной структуры

         Между подразделениями устанавливаются вертикальные линейные связи, в соответствии с которыми руководитель отдает указания своим подчиненным, а подчиненные отчитываются перед ними в своих действиях и результатах работы.

        В линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне управления.

        Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

     Линейная организация имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

1. Единство и четкость  распорядительства;

2. Согласованность действий  исполнителей;

3. Жесткость и простота  построения структуры;

4. Четко выраженная ответственность;

5. Оперативность принятия  решения;

6. Личная ответственность  руководителя за конечные результаты  деятельности своего подразделения.

Недостатки:

1. Высокие требования  к руководителю, который должен  быть подготовлен всесторонне,  чтобы обеспечить эффективное  руководство по всем функциям  управления;

2. Отсутствие звеньев  по планированию и подготовке  решений;

3. Перегрузка информацией,  множество контактов с подчиненными  и вышестоящими структурами;

4. Концентрация власти  в управляющей верхушке;

5. Ориентация руководителя  на решение текущих задач своего  подразделения в ущерб общей  стратегии развития организации.

        Перечисленные преимущества и недостатки линейной структуры управления определяют область ее применения. Достаточно эффективно использование линейных структур в небольших торговых предприятиях с численностью персонала 10 - 15 человек, торгующих товарами повседневного и частного спроса.

 

                              3.2 Функциональная структура

         По мере укрупнения предприятий торговли и усложнения управленческих функций возникает необходимость в разделении управленческого труда. Оно обеспечивает повышение качества принимаемых решений. В данной структуре управленческий персонал группируется по функциям. В торговых организациях выделяются функциональные блоки, связанные с планированием, учетом, маркетингом, коммерческой деятельностью, управлением персоналом. В зависимости от размера предприятия каждое направление может быть представлено либо подразделением (отделом), либо специалистом в данной области.

         Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

   Схема функциональной организационной структуры.

         Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

         Функциональные специалисты несут ответственность за качество принимаемых специализированных решений и их исполнение линейными руководителями. Хотя принимаемые ими решения определяют эффективность всей организации, они не несут ответственности за общие результаты работы. Несбалансированность прав и ответственности функциональных специалистов ограничивает возможности организации в координации усилий персонала в направлении поставленных целей.

        Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

1. Повышение качества  принимаемых решений за счет  специализации управленческой деятельности. Решения принимаются специалистами,  владеющими соответствующей квалификацией,  опытом и необходимой информацией;

2. Рост квалификации управленческого  персонала за счет специализации  в узкой области деятельности;

3. Отсутствие дублирования  в реализации функциональных  сфер деятельности;

4. Создание условий для  реализации технически сложного  ассортимента, обеспечение высокого  качества реализуемых товаров  и форм обслуживания.

Недостатки:

1. Не обеспечивает направленности  усилий функциональных подразделений  на реализацию общих целей  и задач организации;

2. Обладает низкой координацией  действий между функциональными  подразделениями в результате  отсутствия горизонтальных связей;

3. Отсутствие сбалансированности  прав и ответственности руководителей  функциональных подразделений;

4. Возникновение конфликтов  между функциональными подразделениями  в результате борьбы за ресурсы;

5. Отсутствует эффективный  механизм противодействия разрастанию  аппарата управления;

6. Нередко приводит к  нарушению принципа единоначалия  вследствие борьбы за сферы  влияния между функциональными  руководителями.

         На предприятиях торговли данный тип структуры не получил широкого распространения. Его применение нецелесообразно в организациях, работающих в условиях относительной стабильности внешней и внутренней среды.

                  

                          3.3 Линейно-функциональная структура

        Эта структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления и использовать преимущества той и другой структуры. Данный подход обеспечил качественное новое разделение труда в управлении, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при участии и помощи функциональных служб.

        Схема линейно-функциональной структуры.

         В основу построения линейно-функциональной структуры управления положены линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам (финансы, персонал, снабжение, маркетинг и другие). За конечный результат в целом отвечает линейный руководитель организации, задача которого состоит в том, что все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Таким образом, здесь сохраняется принцип единоначалия. Это объясняется тем, что линейный руководитель устанавливает очередность в решении комплекса задач, определяя тем самым главную задачу на данном этапе, а так же время и конкретных исполнителей. Деятельность функциональных руководителей при этом сводится к поискам рациональных вариантов решения задач, к умелому доведению своих рекомендаций до линейного руководителя, который на этой основе сможет обеспечить эффективное управление. Таким образом, появляется возможность привлечения к управлению производством высококвалифицированных специалистов и обеспечения наилучших условий руководителям для решения более важных, глобальных проблем. Все это позволило аппарату управления линейно-функционального типа оставаться до настоящего времени основной организационной системой управления.

         Но бывают случаи, когда при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений линейному руководителю помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Эти подразделения наделяются правом управления деятельностью линейных подразделений в пределах своей компетенции. При наличии только штабных подразделений структура носит название линейно-штабная. Штаб наделяется определенными полномочиями, правами, которые обычно ниже полномочий руководителя предприятия или организации. Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию. Эта структура управления характеризуется:

- высокой централизацией  стратегических решений и децентрализацией  оперативных;

Информация о работе Структурирование управления организационными системами