Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа
Целью работы является изучение основ стратегического и тактического планирования в менеджменте. В этой связи задачами курсовой работы являются: анализ понятий «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнение процедур осуществления стратегического и тактического планирования в теории менеджмента, практический аспект указанных видов планирования.
Введение……………………………………………………………………………3
Понятие стратегического и тактического планирования в менеджменте…5
Стратегическое планирование………………………………………………...5
Оценка и выбор стратегических альтернатив………………………………14
Тактическое планирование…………………………………………………...21
2. Сравнительный анализ стратегического и тактического планирования…...23
2.1 Различия между стратегическим и тактическом планировании…………26
3. Практика стратегического и тактического планирования…………………..29
3.1 Особенности планирования в организациях различных стран………...31
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованных источников и литературы………
Для того чтобы справляться с угрозами и использовать существующие возможности, недостаточно просто знать о них. Если предприятие знает об угрозе, но не противостоит ей, оно может потерпеть поражение на рынке. С другой стороны, предприятие может владеть информацией о новых возможностях, но не иметь ресурсов для их реализации.
Менеджер должен также знать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованные возможности предприятия могут стать угрозой, если их вовремя использует конкурент. С другой стороны, удачно предотвращенная угроза может обеспечить предприятию сильную позицию, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
1.2 Оценка и выбор стратегических альтернатив
Стратегия – комплекс базовых решений, направленных на достижение генеральной цели фирмы и исходящих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей, а также других факторов и сил окружающей среды.
Элементы стратегии:
долговременные цели (планы, программы), определяющие деятельность организации на перспективу (стратегические цели);
технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей;
ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей;
система управления, обеспечивающая достижение стратегических целей.
После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать. На этом этапе руководство уже ответило на вопрос: «Каким делом мы занимаемся?» и теперь готово заниматься вопросами: «Куда мы направляемся?» и «Как мы попадем из точки, где находимся сейчас, в точку, где мы хотим быть?»
Процесс
выбора стратегии состоит из этапов
разработки, доводки и анализа
или оценки. На первом этапе создаются
стратегии, которые позволяют достичь
поставленных целей. На этом этапе важно
разработать как можно большее
число альтернативных стратегий. На
втором этапе стратегии дорабатываются
до уровня адекватности многообразным
целям развития предприятия. Формируется
общая стратегия. На третьем этапе
анализируются альтернативы в рамках
выбранной общей стратегии
Говоря о правильном выборе стратегии, следует отметить, что важной задачей стратегического управления является определение пропорций и темпов свертывания одного производства и развития другого производства. Предприятие может перейти из одной зоны хозяйствования в другую.
Анализ стратегических альтернатив. Оценка стратегии.
В распоряжении предприятия имеются четыре стратегических альтернативы:
ограниченный рост,
рост,
сокращение
сочетание этих вариантов.
1.
Ограниченный рост. Стратегической
альтернативой, которой
Для
стратегии ограниченного роста
характерно установление целей от достигнутого,
скорректированных с учетом инфляции.
Стратегия ограниченного роста
применяется в зрелых отраслях промышленности
со статичной технологией, когда
организация в целом
2.
Рост. Стратегия роста
Стратегия
роста является второй наиболее часто
выбираемой альтернативой. Она применяется
в динамично развивающихся
Рост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может произойти путем расширения ассортимента товаров. Внешний рост может осуществляться в смежных отраслях в форме вертикального или горизонтального роста (например, производитель приобретает оптовую фирму-поставщика или одна фирма по производству чего-либо приобретает другую). Рост может приводить к конгломератам, т.е. объединению фирм в несвязанных отраслях.
3.
Сокращение. Альтернативой, которую
реже всего выбирают
Ликвидация. Наиболее радикальным вариантом сокращения является полная распродажа материальных запасов и активов организации.
Отсечение лишнего. Часто фирмы считают выгодным отделить от себя некоторые подразделения или виды деятельности
Сокращение и переориентация. При застойной экономике многие фирмы считают необходимым сократить часть своей деятельности в попытке увеличить прибыли.
К стратегиям сокращения прибегают чаще всего тогда, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
4.
Сочетание. Эта стратегия
Стратегии сочетания всех альтернатив будут скорее всего придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.
Выбор
стратегии. После того как руководство
рассмотрит имеющиеся стратегические
альтернативы, оно обращается к конкретной
стратегии. Целью является выбор
стратегической альтернативы, которая
максимально повысит
На стратегический выбор, осуществляемый менеджментом предприятия, влияют разнообразные факторы.
Риск.
Какой уровень риска
Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно руководство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.
Реакция на владельцев. Весьма часто владельцы акций ограничивают гибкость руководства при выборе конкретной стратегической альтернативы.
Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче организации. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации.
Выбор стратегии является центральным моментом стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов.
Менеджеру
очень важно следить за тем, как
осуществляется стратегия. Для этого
ему нужно иметь широкую сеть
контактов и источников информации
— как формальных, так и неформальных.
Обычные каналы получения информации
могут быть следующими: беседы с
подчиненными, чтение отчетов, анализ
последних результатов
Реализация стратегии. Задачей этого этапа является понимание того, что необходимо сделать, чтобы стратегия была реализована, работала, а намеченные сроки ее исполнения соблюдались. Работа по реализации стратегии относится к области административных задач. Она включает в себя:
создание организационных возможностей для успешного выполнения стратегии;
управление бюджетом с целью выгодного размещения средств;
определение
политики предприятия, обеспечивающей
реализацию стратегии;
мотивацию работников для более эффективной работы. При необходимости следует видоизменить их обязанности и характер работы с целью достижения наилучших результатов по реализации стратегии;
увязывание размеров вознаграждения с достижением намеченных результатов;
создание
благоприятной атмосферы внутри
предприятия для успешного
создание
внутренних условий, обеспечивающих персоналу
предприятия возможность
использование передового опыта для постоянного улучшения работы;
обеспечение внутреннего руководства, необходимого для продвижения по пути реализации стратегии и контроля за тем, как стратегия должна быть выполнена.
Это так называемые определенные базовые требования, которые должны выполняться независимо от особенностей предприятия.
Оценка реализации стратегии. Менеджер должен знать, что стратегическое планирование — это непрерывный процесс, и поставленные перед предприятием задачи обычно пересматриваются не один раз. Связано это с появлением новых обстоятельств, вынуждающих вносить коррективы. Иногда могут быть изменены даже долгосрочные цели деятельности предприятия. Изменение прогноза развития предприятия, разработка новых целей, а также колебания на рынке влекут за собой корректировку стратегии.
Оценка реализации стратегии осуществляется по следующим ступеням:
необходимо удостовериться, что текущие цели предприятия и его задачи точно соответствуют общим желаниям руководства предприятия и его стратегии в целом;
необходимо
описать продукт, выпускаемый предприятием,
и дать ему оценку соответствия текущему
моменту;
менеджер должен точно определить сегменты своих потребителей, а также взять в расчет все потенциальные сегменты рынка, на котором работает предприятие;
следует
построить профиль
необходимо
правильно определить стратегические
единицы бизнеса и дать им правильную
оценку. Стратегические единицы бизнеса
(СЕБ) — конкурентная среда, в которой
предприятие устанавливает
Информация о работе Стратегическое и тактическое планирование