Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа
Целью работы является изучение основ стратегического и тактического планирования в менеджменте. В этой связи задачами курсовой работы являются: анализ понятий «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнение процедур осуществления стратегического и тактического планирования в теории менеджмента, практический аспект указанных видов планирования.
Введение……………………………………………………………………………3
Понятие стратегического и тактического планирования в менеджменте…5
Стратегическое планирование………………………………………………...5
Оценка и выбор стратегических альтернатив………………………………14
Тактическое планирование…………………………………………………...21
2. Сравнительный анализ стратегического и тактического планирования…...23
2.1 Различия между стратегическим и тактическом планировании…………26
3. Практика стратегического и тактического планирования…………………..29
3.1 Особенности планирования в организациях различных стран………...31
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованных источников и литературы………
Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. Они, главным образом, ставят себе цели по рентабельности (прибыльности) и производительности. В свою очередь эти цели конкретизируются, находя выражение в таких, например, определениях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, а также социальная ответственность.
С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Включаемые в формулировки этих целей этические представления и оценки социальной ответственности выражают в большей степени философию данной организации, чем конкретизацию результата.
Ориентация, задаваемая ясно сформулированными целями, определяет все последующие решения руководства.
ЦЕЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ. В каждом подразделении организации также необходима выработка своих целей. Например, целью подразделения маркетинга может стать сокращение количества жалоб потребителей на N% в следующем году. Цели сходных подразделений в различных организациях могут быть гораздо ближе друг другу, чем даже цели различных подразделений в рамках одной организации, поэтому особенно необходима их координация. Цели подразделений должны удовлетворять деятельности организации как целого, а не входить в противоречия с целями других подразделений.
Цели организации должны обладать рядом характеристик:
Конкретность;
Обозримость (краткосрочность, долгосрочность);
Реальность (достижимость);
Взаимосвязанность (одна не противоречит другой);
Эффективность (результативность и прибыльность).
Достижение целей осуществляется через функции управления: организацию, планирование, мотивацию, контроль, координацию.
Главная цель деятельности коммерческих организаций - получение прибыли.
Примеры целей деятельности организации
Функциональная область…. Цель
Маркетинг………..Выйти на 1 место по продаже продукции на рынке
Производство…….Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех или определенных видов продукции
НИОКР…………..Поддерживать конкурентоспособность и инновационность (постоянное обновление) выпускаемой продукции
Финансы…………Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал………..Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
Проведение стратегического анализа подразумевает оценку стратегического состояния фирмы с учетом факторов:
внутренней микросреды, полностью контролируемой менеджментом фирмы и включающей подразделения фирмы;
внешней микросреды (делового окружения), регулируемой менеджментом фирмы и включающей: поставщиков, конкурентов, посредников (торговые фирмы, транспортные компании, специализированные фирмы (реклама, консалтинг), кредитно-финансовые учреждения), клиентуру и контактные аудитории (средства массовой информации, государственные учреждения и органы, широкая публика);
макросреды
(фонового окружения), абсолютно неподконтрольной
менеджменту фирмы и
Политическое окружение.
Экономическое окружение.
Социальное окружение.
Технологическое окружение.
Сущность
анализа внешней среды состоит
в систематическом изучении и
оценке контролируемых и неконтролируемых
факторов (объектов и событий), относящихся
к предприятию. Главная цель такого
анализа — получение
Менеджер, занимаясь анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что IT анализ работы собственного предприятия.
Используются различные виды анализа и их комбинации:
анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации — анализ фактов, или фактический анализ;
анализ, проводимый на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее — анализ событий и отклонений. Анализ отклонений является частью процессов контроля;
анализ, проводимый на базе будущей информации — анализ планируемых показателей. Служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив.
Кроме
анализа внешней и внутренней
среды хороший менеджер должен уметь
анализировать и оценивать
Деловая обстановка — вся совокупность элементов внешней и внутренней среды, оказывающих существенное влияние на достижение стратегических целей в деятельности предприятия на рынке.
Основные сферы деловой обстановки во многом совпадают: политическая, экономическая, социально-политическая, юридическо-правовая, криминальная сферы.
Для менеджеров очень важно уметь определять и прогнозировать деловую обстановку. От этого зависят не только рост или падение экономических показателей ведения бизнеса, но и безопасность деятельности компании в определенных условиях. В западных компаниях работа по оценке деловой обстановки и ее прогнозированию уже давно ведутся. Российские фирмы зачастую этим пренебрегают, за что и расплачиваются. Такая работа должна быть поставлена на научный уровень и доверена только грамотному специалисту. Смысл такой деятельности должен быть сведен к трем основным направлениям: во-первых, к классификации уровня безопасности; во-вторых, к оценкам внешних и внутренних воздействий на компанию; в-третьих, к выработке мер противодействия.
Оценка состояния деловой обстановки включает несколько параметров.
Внешние
воздействия могут
Внутренние
воздействия могут
Состояния деловой обстановки определяются по следующим уровням: благоприятная или нормальная; неблагоприятная, или усложняющая; сложная; напряженная, или предконфликтная; конфликтная; катастрофическая.
Ранжирование
обстановки по вышеперечисленным уровням
позволяет руководителям и
Анализ сильных и слабых сторон предприятия — очень важное направление в деятельности предприятия. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется предприятиями во всем мире. Современный менеджер обязан в совершенстве владеть этим методом.
SWOT
— это аббревиатурное
Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами. Ниже приводятся примерные группы вопросов для проведения SWOT-анализа. Первые две группы касаются внутренних факторов. Анализируются сильные и слабые стороны. Вторая группа вопросов касается внешних факторов и включает в себя благоприятные возможности и факторы угрозы.
Итак, на первом этапе нужно провести анализ по следующим факторам.
Внутренние факторы.
Сильные стороны:
компетентность;
наличие достаточных финансовых ресурсов;
наличие
хороших конкурентоспособных
хорошая репутация у потребителей;
признанное лидерство предприятия на рынке;
наличие у предприятия хорошо продуманных стратегий в данной сфере деятельности;
наличие
собственных технологий высокого качества;
наличие преимуществ в
Слабые стороны:
отсутствие стратегического направления;
маргинальное положение на рынке;
наличие устаревшей техники;
низкий уровень прибыльности;
неудовлетворительный уровень менеджмента;
плохой контроль;
слабость по сравнению с конкурентами;
отсталость в инновационных процессах;
узкий ассортимент продукции;
неудовлетворительный имидж на рынке;
низкие маркетинговые навыки у персонала;
отсутствие достаточного финансирования проектов и т.п.
Внешние факторы.
Благоприятные возможности:
работа с дополнительными группами потребителей;
внедрение на новые рынки или сегменты рынка;
расширение
спектра продуктов для
дифференцированность продукции;
способность предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам;
уверенность в отношении фирм-соперников;
быстрый рост рынка и т.п.
Факторы угрозы:
приход новых конкурентов;
повышение объема продаж аналогичных продуктов;
медленный рост рынка;
неблагоприятная налоговая политика государства;
изменение нужд и вкусов покупателей и т.п.
Резюмируя вышеизложенное, менеджер должен уметь определять, какими сильными сторонами обладает его предприятие, не только видеть, но и признаваться в слабых его сторонах. Он должен осознавать, какие у предприятия существуют благоприятные возможности, и принимать в расчет те факторы угрозы, которые могут помешать извлечь выгоду из благоприятных возможностей.
Информация о работе Стратегическое и тактическое планирование