Стратегическое и тактическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение основ стратегического и тактического планирования в менеджменте. В этой связи задачами курсовой работы являются: анализ понятий «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнение процедур осуществления стратегического и тактического планирования в теории менеджмента, практический аспект указанных видов планирования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Понятие стратегического и тактического планирования в менеджменте…5
Стратегическое планирование………………………………………………...5
Оценка и выбор стратегических альтернатив………………………………14
Тактическое планирование…………………………………………………...21
2. Сравнительный анализ стратегического и тактического планирования…...23
2.1 Различия между стратегическим и тактическом планировании…………26
3. Практика стратегического и тактического планирования…………………..29
3.1 Особенности планирования в организациях различных стран………...31
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

курсач по теории управления новый.docx

— 69.85 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 
 

Факультет государственного и  муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное  управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине «Теория управления» 
 

      СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  И ТАКТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 
 
 
 
 
 

Студент                                                                                                     Е.В. Сеник

группа                                 ___________________________        

123 вз                                                       подпись

                                             __________________________       

                                                                        дата

 

Научный руководитель

                                             ___________________________             

                                                                        подпись

                                             ____________________________

                                                                        дата 
 
 
 

Хабаровск 2011 
 

Содержание 

     Введение……………………………………………………………………………3

  1. Понятие стратегического  и тактического планирования в менеджменте…5
    1. Стратегическое планирование………………………………………………...5
    2. Оценка и выбор стратегических альтернатив………………………………14
    3. Тактическое планирование…………………………………………………...21

     2. Сравнительный анализ стратегического и тактического планирования…...23

     2.1 Различия между стратегическим и тактическом планировании…………26

    3. Практика  стратегического и тактического  планирования…………………..29

        3.1 Особенности планирования в  организациях различных стран………...31

     Заключение………………………………………………………………………..33

     Список  использованных  источников и литературы………………………….35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы. Одна из важнейших предпосылок оптимального управления  –  это планирование. Планирование необходимо для всех предприятий, независимо от форм собственности и видов деятельности.

     Окружающая  среда различным образом воздействует на функционирование фирмы, требуя определенных долговременных, текущих, принципиальных, оперативных решений.

     Объектом изучения данной работы является планирование в менеджменте. Под менеджментом будем понимать вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления, а также систему теорий о нем1. Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы; поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей и c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей2. Результатом планирования является план.

     Планирование  можно классифицировать по нескольким критериям: по степени охвата (общее  и частичное), содержанию деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки  для известных возможностей и  продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий),  сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),  охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко- , средне- , долгосрочное), жесткое и гибкое. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования (их более 100).

     Предметом исследования является связь тактического и стратегического планирования в менеджменте.

     Целью работы является изучение основ стратегического и тактического планирования в менеджменте. В этой связи задачами курсовой работы являются: анализ понятий «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнение процедур осуществления стратегического и тактического планирования в теории менеджмента, практический аспект указанных видов планирования. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие стратегического  и тактического планирования
 
 
 

     Все менеджеры, независимо от того на каком  уровне организации они находятся, занимаются планированием. Однако характер и масштаб планирования изменяются в зависимости от полномочий, которыми располагают менеджеры. В зависимости  от цели различают стратегическое и  оперативное планирование. 

    1. Стратегическое  планирование.
 

     Стратегическое  планирование - это процесс определения  миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических  ресурсов, их распределения и использования  с целью обеспечения эффективной  деятельности организации в обозримой  перспективе.

     Смыслом стратегического планирования является процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития.

     Этапы стратегического планирования:

       формирование миссии и целей;

       проведение стратегического анализа;

       оценка и выбор стратегических альтернатив;

       «Стратегическое планирование имеет  дело не с будущими решениями,  а с будущим решений, принимаемых  сегодня».

     Формирование  миссии фирмы

     Миссия  фирмы – это публичная цель деятельности компании (понимание компанией  своей роли в системе бизнеса).

     Формулировка миссии определяется отношением фирмы к своим покупателям, работникам, конкурентам, правительству и т.д. Четкое понимание своей миссии позволяет фирме выделиться среди конкурентов и завоевать покупателей. 
 

     Пример:

     Миссия  компании Ford:

     Представление людям дешевого транспорта.

     Миссия  компании Procter & Gamble:

     Производить продукцию наивысшего качества и  потребительской ценности, которая  способствует повышению жизненного уровня людей в разных странах.

     Миссия  компании должна быть максимально адаптированной к рынку и основываться на том, что компания умеет делать наилучшим  образом; должна быть реалистичной и  учитывать мнения и желания лиц, определяющих судьбу компании.

     Во  всем процессе стратегического планирования миссия наиболее статична. В идеале она разрабатывается лишь однажды, в момент выхода фирмы на рынок, и  определяет направление ее развития. На каждом уровне управления миссию компании нужно преобразовать в конкретные стратегические цели.

     Следует различать широкое и узкое  понимание миссии.

         В широком понимании миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия. Философия предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Именно предназначение определяет действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа предприятием оно намеревается быть. Философия предприятия обычно редко меняется. Хотя она может меняться, например, со сменой собственника. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут происходить на предприятии и в среде его функционирования.

     В узком понимании миссия — сформулированное утверждение относительно того, для  чего или по какой причине существует предприятие, т. е. миссия понимается как  утверждение, раскрывающее смысл существования  предприятия, в котором проявляется  отличие данного предприятия  от ему подобных.

     Миссия  помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для  принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию  и поддержке компании во внешней  среде в достижении ее целей.

     Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения  о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию  бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом. Зачастую положение о  миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о  конкурентах и о других элементах  внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию  добиться преимущества перед конкурентами.

     Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в  данный бизнес.

     Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:

     владелец  предприятия;

     ключевой  менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);

     сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия и их роль в достижении этих целей;

     поставщики. Необходимо помочь им понять цели данного  предприятия и возможности своего воздействия;

     потребители. Следует помочь им понять, на чем  фокусируется конкретное предприятие  и что именно они являются сосредоточием  усилий.

     Формирование  миссии присуще высокоразвитому  бизнесу. Предпочтительным считается  сочетание короткого лозунга, определяющего  основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом  миссии, включающим следующие пункты:

     описание  текущего положения дел на предприятии;

     описание  потребителей, с которыми в настоящее  время работает предприятие;

     описание  предлагаемых предприятием продуктов  и услуг;

     описание  целей предприятия (куда оно хочет  прийти?);

     описание  философии компании (какие ценности и взгляды лежат в основе деловой  практики компании?);

     описание  общественного имиджа предприятия (как оно хочет выглядеть в  глазах общественности?). 

     Цели  организации.

     Цели - это  конкретные конечные состояния  или результаты, которых стремится  достигнуть  группа в процессе совместной работы. Цели разрабатываются руководством в ходе  процесса планирования и  сообщаются членам организации, что  является важнейшим  фактором координирования  деятельности группы. Общие цели сплачивают коллектив и придают всей работе осознанность.

Информация о работе Стратегическое и тактическое планирование