Стили организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для того чтобы эффективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников.

Оглавление

Введение
Тема 1. Организация как система 4
1.1 Общие понятия систем 5
1.2 Класификацияя систем 6
1.3 Социальная организация 3
Тема 2. Структурный подход к организации 9
2.1 Организационные модели 3
2.2 Разновидности организационных структур 6
Тема 3. Организация и управление 3
3.1 Необходимость управления в организации и его особенности 3
3.2 Субъекты организаторской деятельности 4
3.3 Модели организации, как объуктов управления 6
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по терии организации.docx

— 113.27 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

Тема 1. Организация как система 4

    1.1 Общие понятия систем 5

1.2 Класификацияя систем 6

1.3 Социальная организация 3

Тема 2. Структурный подход к организации 9

2.1 Организационные модели 3

2.2 Разновидности организационных структур 6

Тема 3. Организация и управление 3

3.1 Необходимость управления в организации и его особенности 3

3.2 Субъекты организаторской деятельности 4

3.3 Модели организации, как объуктов управления 6

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая организация – это, прежде всего, люди и работа, которую они  выполняют. Однако набор людей и  работ еще не представляет из себя организации. Для того, чтобы произошел  переход от проектирования работы к  проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить  работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в организационной  структуре.

Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для  того чтобы эффективно достигались  цели, необходимо понимание структуры  работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей  во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие  взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, влияют на отношения и поведение работников. Структурный подход применяется  в организациях для обеспечения  основных элементов деятельности и  взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации (организационного обособления).

Учитывая актуальность вышеизложенного, темой контрольной работы является организация как объект управления.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Раскрыть понятие и признаки  организации;

- Рассмотреть классификацию организаций;

- Показать модели организаций  как объектов управления;

- Дать оценку сильных и слабых  сторон организаций.

Тема 1. Организация как система

1.1 Общие понятия систем

 

Основой теории организации  является теория систем.

Система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.

Основные признаки системы: наличие множества элементов, единая цель для всех элементов, наличие связей между ними, целостность, определенная структура и иерархичность, относительная самостоятельность элементов.

Свойства систем:

  • стремление к сохранению своей структуры (далее будет рассмотрен объективный закон организации — закон самосохранения);
  • потребность в управлении (у человека, животного, общества, стада животных и большого социума существуют определенные потребности);
  • сложная зависимость системы от свойств входящих в нее элементов и подсистем (свойства системы могут не совпадать со свойствами ее элементов). Например, эффективные системы создают синергетический эффект.

Простейшая схема взаимодействия системы с окружающей средой представлена на рис. 4.

 

В рамках системы можно  выделить ряд подсистем. Подсистема — это набор элементов, представляющих относительно автономную область внутри системы. Элементом при этом считается система, которая в рамках рассматриваемого ранга на подсистемы не делится.

1.2 Классификации систем

 

Рассмотрим основные разновидности  систем. Главным является деление  систем на технические, биологические  и социальные.

Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и другие объекты, имеющие инструкции для пользователя. Для данной системы характерна высокая степень определенности, число решений конечно, а их последствия, как правило, заранее известны. Примерами действий в рамках технической системы являются: работа с компьютером, вождение автомобиля, решение задач по математике и др. Решения строго формализованы и выполняются в определенном порядке. Качество решения в технической системе зависит от профессионализма специалиста, его принимающего.

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Функционирование данной системы обладает большим разнообразием, но набор решений также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Однако последствия решений могут быть непредсказуемыми. Обычно в каждой конкретной ситуации разрабатывается несколько вариантов решений, из которых и выбирается лучшее. Задача специалиста — правильно выбрать это лучшее решение.

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Такие системы характеризуются еще большим разнообразием, чем биологические. Так как сознание человека быстро и по-разному реагирует на различные ситуации, набор решений расширяется, а неопределенность усиливается.

Все три системы взаимодействуют  друг с другом. Социальная система  может включать биологическую и  техническую подсистемы, а биологическая  — техническую. Различна и роль человека в этих системах: в технической  человек отсутствует, в биологической  он играет роль объекта управления, а в социальной — субъект и  объект управления.

Существуют и другие классификации  систем:

  • открытые и закрытые,
  • искусственные и естественные,
  • детерминированные и стохастические,
  • жесткие и мягкие.

Системы можно разделить  на закрытые и открытые. Закрытые системы в чистом виде игнорируют любые внешние эффекты и в идеале не должны ничего получать и ничего отдавать. Для большинства организаций такое существование невозможно. Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды.

Искусственные системы создаются человеком для выполнения определенных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютер, спутниковый комплекс.

Естественные системы создаются природой, человеком, а, возможно, и Богом для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.

Детерминированные (предсказуемые) системы работают по заранее заданным правилам, с заранее известным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство стандартизированной продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются тем, что и входные воздействия внешней и (или) внутренней среды и выходные результаты практически нельзя спрогнозировать. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в лотерею.

Для мягких систем характерна большая чувствительность к внешним воздействиям и, соответственно, низкая устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, только что появившаяся на рынке организация, человек при отсутствии твердых принципов.

Жесткие системы — как правило, авторитарные организации, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Очень устойчивы к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Системы также бывают простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация обладает всеми  признаками системы.

1.3  Социальная организация

Согласно первой из приведенных  нами классификаций выделяются технические, биологические и социальные системы. В рамках теории организации изучаются  главным образом социальные системы, так как все другие тем или  иным образом можно свести к ним. В качестве главного звена социальной системы выступает человек.

В зависимости от главной  цели деятельности социальные системы  могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Социальные системы, которые  занимаются производством товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. По целям деятельности можно выделить социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Для социально-экономических организаций главной целью выступает получение прибыли; для социально-культурных получение максимальной прибыли стоит на втором месте, главным является достижение определенных эстетических целей; социально-образовательные организации стремятся к достижению высокого уровня современных знаний, а получение прибыли также вторично.

Отметим ключевые особенности  социальных организаций:

  • стремление к реализации всего потенциала человеческих возможностей и способностей;
  • формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных), что является основой любой системы;
  • сложность, подвижность, высокий уровень неопределенности.

Организации существуют практически  во всех сферах общественной деятельности людей. Внутри организаций протекают  процессы двух видов:

  • объективные, к которым относятся общеэкономические процессы роста и спада и процессы, связанные с действием законов организации;
  • субъективные — порожденные волей человека (управленческие процессы).

Теория организации направлена, прежде всего, на изучение такой разновидности  социальных организаций как экономические (хозяйственные) организации (далее мы их будем называть просто организации).

Экономическая организация  взаимодействует с внешней средой, должна приспосабливаться к изменениям в ней, чтобы нормально функционировать, и в силу этого должна рассматриваться  как открытая система.

Организация как открытая система — это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями). К ресурсам входа можно отнести материалы, оборудование, капитал, рабочую силу. Ситуационный подход к организации акцентирует наше внимание на том, что в любой ситуации необходимо учитывать внешние и внутренние факторы и обстоятельства.

Тема 2. Структурный подход к организации

 

Управленческая деятельность компании невозможна без определенной организационной структуры и  модели. Организационную структуру  следует отличать от организационно-правовой формы ведения бизнеса. Организационно-правовая форма является внешней характеристикой  компании в том смысле, что устанавливается  законодательством страны, обычно с  учетом реалий экономической жизни  и не подлежит изменению со стороны  компании (правовую форму можно только выбрать). Организационно-правовая форма  имеет значение в основном для  третьих лиц, так как подразумевает  определенный вид ответственности  самого юридического лица и его учредителей  по обязательствам. Что касается внутренних аспектов организации компании, то происходит выбор организационной  модели и организационной структуры. Мы будем рассматривать основные разновидности только организационных  моделей и структур. Хотя модели и структуры часто совпадают  по своим характеристикам, полной идентичности между ними нет, поэтому мы будем  придерживаться сложившейся традиции выделения как организационных  моделей так и структур.

2.1. Организационные модели

 

Бюрократическая (механистическая) модель коммерческой организации заимствована из классической модели военной организации. В ней наиболее явно проявляется иерархия; компетенции каждого сотрудника жестко регламентированы, личностные правила не действуют. Сотрудники назначаются на должности согласно своей квалификации и профессиональным качествам, а продвижение происходит в зависимости от стажа и личных достижений, оцениваемых начальником. В такой организации задействованы главные принципы научного менеджмента. Типичный работник был назван социологами «организационным человеком», очевидно, в силу пренебрежения личностными качествами и потребностями.

По основным характеристикам, бюрократическая модель вполне подходит для работы в стабильной внешней  среде, когда не требуется серьезная  технология. Изменения могут уничтожить компанию, построенную по бюрократической  модели, поэтому бюрократическая  модель не лучший выбор для российских компаний. Тем не менее можно согласиться  с Б.З. Мильнером и его соавторами в том, что подсистемы управления в рамках крупных компаний могут  быть построены по механистической  концепции. По нашему мнению, это относится  к тем областям деятельности компании, где требуется четкость процедур и сравнительная стабильность, например, руководство техническим обслуживанием.

Поведенческая модель рассматривает компанию с точки зрения одновременного существования двух систем: технической системы, собственно и занятой производством товаров и услуг; социальной системы, в которую включается деятельность людей, которые заставляют работать техническую систему. Если не придавать необходимого внимания социальным и психологическим аспектам деятельности работников, техническая система выйдет из состояния равновесия. Кроме того, за счет такого подхода работники становятся более лояльными по отношению к компании.

Помимо удовлетворения вышеуказанных  потребностей работников целью поведенческой  модели является повышение устойчивости компании к изменениям как внутренней, так и внешней среды — для  этого менеджерам предоставляется  сравнительно большая свобода принятия решений.

В чистом виде поведенческой  модели присущи: децентрализация, открытость информационного потока, который  идет как сверху-вниз, так и снизу-вверх, коллективный процесс принятия решений, слабая командная цепь по отношению  к организации труда и системам отчетности, стимулирование подчиненных  к повышению своей квалификации. Авторитет у коллектива дает не должность и положение, а реальные достижения и хорошие взаимоотношения.

Информация о работе Стили организаций