Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление проблем эффективности использования современных методов в государственном управлении.
Задачами курсовой работы являются:
- определить понятие и сущность метода государственного управления;
- рассмотреть классификацию методов государственного правления;
- обозначить проблемы использования методов государственного управления;
- на примере Новгородской области провести анализ модернизации методов государственного управления в свете административной реформы;
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современные методы государственного управления: теоретический аспект..........................................................................................6
1. 1 Понятие и сущность метода государственного управления…............…..6
1. 2 Классификация методов государственного управления…...........…….…11
1. 3 Проблемы использования современных методов государственного управления.............................................................................................................21
Глава 2. Анализ проблем эффективного использования методов государственного управления на примере Новгородской области...........30
2. 1. Анализ модернизации методов государственного управления в свете административной реформы.............................................................................30
2. 2 Проблемы эффективности использования современных методов административного менеджмента в государственном управлении и пути их оптимизации...........................................................................................................40
Заключение...........................................................................................................51
Библиографический список......................................
- необходимо повышение эффективности взаимодействия власти и гражданского общества, создание действенных механизмов влияния гражданского общества на подготовку и принятие затрагивающих его права и законные интересы решений. В центре внимания власти должен быть именно гражданин с его проблемами, а деятельность органов исполнительной власти должна определяться потребностями, целями живущих в стране людей, а не чьими-либо властными интересами. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2010 год подчеркнуто, что «надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина... Понимание того, что чиновники служат народу, а не «вершат его судьбы», - основа демократического устройства... Деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство. Их главная задача - улучшать условия жизни людей».
- проблема повышения уровня доверия населения к власти, к государственным служащим. Необходима разработка программы по повышению престижа государственных органов, по формированию нового слоя чиновников - некоррумпированных, демократичных, для которых закон и обеспечение прав граждан превыше всего21.
На решение этих проблем направлен ряд нормативно-правовых актов: федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», указ Президента РФ от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», которым предусматривается поэтапное сокращение предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, в течение 2011— 2013 годов не менее чем на 20 процентов.
Результаты работы по информатизации и формированию электронного правительства в Новгородской области имеют ряд существенных проблем (недостатков), отображенных на рисунке 3.
Основными рисками в реализации областной целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в Новгородской области на 2011-2013 годы» являются:
- недостаточное финансирование сферы информатизации за счет всех источников;
- неразвитая телекоммуникационная инфраструктура в ряде районов области, "цифровой разрыв" между городскими и сельскими поселениями;
- недостаточно сформированная
для решения задач развития информационного
общества информационно-
- отсутствие в регионе компаний в сфере ИКТ и недостаток квалифицированных специалистов в ряде направлений ИКТ;
- недостаточная информированность населения о возможностях ИКТ;
- низкий уровень доступности современных информационных технологий и телекоммуникационных услуг для ряда социальных групп населения.
Рис. 3. Проблемы информатизации и формированию электронного правительства в Новгородской области
В рамках административной реформы стандартизация и регламентация предоставления той или иной государственной услуги ориентированы исключительно на процесс оказания услуги, и менее всего стандартизируют саму эту услугу. Поэтому, не предполагается, что будут разработаны и реализованы полноценные стандарты качества жилья, пенсионного обеспечения и т.д.
В рамках административной реформы стандартизируется и регламентируется только организация взаимодействия по поводу конкретной государственной услуги (в том числе, процедуры обжалования методов и форм их получения) без обсуждения качественного её содержания. Видимо, предполагается, что эта сторона вопроса должна регламентироваться особо.
В результате реализации государственных и муниципальных услуг, как в Новгородской области, так и в других субъектах РФ были выявлены «типовые» проблемы наиболее массовых услуг для граждан, которые представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Типовые» проблемы наиболее массовых государственных и муниципальных услуг для граждан
Комплексная оптимизация
государственных и
- сокращение
количества обращений (
- сокращение
сроков предоставления
- определение нормативов материальных затрат заявителей;
- улучшение
качества регламентации
Для устранения
указанных недостатков и
Системные решения по направлениям комплексной оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг представлены на рисунке 5.
Рис. 5 Системные решения по направлениям комплексной оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг
Совершенствование федеративных отношений и децентрализация входят в число приоритетных задач государственной национальной политики Российской Федерации и является одним из основных положений нового государственного менеджмента.
«Проводя децентрализацию, мы просто обязаны учитывать, что у нас очень большая страна с разным экономическим положением территорий», - отметил Д. Медведев на очередном заседании Государственного Совета по перераспределению полномочий.22 «Поэтому децентрализация должна проходить с полным пониманием последствий и с применением дифференцированного подхода».
«Россия настолько сложна как Федерация, что мы не должны стесняться учитывать эти различия более тщательно, создавая дифференцированные правовые, инвестиционные и, может быть, даже налоговые режимы в отдельных регионах».
Д. Медведев выделил три главных, на его взгляд, аспекта децентрализации власти. Во-первых, число полномочий, делегированных с федерального уровня на региональный, должно увеличиваться, а сами регионы должны получить право ставить вопрос о передаче им тех или иных полномочий.
Второй вопрос - финансовый,
затрагивающий
«Финансирование децентрализации должно дать регионам не какие-то крохи, а существенные полноценные средства». В дополнение регионы должны получить больше свободы для использования федеральных субсидий. Так, сейчас регионы получают 21 разную субвенцию под каждое отдельное делегированное полномочие. Рабочая группа правительства же предложила консолидировать федеральные средства в рамках единой субвенции».
«Третий вопрос. Расширение источников доходов местных и региональных бюджетов».23
Следующее важное положение государственного управления (менеджмента) – это приватизация. Приватизация для России стала основой процессов реформирования экономики, формой преобразования отношений собственности. Необходимо решительнее проводить децентрализацию и муниципализацию собственности предприятий, выходящих со своими товарами и услугами преимущественно на местный рынок. Это облегчит управление ходом приватизации местных предприятий, позволит учитывать специфику конкретного рынка. Приватизацию предприятий необходимо проводить с учетом их отраслевых особенностей, значимости объектов социальной инфраструктуры и разрабатывать различные варианты по сохранению их профиля. Важными являются специфика страны и конкретная ситуация. При отсутствии принятия во внимание этих параметров возможно разрушение основ экономической системы.
Таким образом, разгосударствление и приватизация образуют объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом и способны, при правильной политике государства, помочь стране перейти в иное качество.
Еще одним важным положением административного менеджмента является расширение спектра методов, которые могут применяться для эффективного управления.
Стратегическое планирование и стратегическое управление - испытанные методы современного менеджмента. Особенно плодотворным становится применение стратегического планирования в управлении развитием как страны в целом, так и региона. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.
Для анализа среды в государственном стратегическом управлении используются различные методы: SWOT-анализ, матрица возможностей, матрица угроз, анализ цепочки ценностей, анализ издержек, составление профиля среды, анализ микросреды STEP-анализ и др.
В настоящее время в РФ утверждена и действует Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.
Стратегия опирается
на результаты всесторонней оценки инновационного
потенциала, Долгосрочного научно-
Система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития.
В системе государственного управления продолжится внедрение инновационных технологий в том числе в рамках создания электронного правительства. С помощью современных технологий управления предполагается пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.24
Таким образом, модернизация системы государственного управления в РФ неразрывно связана с внедрением основных приемов и методов административного менеджмента в государственное управление, определением оптимальных параметров, способствующих формированию государственного управления как открытой, динамичной социальной системы.
Переход от государственного
управления к государственному менеджменту
означает уход от традиционного
Заключение
Анализируя изложенный материал курсовой работы необходимо отметить, что методы государственного управления и связанные с ними организационные формы достаточно чувствительны к изменениям управляемого объекта и окружающей среды. Они раньше других элементов системы, скажем, функций или взаимосвязей между управляющими субъектами, реагируют на новые цели и стратегии.
В настоящее время как по России в целом, так и в Новгородской области происходит переход от административной системы управления к системе преимущественно рыночного регулирования. Соответственно происходит и модернизация методов государственного управления.
Согласно менеджеристскому
подходу, основными ценностями государственного
управления должны быть эффективность,
экономичность и
Для России значимость концепции государственного менеджмента определяется прежде всего поиском адекватных новым реалиям подходов, направленных на совершенствование системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления.
Проведенный в рамках курсового исследования анализ использования современных методов государственного управления позволил выделить ряд проблем, характерных для Российской Федерации в целом и Новгородской области в частности:
- Проблемы информатизации и формированию электронного правительства в Новгородской области;
- Типовые проблемы
наиболее массовых
Для устранения указанных проблем необходимо:
- эффективное управление рисками;
- своевременное финансирование мероприятий Программы;
- развитие инфраструктуры электронного правительства в области;
- мониторинг процессов информатизации в области и своевременное принятие управленческих решений при возникновении тенденции роста рисков;
- установление административной ответственности чиновников, а также определение единой процедуры органов власти