Современные методы государственного управления: проблема эффективности использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление проблем эффективности использования современных методов в государственном управлении.
Задачами курсовой работы являются:
- определить понятие и сущность метода государственного управления;
- рассмотреть классификацию методов государственного правления;
- обозначить проблемы использования методов государственного управления;
- на примере Новгородской области провести анализ модернизации методов государственного управления в свете административной реформы;

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Современные методы государственного управления: теоретический аспект..........................................................................................6
1. 1 Понятие и сущность метода государственного управления…............…..6
1. 2 Классификация методов государственного управления…...........…….…11
1. 3 Проблемы использования современных методов государственного управления.............................................................................................................21

Глава 2. Анализ проблем эффективного использования методов государственного управления на примере Новгородской области...........30
2. 1. Анализ модернизации методов государственного управления в свете административной реформы.............................................................................30
2. 2 Проблемы эффективности использования современных методов административного менеджмента в государственном управлении и пути их оптимизации...........................................................................................................40

Заключение...........................................................................................................51

Библиографический список......................................

Файлы: 1 файл

Современные методы государственного управления.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

- необходимо повышение эффективности взаимодействия власти и гражданского общества, создание действенных механизмов влияния гражданского общества на подготовку и принятие затрагивающих его права и законные интересы решений. В центре внимания власти должен быть именно гражданин с его проблемами, а деятельность органов исполнительной власти должна определяться потребностями, целями живущих в стране людей, а не чьими-либо властными интересами. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2010 год подчеркнуто, что «надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина... Понимание того, что чиновники служат народу, а не «вершат его судьбы», - основа демократического устройства... Деятельность всех должностных лиц не должна дискредитировать государство. Их главная задача - улучшать условия жизни людей».

- проблема повышения уровня доверия населения к власти, к государственным служащим. Необходима разработка программы по повышению престижа государственных органов, по формированию нового слоя чиновников - некоррумпированных, демократичных, для которых закон и обеспечение прав граждан превыше всего21.

На решение этих проблем направлен ряд нормативно-правовых актов: федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», указ Президента РФ от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов», которым предусматривается поэтапное сокращение предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, в течение 2011— 2013 годов не менее чем на 20 процентов.

Результаты работы по информатизации и формированию электронного правительства в Новгородской области имеют ряд существенных проблем (недостатков), отображенных на рисунке 3.

Основными рисками  в реализации областной целевой программы «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в Новгородской области на 2011-2013 годы» являются:

- недостаточное финансирование сферы информатизации за счет всех источников;

- неразвитая телекоммуникационная инфраструктура в ряде районов области, "цифровой разрыв" между городскими и сельскими поселениями;

- недостаточно сформированная для решения задач развития информационного общества информационно-телекоммуникационная инфраструктура в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, культуры, недостаточный уровень грамотности в области ИКТ сотрудников учреждений;

- отсутствие в регионе компаний в сфере ИКТ и недостаток квалифицированных специалистов в ряде направлений ИКТ;

- недостаточная информированность населения о возможностях ИКТ;

- низкий уровень доступности современных информационных технологий и телекоммуникационных услуг для ряда социальных групп населения.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Проблемы информатизации и формированию электронного правительства в Новгородской области

 

В рамках административной реформы стандартизация и регламентация предоставления той или иной государственной услуги ориентированы исключительно на процесс оказания услуги, и менее всего стандартизируют саму эту услугу. Поэтому, не предполагается, что будут разработаны и реализованы полноценные стандарты качества жилья, пенсионного обеспечения и т.д.

В рамках административной реформы стандартизируется и  регламентируется только организация взаимодействия по поводу конкретной государственной услуги (в том числе, процедуры обжалования методов и форм их получения) без обсуждения качественного её содержания. Видимо, предполагается, что эта сторона вопроса должна регламентироваться особо.

В результате реализации государственных  и муниципальных услуг, как в Новгородской области, так и в других субъектах РФ были выявлены «типовые» проблемы наиболее массовых услуг для граждан, которые представлены на рисунке 4.


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Типовые» проблемы наиболее массовых государственных и муниципальных услуг для граждан

Комплексная оптимизация  государственных и муниципальных  услуг должна быть направлена на:

- сокращение  количества обращений (процедур), необходимых для получения конечного  результата государственных и  муниципальных услуг;

- сокращение  сроков предоставления государственных  и муниципальных услуг;

- определение  нормативов материальных затрат заявителей;

- улучшение  качества регламентации порядка  предоставления государственных  и муниципальных услуг.

Для устранения указанных недостатков и проблем  необходимо эффективное управление рисками.

Системные решения  по направлениям комплексной оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг представлены на рисунке 5.


 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

Рис. 5 Системные решения по направлениям комплексной оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг

 

Совершенствование федеративных отношений и децентрализация входят в число приоритетных задач государственной национальной политики Российской Федерации и является одним из основных положений нового государственного менеджмента.

«Проводя децентрализацию, мы просто обязаны учитывать, что у нас очень большая страна с разным экономическим положением территорий», - отметил Д. Медведев на очередном заседании Государственного Совета по перераспределению полномочий.22 «Поэтому децентрализация должна проходить с полным пониманием последствий и с применением дифференцированного подхода».

«Россия настолько сложна как Федерация, что мы не должны стесняться учитывать эти различия более тщательно, создавая дифференцированные правовые, инвестиционные и, может быть, даже налоговые режимы в отдельных регионах».

Д. Медведев выделил три главных, на его взгляд, аспекта децентрализации власти. Во-первых, число полномочий, делегированных с федерального уровня на региональный, должно увеличиваться, а сами регионы должны получить право ставить вопрос о передаче им тех или иных полномочий.

Второй вопрос - финансовый, затрагивающий совершенствование  межбюджетных отношений. «Здесь не должно быть формального подхода», - указал Медведев.

«Финансирование децентрализации должно дать регионам не какие-то крохи, а существенные полноценные средства». В дополнение регионы должны получить больше свободы для использования федеральных субсидий. Так, сейчас регионы получают 21 разную субвенцию под каждое отдельное делегированное полномочие. Рабочая группа правительства же предложила консолидировать федеральные средства в рамках единой субвенции».

«Третий вопрос. Расширение источников доходов местных и региональных бюджетов».23

Следующее важное положение  государственного управления (менеджмента) – это приватизация. Приватизация для России стала основой процессов реформирования экономики, формой преобразования отношений собственности. Необходимо решительнее проводить децентрализацию и муниципализацию собственности предприятий, выходящих со своими товарами и услугами преимущественно на местный рынок. Это облегчит управление ходом приватизации местных предприятий, позволит учитывать специфику конкретного рынка. Приватизацию предприятий необходимо проводить с учетом их отраслевых особенностей, значимости объектов социальной инфраструктуры и разрабатывать различные варианты по сохранению их профиля. Важными являются специфика страны и конкретная ситуация. При отсутствии принятия во внимание этих параметров возможно разрушение основ экономической системы.

Таким образом, разгосударствление и приватизация образуют объективную  основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом и способны, при правильной политике государства, помочь стране перейти в иное качество.

Еще одним важным положением административного менеджмента  является расширение спектра методов, которые могут применяться для  эффективного управления.

Стратегическое  планирование и стратегическое управление - испытанные методы современного менеджмента. Особенно плодотворным становится применение стратегического планирования в  управлении развитием как страны в целом, так и региона. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.

Для анализа  среды в государственном стратегическом управлении используются различные методы: SWOT-анализ, матрица возможностей, матрица угроз, анализ цепочки ценностей, анализ издержек, составление профиля среды, анализ микросреды STEP-анализ и др.

В настоящее  время в РФ утверждена и действует Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие  перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы  целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

Стратегия опирается  на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала, Долгосрочного научно-технологического прогноза и должна стать ориентиром для разработки концепций и программ социально-экономического развития России, отдельных секторов и регионов.

Система государственного управления и предоставления государственных  услуг населению должна быть модернизирована  в соответствии с требованиями инновационного развития.

В системе государственного управления продолжится внедрение инновационных технологий в том числе в рамках создания электронного правительства. С помощью современных технологий управления предполагается пересмотр способов и инструментов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.24

Таким образом, модернизация системы государственного управления в РФ неразрывно связана с внедрением основных приемов и методов административного менеджмента в государственное управление, определением оптимальных параметров, способствующих формированию государственного управления как открытой, динамичной социальной системы.

Переход от государственного управления к государственному менеджменту  означает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучения реально  действующих процедур управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализируя  изложенный материал курсовой работы необходимо отметить, что методы государственного управления и связанные с ними организационные формы достаточно чувствительны к изменениям управляемого объекта и окружающей среды. Они раньше других элементов системы, скажем, функций или взаимосвязей между управляющими субъектами, реагируют на новые цели и стратегии.

В настоящее  время как по России в целом, так  и в Новгородской области происходит переход от административной системы  управления к системе преимущественно  рыночного регулирования. Соответственно происходит и модернизация методов государственного управления.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность.

Для России значимость концепции государственного менеджмента определяется прежде всего поиском адекватных новым реалиям подходов, направленных на совершенствование системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления.

Проведенный в рамках курсового исследования анализ использования современных методов государственного управления позволил выделить ряд проблем, характерных для Российской Федерации в целом и Новгородской области в частности:

- Проблемы информатизации и формированию электронного правительства в Новгородской области;

- Типовые проблемы  наиболее массовых государственных  и муниципальных услуг для  граждан.

Для устранения указанных проблем необходимо:

-  эффективное  управление рисками;

- своевременное финансирование мероприятий Программы;

- развитие инфраструктуры электронного правительства в области;

- мониторинг процессов информатизации в области и своевременное принятие управленческих решений при возникновении тенденции роста рисков;

- установление административной ответственности чиновников, а также определение единой процедуры органов власти

Информация о работе Современные методы государственного управления: проблема эффективности использования