Современные методы государственного управления: проблема эффективности использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление проблем эффективности использования современных методов в государственном управлении.
Задачами курсовой работы являются:
- определить понятие и сущность метода государственного управления;
- рассмотреть классификацию методов государственного правления;
- обозначить проблемы использования методов государственного управления;
- на примере Новгородской области провести анализ модернизации методов государственного управления в свете административной реформы;

Оглавление

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Современные методы государственного управления: теоретический аспект..........................................................................................6
1. 1 Понятие и сущность метода государственного управления…............…..6
1. 2 Классификация методов государственного управления…...........…….…11
1. 3 Проблемы использования современных методов государственного управления.............................................................................................................21

Глава 2. Анализ проблем эффективного использования методов государственного управления на примере Новгородской области...........30
2. 1. Анализ модернизации методов государственного управления в свете административной реформы.............................................................................30
2. 2 Проблемы эффективности использования современных методов административного менеджмента в государственном управлении и пути их оптимизации...........................................................................................................40

Заключение...........................................................................................................51

Библиографический список......................................

Файлы: 1 файл

Современные методы государственного управления.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Важнейший стимул — прибыль; власть богатства, денег. Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

При умелом использовании  экономических методов управляющие  органы в условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

Социальные методы, как и экономические, используются управляющим субъектом в целях мотивации активности управляемых путем изменения социальной среды обитания и удовлетворения жизненных потребностей и интересов. Сущность социальных методов заключается в воздействии на факторы, мотивирующие движущие силы социальной активности людей, на факторы, блокирующие их влияние, на факторы, вызывающие удовлетворенность человека условиями своей жизни и результатами конкретной деятельности, и те, что обусловливают неудовлетворенность, стимулируют социальную пассивность или даже отчужденность от общественных дел.

 Информационные методы  — совокупность информационных технологий воздействия на объект управления. Средство воздействия — различные виды информации: служебной, научной, пропагандистской и пр. Основное орудие информационных технологий — современная индустрия массовой информации. Информация как элемент управленческого воздействия пронизывает все способы управления, и поэтому рассматриваемые методы реализуются в составе всех других методов. Самостоятельно действующими они являются в политике и специализированных отраслях духовной жизни: в науке, идеологии, телерадиовещании, печати и др.

Информационные технологии нацелены как на косвенное, так и на прямое влияние на управляемых. Они формируют  соответствующие алгоритмы действий, ориентации и установки, убеждения  и культурные (или контркультурные) образцы, способствуют интеграционным или дезинтеграционным процессам. Информационная деятельность превратилась в специализированную функцию системы, и составляет неотъемлемый элемент любого вида управленческой деятельности и отношений — коммуникативные взаимосвязи. Огромная роль СМИ в жизни государства и общества побудила органы власти к созданию законодательной базы их функционирования.

Социально-психологические  методы важны потому, что результаты работы управляющей системы во многом (а иногда в решающей степени) зависят от такого фактора, как социально-психологическая атмосфера, общественные настроения. Внешние условия жизнедеятельности человека регулируются административно-правовыми, экономическими и другими методами. Социально-психологическое же состояние людей не поддается непосредственному воздействия этих факторов. Социально-психологические методы — это комплекс приемов и средств целенаправленного формирования умонастроений, общественных чувств, психологических состояний, общественного спокойствия или напряженности, массового оптимизма или пессимизма, общественной активности или нигилизма, социальных ожиданий, предпочтений, ориентаций и т.д. В системе государственного управления нет специальных институтов, которые бы занимались исключительно вопросами формирования социально-психологической атмосферы в обществе. Эта работа ведется в первую очередь средствами массовой информации, идеологическим организациями, учреждениями литературы и искусства, а также церковью. Государство не может навязывать принудительно тот или иной социально-психологический проект. Ориентиром для деятельности данных организаций служит государственная политика, ее сущность и направленность. Социально-психологические технологии используются в манипуляционных методах

В настоящее  время осуществляется переход от государственного управления к государственному менеджменту. Это означает уход от традиционного институционального подхода в сторону изучения реально действующих процедур управления с использованием современных средств анализа управленческих решений и практики их реализации через конкретные программы (как государственные, так и в сфере бизнеса).

Государственный менеджмент как новая трактовка государственного управления возник в 70-е годы прошлого века вместе с развитием школы  государственной политики. Он начался с акцента на важность окружения и стратегии высших должностных лиц. Он заимствовал из бизнес школ метод ситуационного анализа (“case studies”) как основной в исследовании управленческих процессов и обучении менеджменту.

Современные исследователи государственного управления сосредотачиваются на изучении коммуникаций, связей и взаимодействий между менеджерами государственных, частных и общественных организаций, поскольку именно в этой сфере принимаются собственно реальные решения и осуществляются управленческие функции. 13

Целевая установка  менеджеризма состоит в переходе от бюрократического к предпринимательскому поведению в государственных  организациях, что включает, прежде всего, изменение мотивации руководителей  и сотрудников государственных организаций, а также выборных должностных лиц.

Самым важным концептуальным вызовом последнего времени для  бюрократической парадигмы является мнение о том, что государственные  организации должны быть ведомы клиентом, и ориентированы на оказываемые  услуги. При условии, что рассуждения о клиентах и услугах снабжены анализом использования этих понятий в других обстоятельствах, они (рассуждения) помогают управляющим вырабатывать альтернативные решения для конкретных проблем, которые они считают заслуживающими внимания. Менеджеризм открыто выступил против традиционных веберовских идей об организациях и о том, как они должны функционировать. Его основные постулаты можно свести к следующим пяти основным положениям (см. рисунок 2). 14

Ориентация  на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства. Государственные организации переделывают свои основные операции, чтобы удовлетворять нужды клиентов. И они используют динамику рынка, то есть конкуренцию и выбор клиента, чтобы создать стимул для сотрудников думать прежде всего о клиенте.



 


 

 


 

 


 

 


 

 

Рис. 2 Основные положения менеджеризма

 

Рыночная  оценка деятельности госструктур, когда они отвечают не за выполнение правил, а за достижение результатов. Они модернизируют бюджет, персонал, систему поставок, давая организациям свободу выполнять свои задачи. Они переориентируют системы контроля таким образом, чтобы решить проблему, а не наказать тех, кто делает ошибки и т. д.

Приватизация  многих направлений деятельности государственных  агентств, когда государственные функции передаются частным организациям, обычно по контракту. На протяжении последнего десятилетия некоторые страны испытывали определенные трудности при внедрении методов приватизации государственных услуг, когда частная монополия могла стать даже хуже, чем государственная.

Децентрализация управления, что выражается в активизации деятельности местных органов, а также в повышении масштабов использования потенциала негосударственных институтов для обеспечения выполнения целей государственной политики. Кроме того, наделяются властью те, кто работает в первых рядах, чтобы они принимали собственные решения и разрешали больше возникающих у них проблем. Сокращая штат и наделяя сотрудников низового уровня полномочиями, государственный менеджмент заставляет организации отвечать за достижение результатов.

Расширение  спектра методов, которые могут  применяться для эффективного управления. Благодаря этой концепции в практике государственного управления появился такой инструмент менеджмента как стратегическое планирование. В 70-80-е годы прошлого века в государственном управлении стали использоваться такие методы, как политический анализ, программы решения приоритетных задач, контроль за исполнением отчетности, финансовое управление и электронная обработка данных, т.е. методы частного сектора, направленные на сокращение издержек и контроль за расходами. 15

В настоящее  время как по России в целом, так  и в Новгородской области происходит переход от административной системы управления к системе преимущественно рыночного регулирования. Соответственно происходит и модернизация методов государственного управления. Поэтому во второй главе курсового исследования будет проведен анализ модернизации методов государственного управления на примере Новгородской области в свете проводимой административной реформы и будут выявлены проблемы эффективности использования современных методов административного менеджмента в государственном управлении и предложены пути их оптимизации.

 

Глава 2. Анализ проблем эффективного использования  методов государственного управления на примере Новгородской области

 

  1. 1 Анализ модернизации методов государственного управления в свете административной реформы

 

Проводимая  в нашей стране административная реформа направлена, прежде всего, на создание оптимальной и эффективно действующей системы государственного управления, которая отвечала бы потребности  решения стоящих перед обществом  неотложных социально-экономических задач, связанных с повышением не только уровня, но и качества жизни населения.

В своем докладе на заседании Новгородской областной Думы 25 февраля 2011 года губернатор области Митин С. Г. отметил, что качество жизни на территории Новгородского региона во многом определяется уровнем доступности государственных и муниципальных услуг для жителей области. По данным Института развития информационного общества, по доле взрослого населения, использующего Интернет, наша область находится на достаточно высоком 36-м месте. По числу персональных компьютеров на душу населения — на 38-м месте.

На территории региона успешно реализовалась областная программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства на 2011–2012 годы». В настоящий момент любой житель области может воспользоваться в электронном виде 193 региональными услугами и 92 муниципальными услугами. Эта работа в значительной мере систематизировала деятельность государственных и муниципальных служащих, позволила установить жесткий контроль над качеством оказываемых государственных услуг. 16

В рамках реализации областной программы "Проведение административной реформы в Новгородской области в 2009-2011 годах", утвержденной постановлением Администрации области от 27.11.2008 N 425, в качестве пилотного проекта в 2009 году был открыт первый в Новгородской области МФЦ в Крестецком муниципальном районе.

В марте 2011 года в Великом Новгороде было открыто  муниципальное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". На первоначальном этапе в указанном МФЦ предоставлялись 55 государственных и муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и образования.

Учитывая положительной  опыт работы МФЦ, было принято решение  обеспечить создание МФЦ в каждом муниципальном районе области. В настоящее время МФЦ действуют во всех муниципальных районах Новгородской области.

В качестве наиболее сложного и ответственного направления  работы по повышению доступности  государственных и муниципальных  услуг можно определить обеспечение  перехода на предоставление государственных  и муниципальных услуг в электронном  виде.

Новгородская область - один из регионов Российской Федерации, в котором на сегодняшний день существует объективная потребность в скорейшей модернизации информационно-технологической составляющей регионального и муниципального управлений.

Реализация  отдельных мероприятий по информатизации ОИВ области шла в рамках областных целевых программ в период 2005-2010 годов, федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", а также иных нормативных правовых актов и обеспечила достижение следующих результатов:

- в целях  совершенствования управления процессами  информатизации в мае 2010 года  в структуре комитета информационной  политики Новгородской области  создано управление информационных  технологий, а на комитет возложены  функции уполномоченного органа  по вопросам информатизации;

- для координации  принимаемых управленческих решений,  связанных с переходом на оказание  государственных (муниципальных)  услуг и услуг, оказываемых  государственными и муниципальными  учреждениями в электронном виде, сформирована комиссия по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Новгородской области (распоряжение Администрации области от 09.09.2010 N 276-рз "О создании комиссии");

- продолжается  работа по информационному наполнению государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Новгородской области";

Информация о работе Современные методы государственного управления: проблема эффективности использования