Роль лидера в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство - основная тема бизнес-литературы последних лет. Возросшие темпы изменений в бизнесе, а также меняющаяся социальная и политическая ситуация предопределили востребованность руководителей-лидеров. Тема лидерства привлекает и ученых, и менеджеров. Самый часто задаваемый вопрос в этом случае: почему в определенных ситуациях появляется человек, способный побуждать других к новым свершениям?

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ.docx

— 76.57 Кб (Скачать)

 

        Теория лидерских  качеств приводит к тому, что  лидеры обладают определенным  набором качеств, которые позволяют  им вести за собой людей  (физиологические, психологические,  умственные, личностные). Но универсального набора лидерских качеств, присущих большинству эффективных руководителей, выделить не удалось.

 

     Теория  лидерского  поведения подводит к пониманию,  что любая социальная система  порождает два существенно важных  типа поведения - ориентированное  на задачу и ориентированное  на отношения. Первый тип представляет  собой попытки структурировать,  задать направление, установить  стандарты. Второй - характеризуется  проявлением интереса к участвующим  в процессе людям, к сохранению  равновесия, или социального баланса,  и к формированию команды. Поведение  эффективных лидеров показывает, что они считают очень важным  обеспечить равновесие обоих  его типов, изменяя в случае  необходимости собственное поведение  ради поддержания такой сбалансированности.

 

     Концепция ситуационного  лидерства базируется на необходимости  сочетания лидерских качеств  и поведения в зависимости  от конкретной ситуации.

 

      Среди современных  концепций лидерства следует  выделить: концепцию атрибутивного  лидерства (причинно-следственный  подход к изучению лидерства), концепцию харизматического лидерства  и концепцию преобразующего лидерства,  или лидерства для изменений. 

 

      Анализ  концепций  лидерства определяет то, что    традиционные лидерские концепции  легко определяют  управленческий  эффект преимущественно на основе  качеств лидера, что на практике  не всегда возможно, а современные  концепции лидерства сочетают  черты, поведение  и ситуации, в которых лидер сам выбирает  нужный ему стиль.

 

      Анализируя  сходства  и различия менеджера и   лидера, следует отметить, что значительная  группа менеджеров во многом  обладает лидерскими качествами, но обратный вариант встречается  в реальной жизни реже.

 

      Наиболее подробно  исследовать проблему лидерства  можно на примере конкретного  предприятия, адаптированного к  современным условиям. Таким примером  в курсовой работе является  Комитет по делам молодежи  Оренбургской области. Для Комитета  характерно гармоничное сочетание  в коллективе опытных работников  с большим рабочим стажем и  молодых специалистов, имеющих огромный  потенциал к лидерству.

 

      Результаты  всех  исследований по данной теме  позволяют  сделать определенные  выводы и рекомендации по выбору  стиля руководства в организации. 

 

      Становление лидера  должно проходить в определенной  последовательности и соответствовать  роду деятельности организации. 

 

      Наконец, необходимо  помнить, что не существует, и не будет существовать лидера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации. Каждый человек уникален, но самое главное - лидер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску.

 

     Таким образом, одна  из важнейших задач, решаемых  лидером, состоит в том, чтобы  дать осознать подчиненным их  цели, ценностные ориентации и  предназначение. 

 

Библиографический список

 

    1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами : учебник для вузов / Майкл Армстронг; - пер. с англ. – 8-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 832 с.

 2. Блинов О. А. Искусство управления  персоналом : учебник для вузов  / О.А. Блинов. – М. : Гелан, 2001. – 411 с.

3. Большая экономическая энциклопедия. – М. : Эксмо, 2007. - 816 с.

  4. Брячихин А.М. Уроки управления людьми для будущего : учебник для вузов / А.М. Брячихин. : ЗАО СП «Контакт РЛ», 2001. - 223 с.

5. Веснин В.Р. Практический менеджмент  персонала : учеб. пособие для  вузов / В.Р. Веснин. – М. : Юристъ, 2003. – 495 с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : учебник для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. –М. : Экономистъ, 2006. – 670 с.

7. Воробьев А. Законы лидерства  / А. Воробьев, С. Сигневич, А. Чуркин // Управление персоналом. – 2007.  - № 12. – С. 17 - 21.

8. Гончаров В.В. В поисках  совершенства управления : Руководство   для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. - М. : МНИИПУ, 2006. – 752 с.

  9. Десслер Г. Управление персоналом : учеб. пособие для вузов / Г.  Десслер; пер. с англ. – М. : БИНОМ, 2007. – 431 с.

10. Дорошеева М.В. Подбор  руководителя  для конкретного коллектива / М.В. Дорошеева // Управление персоналом. – 2007. - №8. – С. 20 – 23.

   11.  Зайцев Г.Г. Управление  кадрами на предприятии: учеб. пособие / Г.Г. Зайцев. – М.: ЮНИТИ, 2000. -  259 с.

     12. Искусство управления  персоналом. Таланты и лидеры / под  ред.  Ю. Наврузова, Н. Черепухиной. –  К. : Издательство А. Капусты, 2002. - 320 с.

  13. Колосова М.  Как отличить  результативного руководителя от  «псевдо»? / М. Колосова // Управление  персоналом. – 2008. - № 18. – С. 36-37.

  14. Кузьмин И.А. Психотехнология  и эффективный менеджмент : учебник для вузов / И.А. Кузьмин. - М. : Россмен, 2005. - 491 с.

     15.  Мескон М.Х. Основы менеджмента : учебник для вузов / М.Х. Мескон. - М. : Человек, 2004. - 275 с.

    16. Основы управления  персоналом: учебник  для вузов  / под ред. Б.М. Генкина. - М. : Высшая школа, 2005. - 464 с.

  17. Резник С.Д. Управление персоналом. Практикум: деловые игры, тесты,  конкретные ситуации : учеб. пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина, К.М.  Кухарев. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 211 с.

  18. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом : учебник для вузов / В.А. Спивак.- Спб. : Питер, 2006. - 416 с.

     19. Хант Дж. Управление людьми в компаниях : руководство для менеджера / пер. с англ. – М. : ЗАО «Олимп-бизнес», 1999. -360 с.

     20.  Цыпкин Ю.А. Управление персоналом : учеб. пособие / Ю.А. Цыпкин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 446 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А 

 

Структура управления Комитета по делам молодежи Оренбургской области

 

      


Председатель  комитета



 


 

 

 

 



 

 


 

 

 


 

 


 

 

 

 

 Приложения Б 

 Анкета «Лидер ли Вы?»

 

1. Часто ли вы  бываете в центре внимания  окружающих? а) да, б) нет. 

2. Считаете ли  вы, что многие из окружающих  вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет.

3. Находясь на  собрании людей, равных вам  по служебному положению, испытываете  ли вы желание не высказывать  своего мнения, даже когда это  необходимо? а) да, б) нет. 

4. Когда вы были  ребенком, нравилось ли вам быть  лидером среди сверстников? 

а) да, б) нет.

5. Испытываете ли  вы удовольствие, когда вам удается  убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным  человеком? а) да', б) нет. 

7. Согласны ли  вы с утверждением: «Все самое  полезное в мире есть результат  деятельности небольшого числа  выдающихся людей»?

а) да, б) нет.

8. Испытываете ли  вы настоятельную необходимость  в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

а) да, б) нет.

9. Теряли ли вы  иногда хладнокровие в разговоре  с людьми? а) да, б) нет. 

10. Доставляет ли  вам удовольствие видеть, что  окружающие побаиваются вас? 

а) да, б) нет.

11. Стараетесь ли  вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет.

12. Считаете ли  вы, что производите на людей  внушительное (импозантное) впечатление?  а) да, б) нет. 

13. Считаете ли  вы себя мечтателем? а) да, б)  нет. 

14. Теряетесь ли  вы, если люди, окружающие вас,  выражают несогласие с вами?

а) да, б) нет.

15. Случалось ли  вам по личной инициативе заниматься  организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет.

16. Если то, что  вы наметили, не дало ожидаемых  результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое из этих  двух мнений вам ближе: 

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично  участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы  предпочитаете работать?

а) с покорными  людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли  вы избегать острых дискуссий?  а) да, б) нет. 

20. Когда вы были  ребенком, часто ли вы сталкивались  с властностью вашего отца? а)  да, б) нет. 

21. Умеете ли вы  в дискуссии на профессиональную  тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет.

22. Представьте себе  такую сцену: во время прогулки  с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность  принять решение наиболее компетентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая  пословица: «Лучше быть первым  в деревне, чем последним в  городе». Справедлива ли она?  а) да, б) нет. 

24. Считаете ли  вы себя человеком, оказывающим  влияние на других?

а) да, б) нет.

25. Может ли неудача  в проявлении инициативы заставить  вас больше никогда этого не  делать? а) да, б) нет. 

26. Кто, с вашей  точки зрения, истинный лидер? 

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый  сильный характер.

27. Всегда ли вы  стараетесь понять и по достоинству  оценить людей? 

а) да, б) нет.

28. Уважаете ли  вы дисциплину? а) да, б) нет. 

29. Какой из следующих  двух руководителей для вас  предпочтительнее?

а) тот, который все  решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих  стилей руководства, по вашему  мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный, б) авторитарный.

31. Часто ли у  вас создается впечатление, что  другие злоупотребляют вами?

а)да, б) нет.

32. Какой из следующих  двух «портретов» больше напоминает вас?

а) человек с громким  голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете  себя на собрании и совещании,  если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу, б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли  вы свои интересы и поведение  других людей делу, которым занимаетесь? а) да, б) нет.

35. Возникает ли  у вас чувство тревоги, если  на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? а) да, б) нет.

36. Что бы вы  предпочли? 

а) работать под  руководством хорошего человека;

б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь  к утверждению: «Для того чтобы  семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось ли  вам покупать что-либо под влиянием  мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности? а) да, б) нет.

39. Считаете ли  вы свои организаторские способности  хорошими? а) да, б) нет. 

40. Как вы ведете  себя, столкнувшись с трудностями? 

а) у меня опускаются руки;

б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли  вы упреки людям, если они  этого заслуживают? а) да, б)  нет. 

42. Считаете ли  вы, что ваша нервная система  способна выдержать жизненные нагрузки? а) да, б) нет.

43. Как вы поступите,  если вам предложат произвести  реорганизацию вашего учреждения?

а) введу нужные изменения немедленно;

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли  вы прервать слишком болтливого  собеседника, если это необходимо? а) да, б) нет.

45. Согласны ли  вы с утверждением: «Для того  чтобы быть счастливым, надо жить  незаметно»? а) да, б) нет. 

46. Считаете ли  вы, что каждый человек должен  сделать что-либо выдающееся?

а) да, б) нет.

47. Кем вы предпочли  бы стать? 

а) художником, поэтом, композитором, ученым;

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку  вам приятнее слушать? 

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли  вы волнение, ожидая встречи с  важными и известными людьми? а) да, б) нет.

50. Часто ли вы  встречали людей с более сильной  волей, чем ваша? а) да, б) нет. 

Информация о работе Роль лидера в организации