Роль лидера в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство - основная тема бизнес-литературы последних лет. Возросшие темпы изменений в бизнесе, а также меняющаяся социальная и политическая ситуация предопределили востребованность руководителей-лидеров. Тема лидерства привлекает и ученых, и менеджеров. Самый часто задаваемый вопрос в этом случае: почему в определенных ситуациях появляется человек, способный побуждать других к новым свершениям?

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ.docx

— 76.57 Кб (Скачать)

Таким образом, лидер может и  должен вести себя по-разному в  зависимости от группы последователей, проблемы (ситуации), требующей своего решения, и воздействия внешней  среды [19, с.329].

   К современным концепциям  лидерства относятся следующие.  Концепция атрибутивного лидерства  (причинно-следственный подход к  изучению лидерства). Концепция основывается  на том, что лидер, наблюдая  за работой подчиненных, делает  выводы об их поведении и  сам выбирает адекватный этому  поведению стиль. Особенность  модели заключается в том, что  существуют две важные связки: стремление лидера определить  причины плохой работы и ответное  лидерское поведение, т.е. следствие  [3, с.503].

Концепция харизматического лидерства  предполагает, что у харизмы есть  негативная сторона и позитивная  сторона, что объясняет два  лидерских  стиля: стиль неэтического  харизматического лидера (использует  власть в личных целях и требует беспрекословного выполнения своих решений) и стиль  этического харизматического лидера (использует власть в интересах других и стимулирует  у последователей творческий подход к делу) [3, с. 507].

 Концепция преобразующего лидерства,  или лидерства для изменений.  Типы лидерства в данной модели  определяются в зависимости от  целей последователей и характера  их отношений с лидером. Таким  образом, выделяются: лидер с положительной  харизмой,  лидер с отрицательной  харизмой,  лидер-реформатор, традиционный  лидер [3, с.508].

Тщательное  изучение концепций  лидерства позволяет  сделать  вывод о том, что традиционные лидерские концепции легко определяют  управленческий эффект преимущественно  на основе качеств лидера, что на практике не всегда возможно. Современные  же концепции лидерства сочетают в себе черты, поведение  и ситуации, в которых лидер сам выбирает нужный ему стиль.

Модель  эффективного лидера

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Признается, что лидерским способностям и  умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации  или в организациях, помогающий развить  эти навыки и умения. При этом основополагающим является то, что  лидерство — это не набор навыков  и умений, а качества характера, такие  как, например, принятие на себя риска.

 В целом лидерские отношения  отличает то, что последователи  признают лидерство  составной  частью группы или организации   только тогда, когда оно доказало  свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть  от последователей, поскольку они  признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции  лидер должен предоставлять им  возможность удовлетворять свои  потребности, которые не могут  быть достигнуты по-другому. В  ответ они удовлетворяют лидерскую  потребность во властвовании  и возвышении над ними, а также  оказывают ему необходимую поддержку  в достижении организационных  целей. 

   Неудачи постигают лидеров  по  различным причинам, но успех   к лидерам приходит во многом  при наличии у них достаточно  одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих  лидеров-практиков свидетельствует,  что для успеха им необходимо  иметь способность создавать  образ будущего состояния организации  и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует  то, что он наделяет последователей  соответствующими правами и полномочиями  по осуществлению выраженной  в видении цели, может признать  свои слабые стороны и привлечь  для их устранения необходимые  ресурсы, в том числе и людские. Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате го и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

  Власть  и влияние являются  главными в  работе лидера. Рассмотрим то, как используется  власть в рамках эффективного  лидерства. 

 Экспертная  власть может  помочь лидеру вести последователей  за собой, если они поверили  в то, что лидер имеет больше  специальных знаний в определенной  области, чем они. Однако в  целом экспертная власть имеет  узкое применение, и возможность  ее использования обратно пропорциональна  уровню, занимаемому лидером в  организации. 

 Власть  информации в лидерском  варианте связана с индивидуальными  способностями и умением лидера  соединять на своем уровне  не соединяемые внизу концы  информационных потоков. 

  Принятие  решения как источник  власти важно для лидера на  этапе его последнего слова,  которого, как правило, ждут от  него последователи. Эффективное  лидерство предполагает активное  участие последователей на всех  остальных этапах принятия решения  и высокий уровень решительности  у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение  как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются  с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным  лидером, нежели с месячной премией  или выговором.    

 Власть  над ресурсами используется  эффективным лидером для сбалансирования  недостатков и улучшения состояния  дел.

 

 Все большее значение для  достижения эффективного лидерства  играет власть связей, реализуемая,  в частности, путем создания  так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного  лидерства на должном уровне  без количественного роста организации.  Лидер должен стремиться к  эффективному сочетанию всех  возможных и имеющихся у него  основ и источников власти, так  как это является одним из  главных условий эффективного  лидерства.[6, с.463].

 

 

 

2 ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

    1. Характеристика деятельности Комитета по делам молодежи Оренбургской области

 

Комитет по делам молодежи Оренбургской области является органом  исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим проведение единой государственной  молодежной политики в целях социального  развития и гражданского становления  молодежи и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти.

Комитет по делам молодежи Оренбургской области (далее – Комитет) формируется в соответствии с  Законом Оренбургской области от 16 ноября 2005 года № 2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области», указом главы администрации области от 5 декабря 2005 года № 122 ук «О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области» и Уставом (Основным Законом) Оренбургской области.

Юридический адрес учреждения: 460046, Россия, г. Оренбург, ул. 9 Января, д.64, ком. 807.

Комитет расположен в центре города по соседству со зданием администрации  области, неподалеку от основных министерств  и ведомств, что значительно ускоряет взаимодействие  между этими организациями. Местоположение является удобным, т.к. в этой части города проходит большое количество маршрутов пассажирского транспорта, что связывает Комитет по делам молодежи Оренбургской области с другими частями города. Комитет имеет удобный подъезд, а также удобное место для парковки автотранспорта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о выгодности местоположения Комитета.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ, Уставом (Основным Законом) Оренбургской области, законами Оренбургской области, постановлениями Правительства  Оренбургской области и Указом губернатора  Оренбургской области №156-ук от 19.12. 2005 «Об утверждении положения  и численности Комитета по делам  молодежи Оренбургской области».

Комитет имеет линейную структуру  управления, которая представлена в  приложении (Приложение А)

Непосредственное руководство  деятельностью Комитета осуществляет председатель, который назначается  на должность и освобождается  от должности Губернатором Оренбургской области и несет ответственность  за выполнение возложенных на Комитет  задач.

При Комитете создается коллегия. Состав коллегии утверждается председателем  Комитета по согласованию с вице-губернатором – руководителем аппарата Губернатора  и Правительства Оренбургской области.

Коллегия Комитета на заседаниях рассматривает основные вопросы  развития государственной молодежной политики в области, заслушивает  и обсуждает вопросы о работе подведомственных организаций, осуществляет проверки исполнения принимаемых решений, а также рассматривает другие вопросы, относящиеся к деятельности Комитета.

Основные задачи комитета:

  • обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи;
  • формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;
  • содействие физическому и духовному развитию молодых граждан, профилактика асоциального поведения;
  • взаимодействие с молодежными и детскими объединениями, поддержка общественно-значимых инициатив молодых граждан и их объединений;
  • содействие реализации экономических и трудовых прав молодых граждан;

 

2.2Анализ проблем лидерства в Комитете по делам молодежи Оренбургской области

 

При изучении феномена лидерства в  Комитете по делам молодежи, главной  целью является выявить формального  и неформального лидера, определить стиль руководства.  Для этого  следует провести опрос среди  персонала и заполнить анкету. (Приложение Б)

Во главе Комитета стоит Председатель комитета, ему подчиняются три  отдела: финансово-экономического обеспечения; отдел патриотического воспитания, занятости и поддержки молодежного  предпринимательства; отдел молодежных проектов и программ.

Формальная структура  коллектива определяется должностным  статусом членов группы; неформальная – складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся  коллективе неформальная структура  характеризуется наличием общей  цели. В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении  задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и  ее достижения приводит к появлению  лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми.

Чтобы выявить неформального  лидера в Комитете по делам молодежи, была проведена анкета среди работников отделов (приложение). В анкете участвовали 15 человек, и по результатам анкеты стало известно, что из 15 опрошенных, лидерскими качествами обладают  6 сотрудников (свыше 36 баллов). Для неформального лидера характерны следующие качества:

  • умение легко вступать в контакт с людьми, используя при этом наиболее выгодные в каждом конкретном случае формы общения;
  • способность концентрировать на себе основные потоки психологической информации;
  • быстрая реакция на изменение норм поведения.

Неформальное лидерство  не имеет чётко выраженной иерархии; тем не менее, оно поддаётся анализу  в рамках команды.

Независимо от типа неформального  лидерства, руководителю рекомендуется  придерживаться следующих правил:

1. Политика «кнута и  пряника» в случае неформального  лидера неприменима - увольнение  такого человека будет принято  коллективом резко негативно.  Повышать же его в должности  можно лишь тогда, когда есть  уверенность в его лояльности  компании. В противном случае  велик риск потери, как минимум,  части доверенной ему команды.  Основной задачей руководителя  является привлечение лидера  на свою сторону и использование  его качеств во благо организации.

2. Как правило, неформальный  лидер озвучивает проблемы коллектива. Общаться с ним следует не  как с конкурентом, а как  с экспертом - тем самым руководитель  сможет повысить свой имидж  в его глазах и продемонстрировать  общность целей. Нужно постоянно  советоваться с ним, мотивировать свои решения, но, ни в коем случае не объяснять ему, что эти действия не направлены против него лично. Любой неформальный лидер воспринимает (порой неосознанно) руководителя как конкурента в борьбе за коллектив, и подобные аргументы зачастую оказывают действие, противоположное желаемому. Наоборот, следует прибегать к позитивной мотивации.

3. В любом случае у  неформального лидера никогда  не должно складываться впечатление,  что инициатором идей является  он. Если такое произойдет, то  он поставит под сомнение авторитет  формального руководителя и упрочит  свои позиции в коллективе. Уместно  использовать деловые игры, в  которых действия каждого сотрудника  обсуждаются всем коллективом.  Таким образом, неформальный лидер  приравнивается к рядовому члену  команды. Стоит сыграть на присущем  ему чувстве удовлетворения от  успешно выполненной социальной  роли руководителя. Поручить неформальному  лидеру управление заведомо успешным  проектом, авторство которого принадлежит  руководителю.

Информация о работе Роль лидера в организации