Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:50, дипломная работа
В работе попытаемся раскрыть с помощью показателей состояние организационной структуры управления предприятия ОАО“Агропромтранс”, города Свободного. Цель нашей работы разработать и обосновать предложения по совершенствованию сложившейся структуры на основе ее организационно-экономической оценки и расчета эффективности. Задачей нашей работы является оптимизация работы организационной структуры управления предприятия.
Введение 4
Организационные стуктуры системы управления 5
Назначение содержания организационных управления 5
Принципиальные положения формирования организационных структур управления 10
Преимущества и недостатки различных типов организационных структур 21
1. 4 Тенденции развития организационных структур управления 23
1. 4. 1. Корпоративные структуры управления 23
1. 4. 2. Интегрированные структуры управления 23
Краткая количественная и качественная характеристика состояния ОАО “Агропромтранс ” 26
Краткая характеристика отрасли 26
Общая характеристика предприятия 27
Анализ результатов деятельности предприятия ОАО ”Агропромтранс29
Анализ финансовых показателей ОАО ”Агропромтранс” за 1997 –1999 года31 Анализ и оценка сложившейся структуры управления 35 Проект совершенствования действующей организационной структуры управления ОАО “Агропромтранс” 44
Основные направления улучшения организационной структуры управления предприятия ОАО
“Агропромтранс” 44
3. 2 Проект предложения по совершенствованию структуры управлению ОАО “Агропромтранс” и
ожидаемый экономический результат 46 Заключение 52
Список использованных источников 54
Таким образом, в ОАО “Агропромтранс” реализована и работает классическая организационная структура. Естественно, что в деловой практике предприятия невозможно обойтись только линейно-функциональными структурными связями, очень часто возникают “горизонтальные” отношения между различными службами предприятия, которые позволяют более оперативно решать большинство производственных задач. В условиях российской экономики, следует отметить, что линейно-функциональная структура не так эффективна потому, что по ней нельзя сказать какое из отделений заведомо убыточно, и поэтому необходима матричная структура. Которая заключается в следующем, в каждом из периферийных объектов создаются свои командные центры и экономические отделы, которые на своём уровне лучше знают какие проблемы возникли и решают их оперативно не откладывая её на долго.
Такая структура существовала
не всегда, так как в годы наибольшего
подъёма развития предприятия, в
период до переходной экономики, структура
была наиболее разветвлённая, но в связи
со сложившейся ситуацией в
2. 3. А н а л и з р е з у л ь т а т о в д е я т е л ь н о с т и п р е д п р и я т и я ОАО“Агропромтранс”
Рассмотрим теперь динамику
деятельности предприятия. Некоторые
показатели производственной деятельности
предприятия ОАО “
В соответствии с приведенными данными, объемы перевозки грузов за период 1997-1999 гг. возросли на 74, 52 %, в 1997 году–на 19, 8 % (по отношению к 1997 году) и в 1999году (по отношению к 1998 году) на 45, 67 %, объёмы погрузо-разгрузочных, так же увеличилось на 5, 49 % и 8, 83 %
Таблица 1 – Производственная
деятельность предприятия ОАО ”
Вид деятельности
Ед. изм.
1997г.
1998г.
1999г.
Погрузо–разгрузочные работы
тысяч тонн
65, 5
69, 1
75, 2
Перевозка грузов
тысяч тонн
541, 7
649, 0
945, 4
Численность работников
чел.
122
112
103
соответственно за 1998 и 1999 года по отношению к предыдущим периодам. При этом численность работников постоянно снижалась, и за период 1997-1999 годов снизилось на–16, 33 % и насчитывает 103 человека, при чём в 1998 и 1999 годах, по отношению к предыдущим годам, составило соответственно 8, 16 % и 8, 89 %. Уменьшение численности работников свидетельствует о том, что у предприятия есть незадействованные кадры, и в свою очередь руководители ОАО ”Агропромтранс” снижают их количество. Но при этом видно, что с другой стороны, у предприятия видно увеличение объёма грузоперевозок , это свидетельствует о том, за что у предприятия увеличилась производительность труда, а с другой стороны о внедрении НТП и НИОКР, но так как второе не возможно в связи с тяжёлым состоянием предприятия, то можно сказать, что увеличилась производительность труда. Рост грузоперевозок напрямую связан с ростом заказов, в частности поступил большой заказ на строительство дороги “Москва-Владивосток” и увеличения заказов от населения для перевозки грузов в КНР, близ лежащие территории г. Благовещенска.
Рассмотрим изменение финансовых результатов деятельности предприятия в 1997-1999 гг. , приведённых к 1999 году, с помощью дисконтных множителей, которые по данным статистики составили: 1999 г. к 1998 г. – 167, 2 % и 1998 г. к 1997 г. –121, 8 %. Изменения отдельных финансовых показателей деятельности предприятия отражены в таблице 2, приведённые к 1999 году.
Как видно из таблицы 2, в 1997 г. предприятие понесло убытки на сумму -353, 679 тыс. рублей. Согласно тому же годовому отчету за 1997 г. , на балансовой прибыли существенно отразился тот факт, что выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг оказалась меньше себестоимости их реализации на сумму 353, 697 тысяч рублей.
Таблица 2 – Анализ динамики
финансовых результатов предприятия
ОАО ”Агропромтранс”за 1997 –1999 года
В тысячах рублей
Наименование показателя
1997 год
1998 год
1999 год
Чистая выручка от реализации
1249, 032
2742, 075
2153, 699
Себестоимость реализованной продукции
1397, 822
2206, 762
1966, 486
Прибыль (убыток) от реализации
-148, 79
535, 313
187, 213
Результат от финансово-хозяйственной
деятельности
-353, 697
473, 169
136, 030
Чистая прибыль (убыток)
-353, 697
307, 559
95, 221
Деятельность предприятия в 1998 году была прибыльной и составила 473, 169 тысяч рублей, из которых 165, 61 тысяч рублей составил налог на прибыль. Что касается, 1999 года, то была получена прибыль в размере 2153, 699 тысяч рублей; при этом балансовая прибыль составила 136, 030 тысяч рублей и при этом налог на прибыль составил 40, 809 тысяч рублей.
В целом, по показателям приведённым к 1999 году, надо сказать, что в 1998 г. все данные больше, чем в 1999 и 1997 годах и в результате была получена самая крупная прибыль за рассматриваемый период, которая практически перекрыло убыток предыдущего года, а если суммировать эту прибыль с прибылью 1999 года, то получим положительный результат деятельности за период 1997– 1999 годов. 2. 4. А н а л и з ф и н а н с о в ы х п о к а з а т е л е й предприятия ОАО ”Агропромтранс” за 1997 –1999 года Для проведения более подробного анализа финансового состояния ОАО “Агропромтранс” рассчитаем ряд показателей на основе данных бухгалтерского баланса за 1997 –1999 года. Рассчитанные в динамике значения коэффициентов приведены в таблице 3.
Рассмотрим показатели ликвидности. Во-первых, отметим, что значения показателей за 1998год меньше, чем в 1997 г. - т. е. ухудшилась способность предприятия оплачивать свои обязательства. Значения общего коэффициента покрытия уменьшилось с 1, 025 до 0, 936, а в общем к 1999 году виден рост этого показателя до 1, 058 за рассматриваемый период; можно отметить достаточность оборотных средств для погашения краткосрочных обязательств предприятия в 1997 и 1999 годах, в 1998 году их немного не достаточно(оптимальное значение этого показателя лежит в диапазоне от 1 до 3). Значение показателя говорит об устойчивости предприятия, это связано с тем, что предприятие в рассматриваемый период не использовал привлеченных средств, и обязательства складываются только из сумм задолженности поставщикам, работникам (по зарплате), бюджету и т. д. Уменьшение значения показателя в 1998 году связано как с ростом оборотного капитала, с темпом на много ниже увеличения сумм кредиторской задолженности. Значения коэффициентов срочной и абсолютной ликвидности за соответствующие периоды можно рассчитать лишь за 1998 и 1999 года, так как предприятие располагало денежными средствами, ОАО” Агропромтранс” не производил краткосрочных финансовых вложений в связи с этим коэффициенты срочной и абсолютной ликвидностей равны. Величина показателя абсолютной ликвидности уменьшилась в 1999 г. по сравнению с 1998 г. (с 0, 00056 до 0, 00045). Это связано не только с увеличением кредиторской задолженности, но и с фактором уменьшения количества денежных средств предприятия. Несмотря на это уменьшение, следует обратить внимание на сами показатели значение которых, ещё далеко от рамок нормального (от 0, 1 до 0, 4) и можно сказать, что тенденция к уменьшению хоть и мала но имеет отрицательное влияние на предприятие, тем самым усугубляя его положение.
Рассматривая показатели
финансовой устойчивости, отметим, что
доля собственного капитала, в общем
объеме активов очень велика. Уровень
собственного капитала превышает 80 % в
1997 году, а в последующих превышает
60 %, что говорит о достаточно высокой устойчивости
предприятия. Доля внеоборотного капитала
в общем объеме капиталов предприятия
уменьшилась с 74, 1 % в 1997 г. до 63, 5 % в 1998 г.
Уровень чистого оборотного капитала
предприятия не очень высок, что связано
со спецификой деятельности предприятия
(большая стоимость основных средств),
однако значение показателя возросло
от 0, 5 % в 1997 г. до 2, 2 % к 1998 г. , т. е. возрастают
возможности маневрирования в финансовой
деятельности. Таблица 3 - Показатели состояния
и результатов деятельности предприятия
ОАО ”Агропромтранс” в 1997-1999 годах
Наименование показателей
1997
1998
1999
ЛИКВИДНОСТЬ
Общий коэффициент покрытия
1, 025
0, 936
1, 058
Коэффициент срочной ликвидности
----
0, 00056
0, 00045
Коэффициент абсолютной ликвидности
----
0, 00056
0, 00045
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Уровень собственного капитала
0, 815
0, 674
0, 619
Обеспечение внеоборотных активов собственным
капиталом
Капиталом
0, 741
0, 667
0, 635
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ
Общая оборачиваемость активов
0, 1788
0, 7033
0, 5786
Оборачиваемость основных средств
0, 214
0, 704
1, 183
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
Рентабельность капитала
Рентабельность всех активов по прибыли
до налогообложения
-0, 022
0, 057
0, 058
Рентабельность собственного капитала
-0, 047
0, 086
0, 049
Рентабельность деятельности
Рентабельность всех операций по чистой
прибыли
-0, 2806
0, 1102
0, 0438
Рентабельность основной деятельности
-0, 1191
0, 1952
0, 0869
В соответствии с показателем
инвестированного капитала, предприятие
не осуществляет долгосрочные финансовые
вложения в другие предприятия. Незначительное
изменение уровня инвестированного
капитала (рост с 0, 008 % в 1997 году до 0, 011
% в 1998 году и до 0, 009 % в 1999 году) вызвано
не увеличением инвестированного капитала,
а переоценкой и выбытием основного
капитала, приведшего к резкому уменьшению
стоимости имущества. По этой же причине
изменился и уровень
Анализируя значения показателей
оборачиваемости, можно отметить довольно
таки большую вариацию значений в
период с 1997 года по 1999 год. Значение показателей
общей оборачиваемости активов
за период 1997-1999 годов является нормальным
для предприятия
-у предприятия доля
собственного капитала больше, что
говорит о финансовой
-ликвидность баланса
также очень высока, т. е. предприятие
может в любой момент оплатить
свои краткосрочные
-рентабельность деятельности
и капитала в условия
Самым главным достижением
предприятия и его
2. 5. Анализ и оценка сложившейся структуры
управления
В целях наиболее рационального функционирования предприяти должно иметь такую организационную структуру, которая позволит: производить по необходимости ее изменения адекватно условиям деятельности предприятия; осуществить минимально по времени перемещение капитала из одних направлений деятельности в другие на основе оценки их эффективности; обеспечить максимально быструю передачу точной и достоверной информации по уровням управления сверху в низ и обратно для оперативного принятия решений по повышению эффективности деятельности конкретного направления и всего предприятия.
Организационная структура управления ОАО “Агропромтранс” представлена на рисунке 1.
Главным управленцем на предприятии ОАО “Агропромтранс” является генеральный директор. Он организует работу и эффективное взаимодействие производственных едениц, цехов и других структурных подразделении данного предприятия направлений их деятельности на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства.
Генеральному директору подчиняется все линейные и функциональные руководители. В подчинении у директора находится главный инженер. Он определяет техническую политику, перспективы развития ОАО “Агропромтранс” и пути реализации комплексных вопросов по всем направлениям совершенствования. Он обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции, высокое качество, а так же организует работу по улучшению ассортимента продукции. Заместитель генерального директора по производству руководит производственным отделом, ему подчиняются старший инженер, инженер по техническому надзору. Сам он непосредственно подчиняется генеральному директору. К основным функциям относится контроль выполнения транспортных услуг(продукции). Начальник планового отдела осуществляет: руководство работой экономическому планированию на предприятии, а также проводит своевременную разработку мер по эффективному использованию капиталовложений, материальных и финансовых ресурсов, повышение рентабельности производства.
Начальник отдела кадров занимается
обеспечением предприятия кадрами
рабочих и служащих требуемых
профессий и специальностей. Обеспечивает
прием, размещение и расстановку
молодых специалистов и рабочих,
принимает трудящихся по вопросам найма,
увольнения и перевода. Участвует
в организации повышения
Учет поступающих финансовых средств, ТМЦ и основных ресурсов, своевременное и правильное отражение на сетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением , учет издержек производства и обращения, исполнения расходов, выполнение результатов финансового- хозяйственной деятельности организует главный бухгалтер. Так же он осуществляет расчет по заработной плате с работниками ОАО “Агропромтранс”, платежи в бюджетные и внебюджетные фонды, погашение своевременно задолжности банкам по ссудам и осуществляет контроль за оформлением бухгалтерских документов. В подчинении у главного бухгалтера состоит два специалиста бухгалтера.
В отделе главного механика руководителем является – главный энергетик, оба подчиняются главному инженеру. Главный механик обеспечивает бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу оборудования, повышение ею сменности. Организует проведение инвентаризации основных производственных фондов и определяет устаревшее оборудование, которое не годно для производства. Главному механику на предприятии подчиняются заведующие автотранспортного парка, ремонтного и слесарного цеха и заведующий гаражами, которые смотрят за внешним транспортом предприятия. А внутренним транспортом и машинами заведуют механики соответствующих цехов. Они занимаются его обслуживанием и контролем за их работу.