Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:50, дипломная работа
В работе попытаемся раскрыть с помощью показателей состояние организационной структуры управления предприятия ОАО“Агропромтранс”, города Свободного. Цель нашей работы разработать и обосновать предложения по совершенствованию сложившейся структуры на основе ее организационно-экономической оценки и расчета эффективности. Задачей нашей работы является оптимизация работы организационной структуры управления предприятия.
Введение 4
Организационные стуктуры системы управления 5
Назначение содержания организационных управления 5
Принципиальные положения формирования организационных структур управления 10
Преимущества и недостатки различных типов организационных структур 21
1. 4 Тенденции развития организационных структур управления 23
1. 4. 1. Корпоративные структуры управления 23
1. 4. 2. Интегрированные структуры управления 23
Краткая количественная и качественная характеристика состояния ОАО “Агропромтранс ” 26
Краткая характеристика отрасли 26
Общая характеристика предприятия 27
Анализ результатов деятельности предприятия ОАО ”Агропромтранс29
Анализ финансовых показателей ОАО ”Агропромтранс” за 1997 –1999 года31 Анализ и оценка сложившейся структуры управления 35 Проект совершенствования действующей организационной структуры управления ОАО “Агропромтранс” 44
Основные направления улучшения организационной структуры управления предприятия ОАО
“Агропромтранс” 44
3. 2 Проект предложения по совершенствованию структуры управлению ОАО “Агропромтранс” и
ожидаемый экономический результат 46 Заключение 52
Список использованных источников 54
И придерживаться следующих принципов формирования ОСУ. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
5. Организационная структура
призвана быть адекватной
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) организационной структура множества различных факторов воздействия на ОСУ.
На рис. 5 (см. приложение 3) приведена модель формирования организационных систем управления, последовательность и ключевые процедуры, характерные для данного процесса.
Расположение организационных
характеристик системы
Следуя логике модели, выявим основные характеристики структур управления, критерии выбора того или иного типа организационной структуры, детально исследуя горизонтальные блоки модели.
Назначение первого блока (1, 1. 1, 1. 2) - определить и обосновать тип организационной структуры управления. Тип структуры управления зависит от ключевых параметров социально-экономической системы, типа экономики, в которой функционирует система, структуры отношений собственности и форм их реализации.
В качестве основных параметров,
используемых менеджерами при выборе
типа структуры управления, выступают:
миссия (1), или назначение социально-экономической
системы; место, занимаемое в экономике
и характеризуемое размером капитала
и объемами рынков; стратегия развития/7,
8, 9/. Предпринимательский тип
Стратегия выживания заключается
в создании условий длительного
существования, так как организации
имеют потенциальные
Основой формирования рыночных
отношений выступает
1) частная (предприниматели и семьи);
2) государственная;
3) паевая (кооперативная и товарищество);
4) акционерная;
5) совместная с иностранным капиталом.
Рассмотрение характеристик первого блока (1, 1. 1, 1. 2) модели позволяет выделить типы организационных структур управления:
1) корпоративная - рыночная,
социально регулируемая или
3) административная - плановая,
жестко регулируемая, государственной
собственности,
Содержание и структуризация целей и задач (2), выявление функциональных сфер управленческой деятельности, адекватных экономическим процессам, следует рассматривать как исходное условие распределения функций управления по уровням (вертикали) и звеньям (горизонтали) системы управления, определения направленности и содержания процессов управления. В данном блоке выделяются следующие виды структур управления: 1) по характеру взаимосвязи экономических процессов - целевая, программно-целевая, проблемно ориентированная, ориентированная на результаты; 2) по содержанию экономических процессов - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая, сервисная.
Целевая структура формируется
по приоритету и значению целей в
управлении. Цель измеряется, конкретизируется,
декомпозируется, и каждое звено, лицо
в структуре наделяется функциями
по реализации и достижению конкретных
параметров цели. Выделение функциональных
сфер менеджмента выступает
1) по характеру производственных
связей — специализированная, комбинированная,
диверсифицированная,
Диверсифицированной считается структура с расширенной сферой деятельности как условием выхода с новой продукцией на новые рынки.
Часто новые сферы значительно отличаются от технологии профильной продукции. Само понятие“диверсификация” значительно шире, чем разнообразие производственной программы, и включает разнообразие других аспектов деятельности, в частности разнообразие структур менеджмента через его цели, функции и процесс управления. Принципы интеграции различны. Прежде всего следует отметить процесс поглощения и объединения предприятий. И в том, и в другом случае речь идет об увеличении потенциала компаний и повышении их роли на рынке определенной продукции. По производственно-функциональной интеграции наиболее распространены следующие типы структур: концерн, холдинг, картель, синдикат, финансовые группы. По уровню самостоятельности и внутреннему взаимодействию структуры подразделяются на: материнская компания, филиал, дочерняя компания. Наибольшее развитие такая структуризация получила в международных компаниях, сфера деятельности которых распространяется на зарубежные страны.
Формирование функциональных сфер деятельности управленческого персонала (2. 2) связано с особенностями не только производственной деятельности, но и человеческого фактора. В процессах управления в качестве объектов выступает производственный персонал, а в качестве субъектов управления - менеджеры. В соответствии со структурой персонала выделяются следующие виды структур управления: 1) по фактору собственности - структуры с участием персонала в собственности, с наемным персоналом, смешанные;
2) по форме управленческих связей - линейные, функциональные, линейно-функциональные, целевые.
Увеличивается степень участия
работников в реализации функций
менеджмента: выработке целей и
стратегий, мотивации и стимулирования,
контроле и принятии решений. Объединение
интересов фирмы с интересами
сотрудников создается мощный мотивационный
рычаг повышения эффективности
труда и управления. Поэтому содержание
и форма взаимодействия между
работниками предприятий
1) функционально-экономические, в которых приоритет отдается экономическим процессам и их горизонтальной координации. Формирование функциональных сфер и звеньев направлено на согласование действий и обеспечение воспроизводственных процессов. Приоритетное значение имеют социально-экономические интересы и соответствующая подготовка кадров;
2) функционально-
Можно выделить следующие признаки связей:
1) по организационной форме — договорные, контрактные, партнерские, доверительные; 2) по связям с системой управления — экономические, престижные, благотворительные, спонсорские. Действие неформальных факторов, таких, как внутренняя атмосфера организации (3. 2), процессы лидерства, могут улучшать работу менеджеров и управленческого аппарата или, наоборот, усложнять ее. Естественно, при формировании структур управления следует предусмотреть такие характеристики, как информированность, коммуникативность, совместимость, управляемость.
Рассмотрение характеристик третьего блока (3, 3. 1, 3. 2) модели по принципу распределения полномочий и ответственности в процессах управления позволяет выделить следующие типы структур управления: 1) децентрализованные структуры —полномочия по принятию стратегических решений и ответственность за их выполнение сосредоточены на высшем уровне управления (высшее руководство). Средний уровень управления выполняет функции координации и устранения причин отклонений от принятой стратегии и цели (тактика управления). Низший уровень наделен полномочиями и ответственностью за принятие оперативных решений и исполнение функций контроля, работы с персоналом. Такая структура характерна для японского менеджмента;
2) структуры, ориентированные
на гибкое распределение и
перераспределение полномочий. Такой
тип структур характерен для
систем, ориентированных на
3) централизованные структуры
- полномочия по принятию
Назначение четвертого блока (4, 4. 1, 4. 2) модели - обосновать направленность и тип мотивационного механизма взаимодействия внешних и внутренних субъектов управления, сформировать систему средств и методов, обеспечивающих устойчивое развитие коллективов и соответствующих данному типу структуры управления/1, 3, 4, 12/. Характеристики мотивации и активизации (4) производственной деятельности, сложившиеся связи и взаимодействия людей и коллективов выступают признаками структур управления. Отметим некоторые из них:
1) по характеру интересов
- корпоративная,