Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть предмет экономической теории
2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории
Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Предмет экономической теории
1. Зарождение и развитие экономической теории …………………………………………………….4
2. Экономические законы и экономические категории………………………………………………..5
3. Предмет исследования экономической теории……………………………………………………..6
4. Различные подходы к анализу экономической динамики…………………………………………8
Основные функции и методы исследования экономической теории
1. Познавательная, методологическая и практическая функции……………………………………8
2. Методы экономических исследований………………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………
Примечательно, что профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус оценивают взгляды американских экономистов на макроэкономи-ку (национальную экономику) следующим образом: «Макроэконо-мика: борьба противоположностей. Происходят такие, например, столкновения. Одни экономисты предлагают повысить налоги для того, чтобы уменьшить государственный дефицит, в то время как другие предлагают снизить налоги для того, чтобы простимулировать экономический рост. Некоторые хотят, чтобы роль государ-ства в управлении экономикой была бы более значительной, а дру-гие считают, что было бы лучше, если бы государство сохраняло нейтралитет, если это возможно. И в этом случае понятно, почему Бернард Шоу сказал: "Экономисты никогда не достигнут согласия, даже если они будут принадлежать к одной школе"».
Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избегать односторонних и оши-бочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоеди-нимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности воз-никают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем ус-тупок). В последующих главах мы научимся соединять, скажем, та-кие противоположности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.
Важную роль в изучении экономики играют общенаучные мето-ды. В их числе -- исторический метод, который позволяет выяс-нить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особеннос-ти каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.
Экономическая теория
и практика убедительно показывают,
что полностью несостоятельны все
попытки рассматривать
Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятель-ности таит в себе и существенные недостатки. Обилие описательно-го материала и частных исторических подробностей может затруд-нять - теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Пре-одолеть эти недостатки помогает логический метод.
Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.
Логический метод помогает глубже понять причинно-следствен-ные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с есте-ственной последовательностью, которую можно назвать объектив-ной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперераба-тывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится мо-торное топливо, отключаются тепловые электростанции и т.д.
Чтобы помочь хозяйственному развитию освободиться от сти-хийных сил или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремится как можно полнее и глубже познать объективную логику хозяйственного развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнози-рования и улучшения управления хозяйством.
Рассмотрение качественных
признаков экономических систем
до-полняется изучением
Вместе с тем за последнее столетие нередко наблюдалось чрез-мерное увлечение экономистов математикой. Оно подчас приводи-ло к отрыву используемых алгебраических формул и графиков от динамики реальных хозяйственных процессов. Лауреат Нобелевс-кой премии по экономике английский ученый Фридрих фон Хайек метко указал на огромное достоинство алгебраических методов, состоящее в том, что с их помощью удается воссоздать сложную картину внутренней взаимосвязи различных явлений рыночной си-стемы. «Но это же, однако, породило иллюзию, будто эти методы пригодны для определения и предсказания численных значений этих величин, и это повлекло за собой бесплодный поиск количе-ственных или численных постоянных». Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случай-ные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фак-тов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, ко-торые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении достаточно продолжительного периода -- 10, 20 и бо-лее лет. Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важ-ную задачу -- выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать разли-чия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономи-ческой теории дается сравнительный анализ основных экономичес-ких систем, существующих в современном мире.[14; c. 27-30]
Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конку-ренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика исследует
поведение отдельных
Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной эконо-мической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергают-ся государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов.
Следовательно, общая экономическая теория выступает в качестве методологического фунда-мента целого комплекса экономических наук.
Таким образом, микроэкономика - часть экономики, исследую-щая, во-первых, такие обособленные экономические единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдель-ные рынки, конкретные цены и конкретные товары и услуги.
Проблемы экономики можно изучать на различных уровнях: во-первых, на уровне отдельных хозяйственных единиц, таких как фирмы, домашние хозяйства, отрасли, и, во-вторых, в масштабе всего народного хозяйства и его составляющих с использованием аг-регированных величин (например, показателей совокупного спроса и совокупного предложения). Раздел науки о хозяйстве как целом, в проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и ра-боте хозяйственного механизма, о функциях государства и экономи-ческой политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эф-фективность экономики в целом.
Между микро - и макроанализом нет непреодолимой границы. Обе сферы человеческой деятельности -- на уровне фирмы (отрас-ли) и в масштабе страны, обе части экономической теории тесно взаимосвязаны. Но разделение уровней, даже при известной его условности, полезно в методическом плане и отражает реально су-ществующие различия. Интересы отдельного индивидуума, одной фирмы, одной отрасли и интересы общества не равнозначны.
Экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.
Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры
1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Банки и биржи, 2002.
2. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. - М.: новая волна, 2004.
3. Грузинов В. П.
Экономика предприятия и
4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия - М.: ЮНИТИ, 2002.
5. Законодательное обеспечение бизнеса в России. - М.: Консэко, 2003.
6. Как управлять финансами предприятия в условиях рынка. - М.: Экотранс, 2004.
7. Карлоф Б. Деловая
стратегия: концепции,
8. Клепач А. Особенности экономической теории // Правительственный вестник. 2002. № 24
9. Предпринимательство. Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
10. Рузавин Г. И.
Основы рыночной экономики.
11. Стоянова Е. С. Финансы маркетинга. - М.: Перспектива, 2001.
12. Шеремет В. П. «Потребитель в современных условиях» \\ Вопросы экономики, № 11, 2002.
13. Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. - М.: БЕК,2002.
14. Экономика и бизнес. / Под ред. В. В. Кашаева. - М.: МКТУ им. Баумана. 2002.
15. Экономика предприятия: Учебник./ Под ред. В. М. Семенов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2002