Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:51, контрольная работа
Экономика (от греч. ойкос – хозяйство, номос – закон) – законы хозяйствования, а также сфера жизни людей, связанная с удовлетворением их потребностей.
Экономическая теория – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ограниченных ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.
Различают:
- позитивную экономическую теорию, которая исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, познает существующую реальность – что есть, что было, что может быть. Любое позитивное положение может быть проверено практикой;
- нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает, что должно быть, как должна развиваться экономическая жизнь общества. Объективные факты не могут доказать истинность или ложность нормативных утверждений.
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Экономика (от греч. ойкос – хозяйство, номос – закон) – законы хозяйствования, а также сфера жизни людей, связанная с удовлетворением их потребностей.
Экономическая теория – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ограниченных ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.
Различают:
- позитивную экономическую теорию, которая исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, познает существующую реальность – что есть, что было, что может быть. Любое позитивное положение может быть проверено практикой;
- нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает, что должно быть, как должна развиваться экономическая жизнь общества. Объективные факты не могут доказать истинность или ложность нормативных утверждений.
Функции экономической теории:
1) Познавательная. Экономическая теория объясняет, как функционирует хозяйство, в чём суть, причины и последствия тех или иных экономических явлений (например, как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как уровень цен влияет на предложение).
2) Методологическая. Экономическая теория создает теоретическую и методологическую основу для других экономических наук:
- отраслевых (экономика промышленности, экономика торговли, экономика транспорта, экономика строительства и др.);
- функциональных (финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, планирование и др.);
- смешанных (экономическая история, экономическая география, история экономических учений, экономическая статистика и др.).
3) Практическая. Раскрывая сущность экономических процессов и явлений, экономическая теория дает рекомендации для хозяйственной практики и экономической политики.
Экономическая политика – это система мероприятий, направленных на достижение тех или иных экономических целей.
Основные цели экономического развития:
- экономический рост, обеспечивающий при прочих равных условиях повышение уровня жизни;
- полная занятость – возможность работать для всех тех, кто желает и может работать;
- экономическая эффективность, т.е. максимальная отдача при минимальных затратах;
- стабильный уровень цен (
- экономическая свобода
- справедливое распределение доходов;
- материальная обеспеченность нетрудоспособного населения;
- сбалансированные ввоз и вывоз товаров за границу.
Характерные черты экономической теории как науки
Экономическая теория:
- общественная наука, изучающая хозяйственную (экономическую) сторону жизни общества;
- тесно связана с другими
общественными науками:
- историческая наука, т.к.
- наиболее точная из всех
общественных наук, т.к. при изучении
своего предмета широко
- состоит из двух крупных
разделов: микроэкономики и
Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы, входящие в общую экономическую систему – фирмы, домохозяйства, рынки отдельных товаров, производство на уровне предприятия и т.п.
Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом, такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование и т.п.
Методы экономических исследований
1) Научная абстракция – очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результат научной абстракции – категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (например, «цена», «прибыль», «рента» и т.п.).
2) Анализ и синтез. Анализ – изучение объекта по частям; синтез – изучение объекта в целом.
3) Индукция и дедукция. Индукция – выведение общих положений из частных факторов (обобщение); дедукция – выведение частных суждений из общих положений.
4) Экономическое моделирование – упрощенное, формализованное описание экономической реальности с помощью математических символов и алгоритмов. При построении моделей, игнорируются многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление определенных связей и закономерностей, что позволяет лучше понимать и описывать взаимосвязи между экономическими фактами и процессами.
5) Функциональный анализ – рассмотрение одних экономических процессов и явлений как независимых, а других – как зависимых, производных. При изучении, например, влияния уровня банковского процента на инвестиционный спрос, процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инвестиционный спрос, - как зависимая (функция).
6) Экспериментирование – искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных специально созданных и контролируемых условиях с целью их изучения и практического изменения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне. Однако, эксперименты не должны насильственно ломать естественные экономические процессы, втискивать реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций.
7) Метод графических изображений – использование для описания разного рода экономических процессов и явлений схем, таблиц, графиков, диаграмм, позволяющих наглядно демонстрировать те или иные зависимости.
8) Гипотеза – пробное утверждение о наличии или отсутствии причинно-следственных связей между процессами.
Основные этапы развития экономической теории
Теоретическая школа |
Представители |
Основные положения |
Меркантилизм (от итал. мерканте – торговец), XVI-XVII вв. |
Ж.-Б. Кольбер, Т. Манн, А. Монкретьен |
Богатство нации – золото;
источником богатства служит то |
Физиократы (от греч. физис – природа и кратос – власть, т.е. «власть природы», XVIII в. |
Ф. Кенэ, А. Тюрго |
Источник богатства нации – сельскохозяйственное производство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение произведенного продукта над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Вывод: промышленность – «бесплодная сфера», т.к. только перерабатывает продукты земледелия. |
Английская классическая политэкономия, XVII-XVIII вв. |
У. Пети, А. Смит («Исследование о причинах и природе богатства народов», 1776 г.), Д. Рикардо |
Источник богатства общества – труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов. |
Марксистская политэкономия, середина XIX в. |
К. Маркс («Капитал», 1867 г.), Ф. Энгельс |
Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены её общественной. Рынок следует заменить планом; всей экономической жизнью общества руководить государство. |
Маржинализм (от лат. марго – край, предел), XIX в. |
У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас, Е. Бем-Баверк |
Предмет изучения |
Неоклассическое направление, конец XIX в. |
А. Маршалл («Принципы экономической |
Развивая идеи маржиналистов,
А. Маршалл разработал |
Кейнсианство, ХХ в. |
Дж. М. Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.) |
Такие негативные явления, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация, внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм может самостоятельно справиться с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Чтобы их минимизировать, необходимо государственное вмешательство. Дж. М. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики. |
Монетаризм, ХХ в. |
М. Фридмен («Количественная теория денег» |
Между темпами развития и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Следовательно, можно регулировать ход экономических процессов, изменяя количество денег в обращении, выпуск которых является прерогативой государства. Государство может влиять на темпы экономического развития, безработицу, уровень цен, регулируя количество денег в обращении. |
ТЕСТЫ
а) процесс производства и обмена товарами;
б) деньги, банковскую систему, капитал;
в) национальное богатство страны;
г) способы использования
а) эффективное использование
б) неограниченность производственных ресурсов;
в) удовлетворение потребностей людей;
г) неограниченность экономических благ.
а) нормативной экономики;
б) микроэкономики;
в) позитивной экономики;
г) макроэкономики.
а) численность занятых в народном хозяйстве;
б) экономический цикл;
в) общий уровень цен;
г) факторы, определяющие спрос на рынках отдельных товаров.
а) воспроизводственная и
б) познавательная и практическая;
в) контрольная и стимулирующая;
г) методологическая и информационная.
а) достижение полной занятости;
б) обеспечение экономической
в) стабильный уровень цен;
г) отсутствие бюджетного дефицита.
а) индукция;
б) анализ;
в) научная абстракция;
г) моделирование.
а)функциональный анализ;
б) научная абстракция;
в) экспериментирование;
г) моделирование.
а) К. Маркс;
б) А. Смит;
в) А. Маршалл;
г) Дж. Кейнс.
а) К. Маркс;
б) А. Смит;
в) А. Маршалл;
г) Дж. Кейнс.
Информация о работе Предмет, метод и история развития экономической теории