Предмет и методы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть предмет экономической теории
2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Предмет экономической теории
1. Зарождение и развитие экономической теории …………………………………………………….4
2. Экономические законы и экономические категории………………………………………………..5
3. Предмет исследования экономической теории……………………………………………………..6
4. Различные подходы к анализу экономической динамики…………………………………………8
Основные функции и методы исследования экономической теории
1. Познавательная, методологическая и практическая функции……………………………………8
2. Методы экономических исследований………………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

предмет и метот теории организации.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..3

Предмет экономической теории

1. Зарождение и развитие экономической теории …………………………………………………….4

2. Экономические законы и экономические категории………………………………………………..5

3. Предмет исследования экономической теории……………………………………………………..6

4. Различные подходы к анализу экономической динамики…………………………………………8

Основные  функции и методы исследования экономической  теории

1. Познавательная, методологическая и практическая функции……………………………………8

2. Методы экономических исследований………………………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………………………………………11

Список использованной литературы……………………………………………………………………12

Введение

Актуальность темы курсовой работы "Предмет и методы экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции экономической теории -- то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про-стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис-точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом  к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие  виды работ нужно выполнять? Как  они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными  сделками между людьми.Экономическая  теория есть наука об использовании  людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в  области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе, однако, проведя  час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек  сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое  четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, - дело весьма нелегкое.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все  элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.

Если заставить  специалиста выбрать из всех приведенных  выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился  бы на второй.

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять  процессы и явления экономической  жизни, а для этого экономическая  теория должна проникать в суть глубинных  процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета и функций  экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть предмет  экономической теории

2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории

Предмет экономической теории

1. Зарождение и  развитие экономической теории

Данная тема занимает особое место в структуре обшей  экономической теории, так как  она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным  к образованию и культу-ре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел зна-ниями экономической теории, При изучении этой темы студенты получают пред-ставление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего даль-нейшего курса.

Любая наука возникает  в результате попыток людей решить определенные воп-росы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все  это в полной мере относится и  к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пыта-лись выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким зако-нам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно  разнообразна, сложна и противоречива. Она охваты-вает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Зачатки экономической  науки появились еще в древнем  мире. Уже ученые-фило-софы Древней  Греции, Рима, Востока, Египта, Китая  и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать со-стояние.

Экономическая мысль  Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материаль-ных благ, равновеликом обмене эквивалентов,

Мыслители Древнего Рима--Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические  причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций хрис-тианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христи-анское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социаль-ной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Однако мыслители  древности еще не выделяли экономические  явления из всей суммы общественных процессов, не создали система учения об эко-номике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория воз-никла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название -- политическая экономия (от греческих слов: «политейя» -- общество, «ойкос» -- дом, хозяйство, «номос» -- закон). Таким образом, политическая эконо-мия -- наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках госу-дарства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической  школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» -- купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство обще-ства возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности -- международной торговле, когда товары покупались в одной стра-не по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы -- Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркан-тилизма -- государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекцио-низм в торговле -- используются и в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торго-вой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Позже появляется теоретическое  учение физиократов («физиократия»  в перево-де с греческого -- власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является произ-водство, хотя и существует только одна его отрасль -- сельское хозяйство, где бо-гатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промыш-ленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения  научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые воп-росы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материаль-ном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной фор-мой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории сто-имости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства  происходит тогда, когда первоначально  затраченная сумма при-растает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в ко-нечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопи-ческого социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая  наука нашей страны развивалась  в основном в рам-ках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономиче-ской мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нор-дхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

К числу современных  направлений экономической мысли относится неокласси-ческая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимо-сти и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как сово-купность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе высту-пает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая  наука все больше изучает законы ценообразования и рационального  использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы -- А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

, Развивается и  теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой  можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической  теории следует выделить несколько  крупных на-правлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де-нежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической  мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и тракто-вок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.) Его взгляды -- проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими уче-ными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герце-на, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необ-ходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе прове-дения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Информация о работе Предмет и методы экономической теории