Предмет и методы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть предмет экономической теории
2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Предмет экономической теории
1. Зарождение и развитие экономической теории …………………………………………………….4
2. Экономические законы и экономические категории………………………………………………..5
3. Предмет исследования экономической теории……………………………………………………..6
4. Различные подходы к анализу экономической динамики…………………………………………8
Основные функции и методы исследования экономической теории
1. Познавательная, методологическая и практическая функции……………………………………8
2. Методы экономических исследований………………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

предмет и метот теории организации.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Особое место в  истории российской экономической  мысли занимает марксист-ское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столе-тия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развива-лись. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), раз-работавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласнос-ти ученые интегрируют  взгляды и достижения отдельных  экономических школ при-менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы -- Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необхо-димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно-ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования. [7; c. 145-147]

2. Экономические законы  и экономические категории

Все экономические  явления и процессы развиваются  под воздействием экономиче-ских законов. Что такое экономический закон?

Это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся  объектив-ные причинно-следственные связи и взаимозависимости в  экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Между законами развития общества (экономическими законами) и  законами природы существуют общие  черты и различия. Общее между  ними то, что, как и законы природы, экономические законы объективны, т. е. действуют независимо от воли и  сознания людей. Различия же заключаются в следующем:

* экономические законы  являются законами человеческой  деятельности. Они возникают в  процессе деятельности людей  и осуществляются через нее.  Законы природы действуют и  вне человеческого общества, например  закон всемирно-го тяготения;

* законы природы  вечны, экономические законы исторически  преходящи;

* открытие и применение  экономических законов требуют  определенных уси-лий, так как  это использование встречает  сильное противодействие отживаю-щих  сил общества.

Экономические законы объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей, людьми они не изобретаются (как, например, законы юриспруденции). Однако вста-ет вопрос, могут ли быть эти законы познаны человеком и использованы в экономи-ческой жизни"

Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное познание экономичес-ких законов и сознательная реализация их требований обществом. Кроме экономических законов общая экономическая теория изучает экономические кате-гории, т. е. логические понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества, например товар, стоимость, деньги, равнове-сие, спрос, предложение и т. д.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему  экономических законов -- закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы. С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использова-нии одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе.

Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы.

Специфические экономические  законы -- это законы развития конкретно-истори-ческих форм хозяйствования.

Общие экономические  законы -- это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного разви-тия. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.[12; c. 21]

3. Предмет исследования  экономической теории

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра-ботки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в  стране преобладающее значение в  формировании экономиче-ского мировоззрения  и экономического мышления занимала марксистская по-литэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литерату-ра прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи-сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие наду-манные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предметом исследования политэкономии в соответствии с  классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.

Такой сугубо классовый  подход в экономике приводил к  игнорированию объек-тивных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общече-ловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело эконо-мическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.

С 40-х годов XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление  эконо-мической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск  ме-тодов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продук-ции в фирме -- предмет «Экономикс».

Представляется, что  в постиндустриальном обществе экономическая  теория вы-ступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к  анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это на-ука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к суще-ствованию.

Г. И. Рузавин и  В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь  к политэкономии, отмеча-ют, что общая  экономическая теория изучает экономические  отношения в различ-ных системах и типах деятельности.

Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная на-ука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напра-шивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в про-изводстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограничен-ность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества од-новременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их ис-пользование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможнос-тью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:

* основанного на  обычаях и традициях, так называемое  традиционное произ-водство;

* на основе командно-административной  системы;

* на основе рыночной  системы организации общественного  хозяйства. Эти сис-темные организации  могут сосуществовать в сочетании  и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.

Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической  теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обме-ниваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономи-ческий рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты об-щественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост -- показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.

Именно поэтому  предметом общей экономической  теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»). Экономичес-кий рост -- содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характери-зует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнкт - тупное состояние национального хозяйства.

Через призму экономического роста анализируются различные  подходы и взгля-ды экономистов, и формируется собственная позиция адекватности экономики исто-рическим, национальным и другим традициям.

С учетом использования  потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление  и функционирование товарного производства и ры-ночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также аль-тернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.

Это же предполагает исследование структуры, видов и  сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики. Экономический рост пред-полагает исчерпывающую научную характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснование экономической целесооб-разности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики. При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционных издержек, эволю-ции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.

Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих  им сегментах совершенной и несовершенной  конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конку-ренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных обра-зований (японской, шведской, немецкой и т. д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономичес-кие закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурент-ной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, меха-низм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирую-щихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и  макроэкономика взаимообусловлены  в реальной эконо-мической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергают-ся государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный харак-тер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократиче-ских методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были ис-следованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объе-мом продукта.

Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели -- исследованию законо-мерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их опти-мизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребно-стей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологичес-кое положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории -- это не две отдельные науки. Скорее, это отдельные дис-циплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория -- это:

Информация о работе Предмет и методы экономической теории