Особое место в
истории российской экономической
мысли занимает марксист-ское направление,
которое господствовало с 20-х до
90-х годов двадцатого столе-тия. Монопольное
господство марксистских воззрений, как
сорняк среди ценных растений, душило
прогрессивные экономические трактовки,
хотя они и развива-лись. Особую ценность
представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938
гг.), раз-работавшего теорию экономических
циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938
гг.), обосновавшего организационно-производственные
направления в экономике и семейно-крестьянском
хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора
Сталина многие направления экономических
трактовок объявлялись «политически вредными
для социализма».
В современный период
перестройки экономики в России,
демократии и гласнос-ти ученые интегрируют
взгляды и достижения отдельных
экономических школ при-менительно
к экономике переходного периода
и становления предпринимательства в
рамках специфической российской экономики.
Некоторые видные представители этой
школы -- Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский
и др., обосновывают необхо-димость взаимосвязанного
развития микро- и макропроцессов в экономике
на осно-ве использования монетаризма
и разумного государственного регулирования.
[7; c. 145-147]
2. Экономические законы
и экономические категории
Все экономические
явления и процессы развиваются
под воздействием экономиче-ских законов.
Что такое экономический закон?
Это наиболее существенные,
устойчивые, постоянно повторяющиеся
объектив-ные причинно-следственные
связи и взаимозависимости в
экономических явлениях и процессах.
Это законы развития отношений производства,
распределения, обмена и потребления.
Между законами развития
общества (экономическими законами) и
законами природы существуют общие
черты и различия. Общее между
ними то, что, как и законы природы,
экономические законы объективны, т.
е. действуют независимо от воли и
сознания людей. Различия же заключаются
в следующем:
* экономические законы
являются законами человеческой
деятельности. Они возникают в
процессе деятельности людей
и осуществляются через нее.
Законы природы действуют и
вне человеческого общества, например
закон всемирно-го тяготения;
* законы природы
вечны, экономические законы исторически
преходящи;
* открытие и применение
экономических законов требуют
определенных уси-лий, так как
это использование встречает
сильное противодействие отживаю-щих
сил общества.
Экономические законы
объективны, т. е. не зависят от воли и сознания
людей, людьми они не изобретаются (как,
например, законы юриспруденции). Однако
вста-ет вопрос, могут ли быть эти законы
познаны человеком и использованы в экономи-ческой
жизни"
Ответ на этот вопрос
однозначен. Необходимо научное познание
экономичес-ких законов и сознательная
реализация их требований обществом. Кроме
экономических законов общая экономическая
теория изучает экономические кате-гории,
т. е. логические понятия, представляющие
собой теоретическое выражение реальных
условий жизни общества, например товар,
стоимость, деньги, равнове-сие, спрос,
предложение и т. д.
Экономические законы
в своей совокупности образуют систему
экономических законов -- закономерности
развития общества. В этой системе неверно
выделять какие-то основные, главные законы.
С позиций системного подхода к анализу
общественной жизни все законы важны и
взаимосвязаны. Нарушение в использова-нии
одного закона нарушает всю систему и
равновесие в обществе.
Экономическая наука
классифицирует законы в общей системе
по крупным группам: специфические и общеэкономические
законы.
Специфические экономические
законы -- это законы развития конкретно-истори-ческих
форм хозяйствования.
Общие экономические
законы -- это законы, свойственные всем
историческим эпохам, они связывают их
в единый исторический процесс поступательного
разви-тия. Это законы возвышающихся потребностей,
разделения общественного труда и другие.[12;
c. 21]
3. Предмет исследования
экономической теории
Предмет исследования
экономической теории находится в стадии
научной разра-ботки и эмпирической адаптации.
До 90-х годов в
стране преобладающее значение в
формировании экономиче-ского мировоззрения
и экономического мышления занимала
марксистская по-литэкономия. Вся литература
по социально-экономическим вопросам
сводилась к популяризации К. Маркса и
его учения. Поэтому мировая экономическая
литерату-ра прошла почти незамеченной,
так как она не укладывалась в схемы Маркса.
Разрыв экономической науки России и мировой
науки привел к тому, что экономи-сты стали
пользоваться разными понятиями и терминами.
Появились такие наду-манные понятия,
как непосредственно общественный продукт,
непосредственно общественный труд и
т. д.
Предметом исследования
политэкономии в соответствии с
классовым подходом к анализу фактов являлись
лишь производственные отношения, основу
которых составляли отношения собственности.
Из системы производственных отношений
выводились экономические законы, противоречия,
необходимость классовых конфликтов,
диктатура пролетариата и господство
командно-административной системы. При
исследовании производственных отношений
акцент делался на их социально-классовом
характере.
Такой сугубо классовый
подход в экономике приводил к
игнорированию объек-тивных условий,
искажению реальной экономической среды,
недооценке общече-ловеческих условий
и цивилизованных факторов развития. Все
это завело эконо-мическую теорию и практику
хозяйствования в тупик, объективно породило
потребность в изменении предмета исследования
и названия курса.
С 40-х годов XIX в. экономисты
переключили свое внимание на исследование
не общественных, а вещественных связей
в хозяйстве. Возникает направление
эконо-мической мысли, именуемое «Экономикс»
(П. Самуэльсон), объявляется поиск
ме-тодов рационального использования
ограниченных ресурсов для достижения
тех или иных альтернативных целей. Организация
производства, труда, сбыта продук-ции
в фирме -- предмет «Экономикс».
Представляется, что
в постиндустриальном обществе экономическая
теория вы-ступает в качестве общеметодологической
экономической науки, имеющей свой предмет
и объект анализа.
Одни экономисты сводят
курс экономической теории только к
анализу рынка и ценообразования.
Другие, подчеркивая ее универсальность,
отмечают, что это на-ука о повседневной
деловой жизни людей, зарабатывании денег
и средств к суще-ствованию.
Г. И. Рузавин и
В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь
к политэкономии, отмеча-ют, что общая
экономическая теория изучает экономические
отношения в различ-ных системах
и типах деятельности.
Как видим, общепризнанного
определения предмета общей экономической
теории нет, хотя большинство экономистов
признают, что это универсальная на-ука
о проблемах выбора ресурсов и экономическом
поведении человека. Напра-шивается необходимость
обоснования собирательного понятия экономической
теории как общественной науки, которая
изучает поведение людей и групп в про-изводстве,
распределении, обмене и потреблении материальных
благ в целях удовлетворения потребностей
при ограниченных ресурсах. Причем ограничен-ность
ресурсов понимается не в физическом смысле
(хотя это и имеет место), а как невозможность
полного удовлетворения потребностей
всех членов общества од-новременно и
полно. Ограниченность ресурсов порождает
конкуренцию за их ис-пользование. Она
отражает противоречия между наличием
ресурсов и возможнос-тью их использования,
которое разрешается при трех способах
организации производства:
* основанного на
обычаях и традициях, так называемое
традиционное произ-водство;
* на основе командно-административной
системы;
* на основе рыночной
системы организации общественного
хозяйства. Эти сис-темные организации
могут сосуществовать в сочетании
и комбинации друг с другом,
образуя транзитивную экономику.
Таков первый блок проблем,
охватываемых курсом экономической
теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий,
не определяющий существенные целевые
функции производства и обмена. Как методологическая
наука экономическая теория, прежде всего,
призвана исследовать вопросы места производства
и обмена в развитии общества. Человечество
не может существовать, не потребляя и
не обме-ниваясь результатами труда: материальными,
духовными и социальными благами. Постоянное
увеличение их производства и поступление
в обмен образует экономи-ческий рост
общества. Он наиболее концентрированно
отражает результаты об-щественного труда,
его нравственные и духовные начала. Экономический
рост -- показатель и источник экономической
динамики. Таков второй блок проблем предмета
экономической теории.
Именно поэтому
предметом общей экономической
теории выступают также закономерности
и факторы экономического роста как в
пофазной динамике воспроизводства: производстве,
распределении, обмене и потреблении,
так и на более отдаленном этапе общественного
развития («длинная волна»). Экономичес-кий
рост -- содержание (стержень) экономической
теории как науки. Он характери-зует общее
состояние экономики и возможную ее динамику,
образующую конъюнкт - тупное состояние
национального хозяйства.
Через призму экономического
роста анализируются различные
подходы и взгля-ды экономистов,
и формируется собственная позиция адекватности
экономики исто-рическим, национальным
и другим традициям.
С учетом использования
потенциальных возможностей экономического
роста рассматривается становление
и функционирование товарного производства
и ры-ночных отношений в конкретных социально-исторических
условиях, а также аль-тернативные теории
формирования стоимости на основе предельной
полезности блага и услуги.
Это же предполагает
исследование структуры, видов и
сегментов рынка как сложной,
многомерной и целостной системы экономики.
Экономический рост пред-полагает исчерпывающую
научную характеристику системы рынков,
описание и определение границ рыночных
отношений, и обоснование экономической
целесооб-разности или нецелесообразности
распространения рыночных форм координации
и воздействия их на соответствующие сферы
и секторы экономики. При этом особое внимание
должно быть уделено анализу общих и транзакционных
издержек, эволю-ции теоретических взглядов
по данной проблеме от А. Смита до сформулированных
в последнее время взглядов Р. Коуза.
Объектом изучения
экономической теории является анализ
тесной взаимосвязи механизма функционирования
рынка с наличием на рынках и соответствующих
им сегментах совершенной и несовершенной
конкуренции, степени монополизированности
отдельных хозяйственных сфер, форм и
методов ценовой и неценовой конку-ренции,
путей и способов экономического реформирования
рыночных отношений. Анализ этого позволяет
раскрыть рыночные модели отдельных национальных
обра-зований (японской, шведской, немецкой
и т. д.). Возобновление производства и
его экономический рост происходит на
индивидуальном уровне (уровне фирмы)
и в общественном масштабе. Поэтому структурно
экономическая теория включает в себя
микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика исследует
поведение отдельных производителей,
экономичес-кие закономерности формирования
предпринимательского капитала и конкурент-ной
среды. В центре ее анализа цены отдельных
товаров, затраты, издержки, меха-низм
функционирования фирмы, ценообразование,
мотивация труда. На микроуровне в исходной
основе складываются пропорции, которые
определяют пропорции общественного уровня.
Макроэкономика занимается исследованием
функционирования национальной экономической
системы на основе формирую-щихся микропропорций.
Объектом ее изучения выступают национальный
продукт, общий уровень цен, инфляция,
занятость. Макропропорции как бы вырастают
из микропропорций, но приобретают самостоятельный
характер.
Микроэкономика и
макроэкономика взаимообусловлены
в реальной эконо-мической среде и взаимодействуют
друг с другом. На макроэкономическом
этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия
в той или иной степени подвергают-ся государственному
регулированию посредством экономических
стабилизаторов и регуляторов. Степень
этого регулирования приобретает исключительный
харак-тер в переходный период развития
экономики, на этапе становления рыночных
отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных
и бюрократиче-ских методов управления.
Впервые в конкретном плане основы этих
связей были ис-следованы Дж. Кейнсом,
который установил количественную зависимость
между ростом потребления и объемами производства,
между ростом инвестиций и объе-мом продукта.
Несмотря на различный
уровень, микро- и макроэкономика в общем
анализе и использовании его результатов
подчинены единой цели -- исследованию
законо-мерностей и факторов экономического
роста в целях удовлетворения потребностей
общества. Поддержание стабильных параметров
экономического роста и их опти-мизация
осуществляются для удовлетворения материальных
и духовных потребно-стей, усиления нравственных
основ в развитии общества. Важное методологичес-кое
положение, по нашему мнению, состоит в
том, что микро- и макроуровни экономической
теории -- это не две отдельные науки. Скорее,
это отдельные дис-циплины единой экономической
теории, имеющие общий предмет исследования.
Таким образом, экономическая теория --
это: