Особое место в 
истории российской экономической 
мысли занимает марксист-ское направление, 
которое господствовало с 20-х до 
90-х годов двадцатого столе-тия. Монопольное 
господство марксистских воззрений, как 
сорняк среди ценных растений, душило 
прогрессивные экономические трактовки, 
хотя они и развива-лись. Особую ценность 
представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 
гг.), раз-работавшего теорию экономических 
циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 
гг.), обосновавшего организационно-производственные 
направления в экономике и семейно-крестьянском 
хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора 
Сталина многие направления экономических 
трактовок объявлялись «политически вредными 
для социализма».
В современный период 
перестройки экономики в России, 
демократии и гласнос-ти ученые интегрируют 
взгляды и достижения отдельных 
экономических школ при-менительно 
к экономике переходного периода 
и становления предпринимательства в 
рамках специфической российской экономики. 
Некоторые видные представители этой 
школы -- Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский 
и др., обосновывают необхо-димость взаимосвязанного 
развития микро- и макропроцессов в экономике 
на осно-ве использования монетаризма 
и разумного государственного регулирования. 
[7; c. 145-147]
2. Экономические законы 
и экономические категории
Все экономические 
явления и процессы развиваются 
под воздействием экономиче-ских законов. 
Что такое экономический закон?
Это наиболее существенные, 
устойчивые, постоянно повторяющиеся 
объектив-ные причинно-следственные 
связи и взаимозависимости в 
экономических явлениях и процессах. 
Это законы развития отношений производства, 
распределения, обмена и потребления.
Между законами развития 
общества (экономическими законами) и 
законами природы существуют общие 
черты и различия. Общее между 
ними то, что, как и законы природы, 
экономические законы объективны, т. 
е. действуют независимо от воли и 
сознания людей. Различия же заключаются 
в следующем:
* экономические законы 
являются законами человеческой 
деятельности. Они возникают в 
процессе деятельности людей 
и осуществляются через нее. 
Законы природы действуют и 
вне человеческого общества, например 
закон всемирно-го тяготения;
* законы природы 
вечны, экономические законы исторически 
преходящи;
* открытие и применение 
экономических законов требуют 
определенных уси-лий, так как 
это использование встречает 
сильное противодействие отживаю-щих 
сил общества.
Экономические законы 
объективны, т. е. не зависят от воли и сознания 
людей, людьми они не изобретаются (как, 
например, законы юриспруденции). Однако 
вста-ет вопрос, могут ли быть эти законы 
познаны человеком и использованы в экономи-ческой 
жизни"
Ответ на этот вопрос 
однозначен. Необходимо научное познание 
экономичес-ких законов и сознательная 
реализация их требований обществом. Кроме 
экономических законов общая экономическая 
теория изучает экономические кате-гории, 
т. е. логические понятия, представляющие 
собой теоретическое выражение реальных 
условий жизни общества, например товар, 
стоимость, деньги, равнове-сие, спрос, 
предложение и т. д.
Экономические законы 
в своей совокупности образуют систему 
экономических законов -- закономерности 
развития общества. В этой системе неверно 
выделять какие-то основные, главные законы. 
С позиций системного подхода к анализу 
общественной жизни все законы важны и 
взаимосвязаны. Нарушение в использова-нии 
одного закона нарушает всю систему и 
равновесие в обществе.
Экономическая наука 
классифицирует законы в общей системе 
по крупным группам: специфические и общеэкономические 
законы.
Специфические экономические 
законы -- это законы развития конкретно-истори-ческих 
форм хозяйствования.
Общие экономические 
законы -- это законы, свойственные всем 
историческим эпохам, они связывают их 
в единый исторический процесс поступательного 
разви-тия. Это законы возвышающихся потребностей, 
разделения общественного труда и другие.[12; 
c. 21]
3. Предмет исследования 
экономической теории
Предмет исследования 
экономической теории находится в стадии 
научной разра-ботки и эмпирической адаптации.
До 90-х годов в 
стране преобладающее значение в 
формировании экономиче-ского мировоззрения 
и экономического мышления занимала 
марксистская по-литэкономия. Вся литература 
по социально-экономическим вопросам 
сводилась к популяризации К. Маркса и 
его учения. Поэтому мировая экономическая 
литерату-ра прошла почти незамеченной, 
так как она не укладывалась в схемы Маркса. 
Разрыв экономической науки России и мировой 
науки привел к тому, что экономи-сты стали 
пользоваться разными понятиями и терминами. 
Появились такие наду-манные понятия, 
как непосредственно общественный продукт, 
непосредственно общественный труд и 
т. д.
Предметом исследования 
политэкономии в соответствии с 
классовым подходом к анализу фактов являлись 
лишь производственные отношения, основу 
которых составляли отношения собственности. 
Из системы производственных отношений 
выводились экономические законы, противоречия, 
необходимость классовых конфликтов, 
диктатура пролетариата и господство 
командно-административной системы. При 
исследовании производственных отношений 
акцент делался на их социально-классовом 
характере.
Такой сугубо классовый 
подход в экономике приводил к 
игнорированию объек-тивных условий, 
искажению реальной экономической среды, 
недооценке общече-ловеческих условий 
и цивилизованных факторов развития. Все 
это завело эконо-мическую теорию и практику 
хозяйствования в тупик, объективно породило 
потребность в изменении предмета исследования 
и названия курса.
С 40-х годов XIX в. экономисты 
переключили свое внимание на исследование 
не общественных, а вещественных связей 
в хозяйстве. Возникает направление 
эконо-мической мысли, именуемое «Экономикс» 
(П. Самуэльсон), объявляется поиск 
ме-тодов рационального использования 
ограниченных ресурсов для достижения 
тех или иных альтернативных целей. Организация 
производства, труда, сбыта продук-ции 
в фирме -- предмет «Экономикс».
Представляется, что 
в постиндустриальном обществе экономическая 
теория вы-ступает в качестве общеметодологической 
экономической науки, имеющей свой предмет 
и объект анализа.
Одни экономисты сводят 
курс экономической теории только к 
анализу рынка и ценообразования. 
Другие, подчеркивая ее универсальность, 
отмечают, что это на-ука о повседневной 
деловой жизни людей, зарабатывании денег 
и средств к суще-ствованию.
Г. И. Рузавин и 
В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь 
к политэкономии, отмеча-ют, что общая 
экономическая теория изучает экономические 
отношения в различ-ных системах 
и типах деятельности.
Как видим, общепризнанного 
определения предмета общей экономической 
теории нет, хотя большинство экономистов 
признают, что это универсальная на-ука 
о проблемах выбора ресурсов и экономическом 
поведении человека. Напра-шивается необходимость 
обоснования собирательного понятия экономической 
теории как общественной науки, которая 
изучает поведение людей и групп в про-изводстве, 
распределении, обмене и потреблении материальных 
благ в целях удовлетворения потребностей 
при ограниченных ресурсах. Причем ограничен-ность 
ресурсов понимается не в физическом смысле 
(хотя это и имеет место), а как невозможность 
полного удовлетворения потребностей 
всех членов общества од-новременно и 
полно. Ограниченность ресурсов порождает 
конкуренцию за их ис-пользование. Она 
отражает противоречия между наличием 
ресурсов и возможнос-тью их использования, 
которое разрешается при трех способах 
организации производства:
* основанного на 
обычаях и традициях, так называемое 
традиционное произ-водство;
* на основе командно-административной 
системы;
* на основе рыночной 
системы организации общественного 
хозяйства. Эти сис-темные организации 
могут сосуществовать в сочетании 
и комбинации друг с другом, 
образуя транзитивную экономику.
Таков первый блок проблем, 
охватываемых курсом экономической 
теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, 
не определяющий существенные целевые 
функции производства и обмена. Как методологическая 
наука экономическая теория, прежде всего, 
призвана исследовать вопросы места производства 
и обмена в развитии общества. Человечество 
не может существовать, не потребляя и 
не обме-ниваясь результатами труда: материальными, 
духовными и социальными благами. Постоянное 
увеличение их производства и поступление 
в обмен образует экономи-ческий рост 
общества. Он наиболее концентрированно 
отражает результаты об-щественного труда, 
его нравственные и духовные начала. Экономический 
рост -- показатель и источник экономической 
динамики. Таков второй блок проблем предмета 
экономической теории.
Именно поэтому 
предметом общей экономической 
теории выступают также закономерности 
и факторы экономического роста как в 
пофазной динамике воспроизводства: производстве, 
распределении, обмене и потреблении, 
так и на более отдаленном этапе общественного 
развития («длинная волна»). Экономичес-кий 
рост -- содержание (стержень) экономической 
теории как науки. Он характери-зует общее 
состояние экономики и возможную ее динамику, 
образующую конъюнкт - тупное состояние 
национального хозяйства.
Через призму экономического 
роста анализируются различные 
подходы и взгля-ды экономистов, 
и формируется собственная позиция адекватности 
экономики исто-рическим, национальным 
и другим традициям.
С учетом использования 
потенциальных возможностей экономического 
роста рассматривается становление 
и функционирование товарного производства 
и ры-ночных отношений в конкретных социально-исторических 
условиях, а также аль-тернативные теории 
формирования стоимости на основе предельной 
полезности блага и услуги.
Это же предполагает 
исследование структуры, видов и 
сегментов рынка как сложной, 
многомерной и целостной системы экономики. 
Экономический рост пред-полагает исчерпывающую 
научную характеристику системы рынков, 
описание и определение границ рыночных 
отношений, и обоснование экономической 
целесооб-разности или нецелесообразности 
распространения рыночных форм координации 
и воздействия их на соответствующие сферы 
и секторы экономики. При этом особое внимание 
должно быть уделено анализу общих и транзакционных 
издержек, эволю-ции теоретических взглядов 
по данной проблеме от А. Смита до сформулированных 
в последнее время взглядов Р. Коуза.
Объектом изучения 
экономической теории является анализ 
тесной взаимосвязи механизма функционирования 
рынка с наличием на рынках и соответствующих 
им сегментах совершенной и несовершенной 
конкуренции, степени монополизированности 
отдельных хозяйственных сфер, форм и 
методов ценовой и неценовой конку-ренции, 
путей и способов экономического реформирования 
рыночных отношений. Анализ этого позволяет 
раскрыть рыночные модели отдельных национальных 
обра-зований (японской, шведской, немецкой 
и т. д.). Возобновление производства и 
его экономический рост происходит на 
индивидуальном уровне (уровне фирмы) 
и в общественном масштабе. Поэтому структурно 
экономическая теория включает в себя 
микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика исследует 
поведение отдельных производителей, 
экономичес-кие закономерности формирования 
предпринимательского капитала и конкурент-ной 
среды. В центре ее анализа цены отдельных 
товаров, затраты, издержки, меха-низм 
функционирования фирмы, ценообразование, 
мотивация труда. На микроуровне в исходной 
основе складываются пропорции, которые 
определяют пропорции общественного уровня. 
Макроэкономика занимается исследованием 
функционирования национальной экономической 
системы на основе формирую-щихся микропропорций. 
Объектом ее изучения выступают национальный 
продукт, общий уровень цен, инфляция, 
занятость. Макропропорции как бы вырастают 
из микропропорций, но приобретают самостоятельный 
характер.
Микроэкономика и 
макроэкономика взаимообусловлены 
в реальной эконо-мической среде и взаимодействуют 
друг с другом. На макроэкономическом 
этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия 
в той или иной степени подвергают-ся государственному 
регулированию посредством экономических 
стабилизаторов и регуляторов. Степень 
этого регулирования приобретает исключительный 
харак-тер в переходный период развития 
экономики, на этапе становления рыночных 
отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных 
и бюрократиче-ских методов управления. 
Впервые в конкретном плане основы этих 
связей были ис-следованы Дж. Кейнсом, 
который установил количественную зависимость 
между ростом потребления и объемами производства, 
между ростом инвестиций и объе-мом продукта.
Несмотря на различный 
уровень, микро- и макроэкономика в общем 
анализе и использовании его результатов 
подчинены единой цели -- исследованию 
законо-мерностей и факторов экономического 
роста в целях удовлетворения потребностей 
общества. Поддержание стабильных параметров 
экономического роста и их опти-мизация 
осуществляются для удовлетворения материальных 
и духовных потребно-стей, усиления нравственных 
основ в развитии общества. Важное методологичес-кое 
положение, по нашему мнению, состоит в 
том, что микро- и макроуровни экономической 
теории -- это не две отдельные науки. Скорее, 
это отдельные дис-циплины единой экономической 
теории, имеющие общий предмет исследования. 
Таким образом, экономическая теория -- 
это: