Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:33, доклад
Мы начинаем изучать экономику. Само слово "экономика" греческого происхождения, буквально означающее "искусство управления домашним хозяйством" ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство, "номос" - правило, закон). В настоящем курсе термин "экономика" используется в смысле "экономическая теория", "экономическая наука". (Можно привести множество примеров подобного использования слов-синонимов, например физика и физическая теория, математика и математическая теория, биология и биологическая теория и т.д.)
Предмет
науки - это то, что исследует,
изучает та или иная
наука.
Мы начинаем
изучать экономику. Само слово "экономика" греческого
происхождения, буквально означающее
"искусство управления домашним хозяйством"
("ойкос" - дом, домашнее хозяйство,
"номос" - правило, закон). В настоящем
курсе термин "экономика" используется
в смысле "экономическая теория",
"экономическая наука". (Можно привести
множество примеров подобного использования
слов-синонимов, например физика и физическая
теория, математика и математическая теория,
биология и биологическая теория и т.д.)
В самом начале можно сказать, что экономика,
или экономическая теория, изучает экономические
закономерности, экономические проблемы.
Это первое приближение к определению
предмета экономики.
Пока не очень понятно, что такое "экономические закономерности", нам как-то понятней, что такое "экономические проблемы".
И поиск дополнительных заработков, и безработица, и девальвация, и необходимость выбора (как израсходовать деньги? что купить?) - все это экономические проблемы.
Экономические
проблемы существуют и решаются людьми
в рамках человеческого общества,
в рамках существующей там экономической
системы. Экономическая система - это
только часть общественного
Экономическая
система - это часть
общественной системы,
сфера человеческой
деятельности, в которой
осуществляется производство,
обмен, распределение
и потребление продуктов,
услуг и факторов производства.
Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.
Ключевыми словами
здесь являются "поведение людей"
и "ограниченные ресурсы". В свою
очередь поведение людей в
экономической системе
Потребности - это нужда или недостаток в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом.
Именно их потребности заставляют людей производить необходимые для их жизни продукты, обмениваться с другими людьми тем, что у них есть в избытке, на то, чего им не хватает. С того момента, когда люди начинают готовиться к удовлетворению своих потребностей, опираясь на имеющиеся ограниченные ресурсы, и начинается экономическая деятельность.
В первой группе потребности выделяются
в зависимости от той роли, которую они
играют в жизни человека, то есть в зависимости
от их функциональной роли. Потребности
в средствах существования являются важнейшими
потребностями человека в продуктах питания,
в одежде, жилье и т.п., необходимых для
поддержания жизни человека и его семьи. Социально-культурные
потребности - это потребности в образовании
и квалификации, развлечениях, в искусстве,
в общении с другими людьми. Для того чтобы
удовлетворить первые две группы потребностей,
необходимо располагать материальными
ресурсами - материалами, инструментами,
то есть средствами деятельности. Возникают
и развиваются потребности в средствах
деятельности.
Во вторую группу потребности включаются
в зависимости от того, в какой форме эти
потребности удовлетворяются, то есть
в зависимости от объекта потребностей. Материальные
потребности для их удовлетворения предполагают
наличие продуктов в материальной вещественной
форме, например потребности в продуктах
питания и одежде, в транспорте и жилище. Нематериальные
потребности - это потребности, удовлетворяемые
в нематериальной форме, то есть это потребности
духовные, этические, эстетические, например,
потребность в творчестве, в любви к людям,
в знаниях, в общении с природой, в красоте,
в знании прошлого и предвидении будущего.
Объединение потребностей в третьей
группе осуществляется
в зависимости от того, кто является носителем
потребности, кто ее выражает, то есть
в зависимости от субъекта потребности.
Например, потребности в питании и одежде
удовлетворяются индивидуально, это индивидуальные
потребности. На окраине городка, у жителей
небольшой улицы есть потребность в освещении
темной улицы, это групповая потребность.
Потребности в обороне страны, в охране
общественного порядка, в создании единой
налоговой системы - это общественные
потребности.
Ресурсы - это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.
Факторы производства - это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.
Труд - это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг.
Капитал - это все то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации.
Земля - в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса
Предпринимательская способность как фактор производства - это особый вид человеческих ресурсов, способность объединять все факторы производства в каком-то производстве, способность рисковать и внедрять в производство новые идеи и технологии.
Метод любой науки - это те инструменты, приемы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.
В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.
Изучая
экономику и используя
Кроме этого, опираясь на диалектический метод, экономисты изучают экономические явления и процессы с помощью частных методов. Это методы исследования, применяемые главным образом в какой-то отдельной науке. В целом группу частных методов исследования в экономической теории можно охарактеризовать как аналитический метод. Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение "при прочих равных условиях", индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
Микроэкономика - это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также функционирование отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов. Микроэкономика изучает, например, как формируется цена товара вообще, от чего зависит стоимость двухкомнатной квартиры на юго-западе Москвы в частности. Или от чего зависит заработная плата профессора и оператора станка с программным управлением, почему производство российских автомобилей сократилось, почему, несмотря на падение реальной заработной платы в России, в 90-е гг. число личных автомобилей возросло, выгодно или нет тратить время и средства на получение высшего образования.
Полное представление о рынке, его плюсах и минусах позволяют понимать происходящие изменения, принимать обоснованные решения, осуществлять переход к рыночным отношениям с меньшими материальными и моральными потерями.