Организация как система, её свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:43, реферат

Краткое описание

В прошлом веке не существовало понятия определенной организации, а в последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия.

Файлы: 1 файл

Теория организации КР.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Закрытые системы  характеризуются главным образом  внутренними связями и создаются  людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества.

Полностью предсказуемые  системы функционируют по заранее  заданным правилам с заранее определенным результатом. Например, система обучения студентов в институте, система регистрации товариществ и обществ.

Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются  тем, что выходные воздействия могут  отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с  запланированными. Это может быть обусловлено тем, что одни события в организации помимо нашей воли (форс-мажор), другие – из-за недостатка профессионализма персонала, третьи – из-за сложности задания или новизны информации. Например, научно-исследовательские подразделения, венчурные компании, игра в рулетку.

Жесткие системы  основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей  и отлаженной технологии управления производства. Они обладают большой  устойчивостью к внешним и  внутренним возмущающим воздействиям, медленно реагируют на слабые воздействия.

Мягкие системы  имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним воздействиям и в этой связи – слабую устойчивость. Например, система котировок ценных бумаг, коллектив творческих работников, новые организации, ребенок в семье.

Кроме того, системы  могут быть простыми и сложными, активными и пассивными. Каждая организация  должна обладать всеми признаками системы. Отсутствие хотя бы одного из них неизбежно  приводит к ликвидации.

Таким образом, системный  характер организации – это необходимое условие ее деятельности. С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектном подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует определения приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных из них. Аспектный подход ограничивается учетом отдельных элементов при анализе или синтезе организационных образований. Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если они оправданы, то использование этого подхода целесообразно. Комплексный и аспектный подходы дешевле, но и менее точны.

4. Управление организацией  на основе системного подхода.

«Жизни учился –  на собственных ошибках» - сказал когда  то В.Афонченко, так и знание, понимание  управления пришло не сразу, а в течении  многих десятилетий.

Систему управления можно рассматривать как с  позиции татики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

Управление на основе системного подхода включает три  этапа:

1. Определение сферы,  уточнение области и масштабов  деятельности субъекта управления, ориентировочное установление адекватных сфер, областей и масштабов деятельности, информационных потребностей.

2. Осуществление  необходимых исследований (системный  анализ).

3. Разработка альтернативных  вариантов решения определенных  проблем и выбор оптимального  варианта по каждой задаче с применением экспертных оценок, в том числе и независимых экспертов.

Системный подход в  управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально - политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачи, увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады в школы, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Заключение.

Управленческая деятельность компании невозможна без определенной организационной системы и структуры. Хотя системы и структуры часто совпадают по своим характеристикам, полной идентичности между ними нет, поэтому придерживается сложившейся традиции выделения как организационных моделей так и структур. 
 

Вывод:

В ходе написания данного реферата я определил, что входит в понятие «организация как система» и сделала следующие выводы.

Понимание сущности организаций расширяется благодаря  ознакомлению их с внутренней и внешней  средой, с миссией и системой целей, с концепцией жизненного цикла, включая все стадии развития – от рождения до старения и обновления.

Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других сферах. Острые и хронические болезни социальной системы, локальные и глобальные кризисы, возрастающая борьба за природные ресурсы, конкуренция из-за рынков сбыта, безработица, обнищание все большей части населения планеты – все это заставляет рассматривать организационную науку как востребованную самим процессом развития человечества, а организационные задачи как наиважнейшие. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю, менеджеру, а системное мышление рассматривается как производственная необходимость. 
 

Список литературы

Акимова Т.А. Теория организации: Учебное пособие для  вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие –  Минск: «Новое знание», 2003. – 298 с.

Кусков А.Н., Чумаченко  А.П. Менеджмент: Учебное пособие. –  М.: МГИУ, 2004. – 345 с.

Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 336 с.

Туровец О.Г., Родионова  В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 318 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  динамической организации. 

Сущность  и понятие динамической организации

Применение  термина «организация» в современной  практике настолько же обыденно насколько  и многообразно. Всё, что окружает людей, рассматривается с позиций организации.

     Организация – объединение людей для достижения совместных целей; внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие частей целого, обусловленные его  строением.

     В каждодневном бытовом употреблении под организацией понимается прежде всего официальное учреждение или общественная структура (предприятие, компания, орган власти), то есть реально существующая целенаправленная функционирующая социальная система [3, с. 20].

     Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности. Именно в процессе сотрудничества можно достичь наиболее высоких результатов и направить коллективные усилия людей для реализации общих целей.

     Динамика (сила) – это развитие организационных  систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий. Для динамически развивающихся организаций характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки с целью получения дополнительной прибыли.

     Динамично развивающая система должна быть в состоянии устойчивого равновесия. Это не означает, что она находится в неподвижном состоянии. Динамическая организация, стремясь к устойчивости, продолжает совершенствоваться и развиваться.

     Развитие  организации происходит под воздействием системы управления, принятых норм и правил поведения. Интересы управленческого аппарата и функциональных подразделений противоречивы. Противоречие заключается в том, что система управления в лице администрации заинтересована в унификации поведения подчиненных ей людей и групп. Чем выше уровень унификации, тем легче осуществлять управление, предсказать результат управляющего воздействия и добиться устойчивой и стабильной работы всей системы.

     Динамическая  организация представляется определенной последовательностью объединения действий, операций, стадий, этапов, фаз, циклов в общий процесс. В принципе любая организационная система заинтересована в переходе к стабильному, устойчивому состоянию своего существования.

     Форма динамического существования организации – процесс – единое последовательное и качественно определенное движение системы. Процессы, в которых участвует система, могут протекать как в организованной, так ив неорганизованной форме. Неорганизованные процессы деструктивны. Они ведут к нарушению равновесия системы и ее разрушению. Сохранение равновесия и целостности системы обеспечивают организованные процессы. Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация.

     Составными частями процесса являются фазы (стадии), этапы, периоды, действия и операции.

     Фаза  – качественно определенная часть  процесса. переход из одной фазы в другую предполагает существенные качественные изменения организации. Этап выделяются только в процессе, ориентированном на достижении результатов. Действие – обладающая качественной определенностью элементарная часть процесса (например, беседа с поступающим на работу является действием в составе процесса собеседования, но не в составе процесса формирования персонала в целом). Операция – это целенаправленно осуществляемая совокупность взаимосвязанных действий (поиск партнеров, оформление документов).

     Основными элементами блока ориентации процесса являются функции, задачи и проблемы. Функция – это качественно  определенный вид динамического существования организации, обеспечивающий устойчивое получение значимого для системы результата. Именно функции создают устойчивую и долговременную ориентацию процесса, осуществляемого системой.

     К основным элементам блока реализации процессов относятся состояние, цикл, интервал, процедура. Состояние – это фиксированная в данный момент совокупность свойств, отношений и параметров динамической организации, ее «моментальная фотография». (1; с. 198). Цикл – это полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса. С одной стороны, это сам процесс в его полном завершении, структурированный на отдельные последовательные стадии. С другой стороны, цикл представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга качественно определенных состояний динамической организации: от исходного до завершающего.

     В осуществлении целенаправленной процессуализации важнейшее значение имеют универсальные  и повторяющиеся циклы. Универсальными являются циклы общие. При этом общими являются: состав стадий, последовательность их чередования. Повторяющиеся циклы, многократно воспроизводясь, составляют соответствующие циклические процессы. При этом цикл включает полный кругооборот повторяющихся стадий.

     Временной интервал – это промежуток между двумя моментами времени. Он устанавливает конкретное расположение процессов, стадий, этапов, периодов, операций и действий. Процедура – это определенная регламентированная последовательность осуществления процесса. Она устанавливает ход самого процесса, чередование стадий, операций, действий.

     В своем существовании каждая живая  система проходит определенный жизненный  цикл, включающий фазы от образования  до гибели системы. Для каждой фазы жизненного цикла характерны свои качественно  определенные процессы, различающиеся направленностью и скоростью изменений, происходящих в организации. Таким образом, можно говорить о квалификации процессов по фазам жизненного цикла системы.

  1. Процессы образования организации как новой качественной определенности. Имеют четко фиксированные начальные и конечные точки: «система начинает формироваться» и «формирование системы завершено».
  2. Процессы роста системы, обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба системы.
  3. Процессы развития системы, предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности (движение от низкого уровня организованности к высокому).
  4. Процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы. Начальная точка процесса – достижение соответствующего состояния количественных и качественных характеристик. Конечная – начало перехода на другой уровень функционирования системы.
  5. Процессы спада характеризуются падением количественных параметров системы и сужением ее масштаба.
  6. Процессы регрессирования системы характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности. Происходит переход от высокого уровня организованности к низкому.
  7. Процессы разрушения системы – происходит потеря качественной определенности организации. Система управления не способна поддерживать состояние равновесия системы.

Информация о работе Организация как система, её свойства