Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 23:34, контрольная работа
Цели контрольной работы – рассмотреть понятие организации и понятие системы, раскрыть их взаимосвязь. Раскрыть системный подход к изучению организаций. На практическом примере отразить теоретические представления о системных свойствах организаций
Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:
1. Раскрыть черты и свойства организации.
2. Выявить характеристики, типологию организации как системы.
3. Показать аспекты управления с точки зрения системного подхода.
Введение
В прошлом веке не существовало понятия определенной организации. В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область – теорию организации.
Интерес к организациям не ослабевает еще и потому, что для исследователя это чрезвычайно сложный и практически неисчерпаемый объект познания. Такое разнообразие объясняется тем, что для организации характерны все основные черты человеческого общества. Можно сказать, организация — наше общество в миниатюре. Так, организация обладает четкими границами, социальным расслоением и иерархией статусов, центральной властью, целенаправленной деятельностью и всей совокупностью отношений между членами организации. Очевидно, что организация представляет собой сложный социальный организм, функционально включенный в деятельность человеческого общества. Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе.
Цели контрольной работы – рассмотреть понятие организации и понятие системы, раскрыть их взаимосвязь. Раскрыть системный подход к изучению организаций. На практическом примере отразить теоретические представления о системных свойствах организаций
Для реализации поставленных целей необходимо решить задачи:
1. Раскрыть черты и свойства организации.
2. Выявить характеристики, типологию организации как системы.
3. Показать аспекты управления с точки зрения системного подхода.
4. Представить организацию как систему на примере реального предприятия.
Понятия организации и основные свойства организации как системы
Организация - (лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю):
1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2. совокупность процессов
или действий, ведущих к образованию
и совершенствованию
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Организация как система
Различаются системы открытые и закрытые.
Понятие закрытой системы порождено физическими
науками. Здесь понимается, что система
является самосдерживаемой. Ее главная
характеристика в том, что она существенно
игнорирует эффект внешнего воздействия.
Совершенной системой закрытого типа
была бы та, которая не принимает энергии
от внешних источников и не дает энергию
своему внешнему окружению. Закрытая организационная
система имеет малую применяемость.
Открытая система признает динамическое
взаимодействие с окружающим миром. Организации
получают свое сырье и человеческие ресурсы
из окружающего мира. Они зависят от клиентов
и заказчиков из внешнего мира, потребляющих
их продукцию. Банки, активно взаимодействующие
с окружающим миром, используют депозиты,
обращают их в кредиты и в инвестиции,
используют полученную прибыль для поддержания
самих себя, для развития, для выплаты
дивидендов и уплаты налогов.
На схеме, представляющей промышленную
организацию как открытую систему, можно
видеть поступление материалов, рабочей
силы, капитала. Технологический процесс
создается для переработки сырья в конечный
продукт, который, в свою очередь, продается
заказчику. Финансовые учреждения, рабочая
сила, поставщики и заказчики, правительство
– все являются частью окружения.
Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т.п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты.
Одна из таких черт – это признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Существует граница, отделяющая систему от ее окружения. Изменения в окружении влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение.
Классификация организаций
Организации, составляющие основу любой
цивилизации. Можно представить в виде
большого набора правовых форм и организационных
структур. В любой науке классификация
занимает особое место. Классификация
организаций важна по трем причинам:
Организации могут быть:
Кроме того, различают организации по:
Могут применяться и дополнительные признаки
для классификации.
Статус правительственной организации
дается официальными органами власти.
На них распространяются различные привилегии,
льготы и жесткие обязательства. Например,
чиновники из аппарата Президента РФ не
могут возглавлять коммерческие структуры;
чиновники из аппарата Госкомимущества
РФ не могут вкладывать свои средства
в акции приватизируемых организаций.
К неправительственным организациям
относятся все другие организации, не
имеющие такого статуса.
Коммерческие организации
строят свою деятельность на получении
максимальной прибыли в интересах учредителей,
а для некоммерческих основная цель состоит
в удовлетворении общественных потребностей,
при этом вся прибыль идет не учредителям,
а на развитие организации. Например, некоммерческое
учебное заведение осуществляет свою
работу на основе полной оплаты студентами
процесса обучения, при этом вся прибыль
должна идти на расширение учебной базы,
приобретение компьютеров, литературы
и др.
Бюджетные организации
строят свою деятельность исходя из выделенных
государством средств, при этом они освобождаются
от уплаты многих налогов, в том числе
НДС. Внебюджетные
организации сами изыскивают источники
финансирования. Многие организации пытаются
привлечь для своего развития как бюджетные,
так и внебюджетные средства.
Общественные организации
строят свою деятельность на основе удовлетворения
потребностей своих членов общества (во
внутренней среде), а хозяйственные — для удовлетворения
потребностей и интересов человека и общества
во внешней для организации среде. Так,
профсоюзы являются общественной организацией,
поскольку все поступившие членские взносы
тратятся на удовлетворение потребностей
своих же членов. Например, АЗЛК — хозяйственная
организация, выпускающая автомобили
для широкой продажи.
Формальные организации
— это зарегистрированные в установленном
порядке общества, товарищества и т.д.,
которые выступают как юридические или
неюридические лица. Неформальные организации
— это незарегистрированные в государственном
органе организации либо в силу их малочисленности,
либо по каким-то другим причинам. К неформальным
организациям относятся объединения людей,
связанных личными интересами в области
культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера
и не ведущие финансово-хозяйственную
деятельность, направленную на получение
материальной прибыли. Например, четыре
рыбака-любителя постоянно в течение ряда
лет совместно готовят снасти, выезжают
на рыбалку, обсуждают результаты, получают
от этого удовольствие. Это неформальная
организация, так как налицо все признаки
системы — наличие цели, элементов, иерархии,
взаимодействия. Роль в обществе неформальных
организаций очень велика. В них люди в
большей мере могут реализовать свои потребности
и интересы, чем в формальной; найти свое
место в жизни; испробовать различные
варианты поведения, отношений и тд.
Помощь и защита коллег, доступ к неформальным
каналам информации (слухам и др.) — основные
причины вступления в неформальную организацию.
Однако возможно возникновение неформальной
организации внутри формальной. Это естественный
процесс, возникающий тогда, когда развитие
технологий, профессионализма персонала
в организации идет быстрее, чем совершенствование
организационных форм, функций, стиля
и методов управления. Первый признак
рождения неформальной организации в
предметной области формальной организации
— это появление неформального лидера.
Как необходимо поступать руководителю,
мы уже рассматривали выше. В последнее
время в практической деятельности наметилась:
тенденция разделения больших организаций
на две части: управленческую и предпринимательскую.
Причем каждая часть представляет собой
юридическое лицо. Управленческая организация
в форме «учреждения» сосредоточивает
у себя стратегические управленческие
и маркетинговые функции. Предпринимательские
организации в форме ООО, ОА, ПТ и другие
концентрируют обслуживающие и производственные
функции. По этому принципу строятся все
холдинги. Кроме организационных преимуществ
такое разделение уменьшает налогообложение
всей организации, так как учреждение
не является коммерческой организацией.
Например, в апреле 1998г. руководство группой
«ОНЭКСИМ-банк» приняло решение о создании
единой управленческой структуры (учреждения)
для координации работы всех бизнес-единиц
этой группы.
Жизненный цикл организации
Жизненный цикл организации
Фирма - это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет). Т.е. существует экономический цикл (коротких и средних волн, основой которого является массовое обновление активных элементов основного капитала.
Это связано, прежде всего, с невосполнимостью потерь от физического морального износа второго рода. Выделяют два вида морального износа.
Первый - когда предприниматель несет потери в результате роста производительной силы труда, при создании тех же самых элементов основного капитала.
Моральный износ второго рода связан с потерями, которые возникают в результате появления принципиально новых, более производительных средств производства. В этом случае возможен только один выход - досрочная замена средств производства до их полного физического износа.
Жизненный цикл фирмы начинается с реализации инвестиционного проекта, затем фирма достигает порога рентабельности (нулевой прибыли), далее накапливает запас финансовой прочности и реализует новый инвестиционный проект (если предыдущий инвестиционный проект неудачен, то фирму ждут очень тяжелые времена с высокой вероятностью банкротства, прекращения собственного существования) .
Как уже говорилось, фирмы “живут” от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х - 220 тыс., в 70-х - 350 тыс.). Однако “смертность” их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год) .
Жизненный цикл фирмы, по нашему мнению, состоит из следующих фаз: 1) возникновение, 2) становление, 3) развитие и 4) умирание (или переход в новое качество). Здесь мы специально не рассматриваем каждую из фаз, так как их названия необходимо понимать буквально, без каких-либо условностей и двойного смысла.
Вновь наблюдается высокая корреляция с фазами финансового цикла. Принципиальной представляется и “вилка”, которая возникает на четвертой фазе. Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в направлении банкротства компании.
Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.
Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни”. Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).
Рассмотрим факторы, влияющие на средний срок жизни экономической организации (фирмы). Первый, уже отмеченный нами, - размер фирмы. Далее - отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие.
Не следует думать, что стадия отмирания организации является необратимой. Выше авторы очень осторожно формулировали траекторию движения фирм, оказавшихся в таком положении. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо - с негативным). Принципиальным в этой связи представляется, что “основной строительный материал” организаций, переходящих в новое качество (развивающихся), - это капитал.
Необходимое уточнение - собственный капитал, который у современных крупнейших концернов составляет миллиарды долларов, что, безусловно, открывает самые широкие возможности для фирмы.
Фазы жизненного цикла предприятия
1. Создание предприятия.
Прежде
чем регистрировать
Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
1. подписанное
заявителем заявление о
2. решение о создании юридического лица
Информация о работе Понятия организации и основные свойства организации как системы