Организационная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Первые работы, в которых упоминались понятия "организационная культура" или "культура фабрики", появились в начале 50-х годов XX века. Сама же проблема природы и содержания организационной культуры серьезное внимание исследователей привлекла только в конце 1970-х годов.
Выделим основные этапы зарождения организационной культуры. В 1977 году Томас Дж. Для начала определим само понятие "организация".

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

6) Коммуникационная - через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие;

7) Функция общественной памяти, сохранения и накопления человеческого опыта;

8) Рекреативная - восстановления духовных сил в процессе восприятия или включения в культурную деятельность.

       По мнению М.М. Алексеевой, наиболее полно организационную культуру характеризуют следующие ее функции:

       1. Охранная: культура служит своеобразным барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды. Таким образом, она нейтрализует действие негативных внешних факторов.

       2. Интегрирующая: прививая определенную систему ценностей, синтезирующую интересы всех уровней организации, организационная культура создает ощущение идентичности у индивидов и групп - ее участников. Это позволяет каждому субъекту внутрифирменной жизни:

       - лучше осознать цели организации;

       - приобрести наиболее благоприятное впечатление о фирме, в которой он работает;

       - ощутить себя частью единой системы и определить свою ответственность перед ней.

       3. Регулирующая: организационная культура включает в себя неформальные, неписаные правила, которые указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы. Эти правила определяют привычные способы действий в организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т.д.     

       Интегрирующая и регулирующая функции способствуют росту производительности в организации

       4. Замещающая, или функция субститута формальных отношений: сильная организационная культура, способная к эффективному замещению формальных, официальных механизмов, позволяет фирме не прибегать к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока официальной информации и распоряжений. Таким образом, происходит экономия на издержках управления в организации.

       5. Адаптивная: наличие организационной культуры предполагает взаимное приспособление работников к организации и организации к работнику. Она позволяет новым работникам наиболее эффектно "вписаться" в хозяйственную систему и способ человеческих взаимодействий, характерный для данной организации. Адаптация осуществляется посредством совокупности мер, называемых социализацией. В свою очередь, возможен противоположный процесс - индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать личностный потенциал и возможности индивида для решения собственных задач.

       6. Образовательная и развивающая: культура всегда связана с образовательным, воспитательным эффектом. Фирмы похожи на большие семьи, поэтому управляющие должны заботиться о подготовке и образовании своих работников. Результатом таких усилий является увеличение "человеческого капитала", т.е. приращение знаний и навыков работников, которые фирма может использовать для достижения своих целей.

       7. Управление качеством: поскольку культура в конечном итоге воплощается в результатах хозяйственной деятельности фирмы - экономических благах, постольку организационная культура, продуцируя более внимательное и серьезное отношение к работе, способствует повышению качества товаров и услуг, предлагаемых экономической организацией. Другими словами, качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.

Далее перечислены функции, которые определяют необходимость адаптации фирмы к своей внешней среде. К ним относятся:

      8. Ориентация на потребителя. Учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры и прежде всего в системе ценностей фирмы, способствует установлению более прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами. Многие современные фирмы выделяют заботу о потребителях как наиболее значимую и широко декларируемую ценность.

       9. Регулирование партнерских отношений. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, предполагающие не юридическую, а моральную ответственность перед ними. В этом смысле организационная культура развивает и дополняет нормы и правила поведения (элементы "невидимой руки"), выработанные в рамках экономической культуры рыночного порядка.
       10. Приспособление экономической организации к нуждам общества. Действие этой функции повышает операбельность внешней среды, создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности фирмы. Ее эффект, в отличие от предыдущей функции, скорее всего заключен не в повышении производительности экономической организации, а в устранении барьеров, преград, нейтрализации воздействий, связанных с нарушением или игнорированием фирмой правил общественной игры.

       Из всех вышеперечисленных функций организационной культуры выделим те, которые, на наш взгляд, имеют принципиальное значение: охранная, регулирующая и замещающая. Они наиболее эффективно позволяют закрепить признак воспроизводственности существующих отношений в организации. Это "на руку" руководителю организации: создавая сильную организационную культуру, он поступает дальновидно: формализует (упорядочивает) существующие неформальные отношения, создавая того хорошо "обструганного" ("обточенного") работника, Фтором мы говорили во введении.


2. СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА

 

Ситуация 5. Свобода и самостоятельность.

- В чем были причины низкой производительности и текучести кадров?

       Причины низкой производительности заключались в том, что девушки чувствовали себя под постоянным надзором старшего оператора. Расположение рабочих мест не благоприятно для общения и внутреннего настроения коллектива. Возможно, это и стало причиной текучести кадров, ведь сама атмосфера рабочего места напоминает что-то вроде «рабов» и «смотрителя», который следит за ними.

-Что изменило совершенствование рабочих мест?

       Компания в целях повышения морального духа переоборудовала рабочие места, заменив длинный узкий стол на овальный и расположив рабочие места вокруг стола. Это дало возможность общаться работницам.

- Как общение и личные контакты повлияли на улучшение результатов работы?

       Внутри коллектива стала более теплая и раскрепощенная атмосфера, и это прямым образом влияет на качество работы, ведь когда работнику некомфортно и скучно, то и качество работы низкое.

- Каковы основные причины возникновения нового конфликта в бригаде?

        Выполнять каждый рабочий день одну и ту же рутинную, повторяющуюся работу, выматывает и угнетает работников, возможно по этому девушки подняли «бунт» и потребовали, чтобы им предоставили другую, более сложную  работу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Антикризисный менеджмент/Под ред. Грязновой А. Г. – М.: Тандем, 1999. – 368 с.

2.      Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный  менеджмент: теория и практика/ А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.: илл. – (серия «Теория и практика менеджмента»).

3.      Основы менеджмента.  Под ред. Афоничкина А.И. СПб.: Питер, 2007. — 528 с. 

4.      Организационная культура: системно-психологические описания: Учеб. пособие.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.- 168 с.

5.      Мильнер Б.З. Теория организации, М.-Инфра-М, 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

3

 



Информация о работе Организационная культура