Организационная
культура
Культура организации – это пути выполнения работы
и характер отношения к людям в организации
Характеристика
организационной культуры охватывает:
- индивидуальную автономность;
- структуру;
- поддержку;
- вознаграждение;
- идентифицированность;
- управление конфликтами;
- управление рисками.
Типы культуры
организации
- Культура власти «паутина»
- Культура роли «храм»
- Культура задачи «сеть»
- Культура личности «пчелиный рой»
Культура власти
«паутина»
- Способ осуществления контроля и принятия решений – централизованный контроль через контролеров, по результатам с учетом правил и приемов; решения принимаются в результате баланса влияний.
- Источник силы – сила ресурсов с элементами персональной власти в центре.
- Тип организации размер – небольшая,бюрократическая организация; зависит от центрального источника власти.
- Степень адаптированности к изменениями – быстро реагирует на события, но зависит от решений из центра.
- Отношения к людям – любящие риск, не заботящиеся о безопасности, имеющих склонность к политике.
- Тип менеджера – сориентирован на власть, любит риск, уверен в себе.
Культура роли
«храм»
- Тип организации размер – крупная, с механической структурой; функциональные участки координируются звеном упрвления сверху.
- Способ осуществления контроля и принятия решений – контроль и координация осуществляется звеном сверху по правилам и процедурам; решения принимаются вверху.
- Источник силы – сила положения, к силе личности относятся с неодобрением, сила специалиста ценится в надлежащем месте.
- Степень адаптированности к изменениями – плохо адаптируется к изменениям, но успешно действует в стабильном окружении.
- Отношения к людям – дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряет исполнительность, .
- Тип менеджера – любит безопасность и предсказуемость, хочет достигнуть цели, выполняя роль, а не делая выдающихся личных вкладов.
Культура задачи
«сеть»
- Тип организации размер– небольшая организация с органической структурой (матричная).
- Способ осуществления контроля и принятия решений – решения принимаются на групповом уровне, контроль по результатам работы остается за высшим руководством, незначительный ежедневный контроль.
- Источник силы – основой является сила специалиста.
- Степень адаптированности к изменениями – очень хорошо адаптируется, т к быстро меняет состав групп для решения задач.
- Отношения к людям – стремится к объединению целей сотрудников и организации, раскрывает таланты личности.
- Тип менеджера – должен быть гибким и уверенным, готовым оценивать по результатам.
Культура личности
«пчелиный рой»
- Тип организации размер– небольшая организация существующая для обслуживания и помощи определения личности без какой либо цели.
- Способ осуществления контроля и принятия решений – контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия.
- Источник силы – влияние распространяется поровну, основа власти при необходимости – сила специалиста.
- Степень адаптированности к изменениями – очень хорошо адаптируется.
- Отношения к людям – все равно.
- Тип менеджера – может оказывать некоторое давление на личность, контролируя ресурсы.
Шесть факторов,
выделенные Хенди, в 1985 г.
- история и собственность;
- размер;
- технология;
- цели и задачи;
- окружение;
- люди.
Выводы:
- Культура организации – это пути выполнения работы и характер отношения к людям в организации.
- Различные формы организаций имеют различные идеи, убеждения и традиции; они отличаются внешним видом, атмосферой и методами работы.
- Факторы, определяющие культуру: происхождение, вид собственности, технология, яркие события.
- Культура – важный фактор в достижении эффективности организации.
- Структура и культура является элементами внутренней среды организации