Организационная культура: понятие, элементы, факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компании.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие организационной культуры
1.2 Источники организационной культуры
1.3 Характеристика организационной культуры
1.4 Функции организационной культуры
2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Формирование организационной культуры
2.2 Поддержание организационной культуры
2.3 Изменение организационной культуры
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Структура, элементы организационной культуры
3.2 Управление организационной культурой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Организационная культура (моя курсовая) по теории управления.docx

— 66.92 Кб (Скачать)

О.С. Виханский  и А.И. Наумов2 дают следующее определение организационной культуре: "...это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через "символические" средства духовного и материального внутриорганизационного окружения".

Э.А. Смирнов  в своей работе "Основы теории организации" приводит следующее  определение организационной культуры: "... это система общественно  прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития".

Г. Хофштед  в организационной культуре усматривает  некоторую прогнозную функцию: "организационная  культура есть некоторый психологический  актив, который может быть использован  для прогнозирования финансовых результатов деятельности фирмы  через пять лет".

Организационная культура – это доминирующие моральные нормы и ценности, принятые образцы поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые разделяются членами организации и способны воспроизводиться в этой организации через формальных или неформальных лидеров.

Кроме того, необходимо сделать уточнение следующего характера: в каждой организации  независимо от ее численности и сферы  деятельности существует своеобразная культура, даже если она выражена исключительно  через недоверие и сложилась  стихийно. М. Коул замечает по этому  поводу: "Культура возникает везде, где люди на протяжении какого-то периода  времени включены в совместную деятельность".

Следует отметить также, что корни концепции организационной культуры кроются в двух разных дисциплинах: антропологии и социологии. Основу антропологического подхода составляет определение: "организации – это культуры", в рамках которого выработалось функциональное направление, интерпретирующее культуру как атрибут, которым обладают организации, и сторонники которого предполагают, что менеджеры в состоянии четко определять различия между организационными культурами, могут заниматься изменением культуры и способны измерять культуру, используя эмпирические приемы.

В рамках социального  подхода ("организации обладают культурами") предполагается, что в основе организации  нет ничего, кроме культуры, культура интерпретируется как метафора, используемая для описания того, что собой представляет организация, поэтому при обращении  к любому организационному явлению  менеджеру приходится сталкиваться именно с культурой соответствующей  организации. Таким образом, в первом случае культура выступает в роли потенциального провозвестника других проявлений жизни организации (например, эффективности их деятельности), тогда  как во втором – это некая концепция, которую следует трактовать независимо от любого другого организационного феномена.

В настоящий  момент наряду с понятием организационной  культуры в общеупотребительный  оборот вошло понятие корпоративной  культуры. Индикатором их дифференциации является переменная размера организации. Для малой и средней группы, какой является организация, состоящая из десятков или сотен работников, более подходящей будет понятие организационной культуры (личностный, или статусно – ролевой, контакт, развитая внутренняя неформальная структура и т.п.). В организации, имеющей в своем составе несколько тысяч человек, отсутствует внутренняя неформальная структура, статусно – ролевой контакт или вообще знакомства на уровне статусов; применительно к ней можно говорить о корпоративной культуре (культуре корпорации).

Таким образом, организационная культура – это  набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

2.1 Источники  организационной культуры

Источники организационной  культуры можно условно разделить  на три группы: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации.

Внешняя среда  – под факторами внешней среды  в данном случае понимают факторы, неконтролируемые организацией, такие как природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества. Например, революция в России в 1917 г. на длительный период времени определила организационную культуру социалистических предприятий, укрепив командно – административный стиль руководства.

Общественные  ценности – общественные ценности и национальная культура страны также  оказывают влияние на организационную культуру компаний. К данной группе факторов можно отнести преобладающие в обществе убеждения и ценности, такие как свобода личности, человеколюбие, уважение и доверие к властям, нацеленность на действие и активную жизненную позицию и т.д. Например, в разных странах разное значение придают проблеме затрат времени. Различное отношение к вопросам эффективного использования времени повлияет на организационную культуру компаний: в разных странах в разное время начинается и заканчивается рабочий день, разное время отводится на перерывы, различное количество нерабочих дней и разная продолжительность отпусков. Часто специалистам, работающим за рубежом, трудно привыкнуть к необычному для них распорядку дня.

Внутренняя  среда организации – третий источник организационной культуры образуют специфические внутренние факторы самой организации. Например, развитие технологической среды будет влиять на требования компании к уровню квалификации персонала, что, в свою очередь, может отразиться на ее организационной культуре. Высокотехнологичные компании будут принимать на работу квалифицированных специалистов, сформировавших систему ценностей в процессе предшествующей социализации. Такая ситуация может привести к формированию отдельных элементов чужеродных субкультур, таких как группы с различной идеологией и системой ценностей, что значительно усложнит развитие единой сильной организационной культуры. Это повлияет и на структуру власти в организации: те группы, которые непосредственно связаны с развитием технологической среды, будут обладать большей властью и, таким образом, сформируют доминирующую коалицию, ценности которой будут определять организационную культуру компании.

К специфическим  факторам организации относится  и отрасль, в которой работает компания. Фирмы, принадлежащие одной отрасли, функционируют в одной конкурентной среде и схожем правовом пространстве, удовлетворяют одни и те же потребности покупателей. Например, некоторые фирмы, выпускающие косметическую продукцию, ориентируются на личные продажи. Такие фирмы имеют ограниченное число менеджеров, ориентируются лишь на незначительное число четко разработанных правил, в большей степени опираются на харизматическое, а не на рациональное руководство, поощряют привлечение членов семьи к продаже товаров компании.

Важную роль в формировании организационной  культуры играют сдающиеся личности и важные события в истории компании.

Важные события в истории организации также влияют на верования и ценности сотрудников, меняют отношение к компании собственных сотрудников, конкурентов, потребителей.

Таким образом, источники организационной культуры условно подразделяют на три группы: внешняя среда (факторы, неконтролируемые организацией), общественные ценности (преобладающие в обществе убеждения и ценности), внутренняя среда организации (специфические внутренние факторы самой организации).

1.3 Характеристика организационной  культуры

Характеристика организационной  культуры охватывает3:

    • Организационную автономность – степень общности целей, методов их достижения, интересов и задач людей в организации, методы организации труда, трудовую мораль и этику;
    • Идентификацию – степень отождествления работников с организацией;
    • Структуру, власть и влияние (лидерство) – взаимодействие органов управления и работников, принятых правил, прямого руководства и контроля; существующие формы влияния, запреты в этой области;
    • Поддержку и заботу – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;
    • Мотивацию – степень зависимости материального и нематериального вознаграждения от результатов труда;
    • Индивидуальную ценность и свободу в рамках организации – степень ответственности и независимости; возможность выражения инициативы; ценность личности для организации;
    • Управление конфликтами – подход к их разрешению;
    • Творчество и развитие – степень риска, до которой работники поощряются в инновациях и поиске нестандартных решений;
    • Координацию деятельности – формирование целей и перспектив развития организации;
    • Интеграцию – возможность объединения людей в рамках организации в интересах осуществления скоординированной деятельности;
    • Управленческое обеспечение – поддержание управляющими четких коммуникационных связей, создание ими благоприятной рабочей среды для своих подчиненных;
    • Управление рисками – систему управления рисками и принятую в организации норму риска.

Взаимосвязь между культурой и  результатами работы определяется содержанием тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации. Компания, в которой игнорируют интересы человека, скорее всего, далека от долговременного успеха.

Опираясь на вышеизложенное, можно  сделать вывод, что в характеристику организационной  культуры входят: организационная автономность, идентификация, структура, власть и влияние, поддержка и забота, мотивация, индивидуальная ценность и свобода в рамках организации, управление конфликтами, творчество и развитие, координация деятельности, интеграция, управленческое обеспечение, управление рисками.

1.4 Функции организационной культуры

В.А. Спивак выделяет функции  организационной культуры, в определении их опираясь на аналогичные общие функции культуры:

    • Продуцирование и накопление духовных ценностей;
    • Оценочно-нормативная – сравнение реального поведения человека с идеальным;
    • Регламентирующая и регулирующая – применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
    • Опознавательная – способ включения в жизнь общества;
    • Смыслообразующая – участие культуры в определении человеком и социумом смысла в жизни, смысла своего существования;
    • Коммуникационная – через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие;
    • Функция общественной памяти, сохранения и накопления человеческого опыта;
    • Рекреативная – восстановления духовных сил в процессе восприятия или включения в культурную деятельность.

По мнению М.М. Алексеевой, наиболее полно организационную  культуру характеризуют следующие  ее функции:

1. Охранная: культура служит  своеобразным барьером для проникновения  нежелательных тенденций и отрицательных  ценностей, характерных для внешней  среды. Таким образом, она нейтрализует  действие негативных внешних  факторов. Организационная культура  как сознательно формируемый  феномен четко определяет границы,  в рамках которых прекращается  действие механизма цен и неопределенность  уступает место целенаправленным  и планомерным действиям предпринимателей  и управляющих. Она включает  в себя специфическую систему  ценностей, особый климат и  способы взаимодействия участников  организации и тем самым создает  неповторимый облик фирмы, позволяющий  отличать ее от других фирм, субъектов хозяйственной жизни  и от внешней среды в целом.

2. Интегрирующая: прививая  определенную систему ценностей,  синтезирующую интересы всех  уровней организации, организационная  культура создает ощущение идентичности у индивидов и групп – ее участников. Это позволяет каждому субъекту внутрифирменной жизни:

    • лучше осознать цели организации;
    • приобрести наиболее благоприятное впечатление о фирме, в которой он работает;
    • ощутить себя частью единой системы и определить свою ответственность перед ней.

3. Регулирующая: организационная  культура включает в себя неформальные, неписаные правила, которые указывают  на то, как люди должны вести  себя в процессе работы. Эти  правила определяют привычные  способы действий в организации:  последовательность совершения  работ, характер рабочих контактов,  формы обмена информацией и  т.д. Таким образом задаются однозначность и упорядоченность основных хозяйственных актов.

Интегрирующая и регулирующая функции способствуют росту производительности в организации, поскольку:

    • ощущение идентичности и восприятие ценностей организации позволяют повысить целеустремленность и настойчивость участников организации в выполнении своих задач;
    • наличие неформальных правил, упорядочивающих организационную деятельность и устраняющих несогласованность и разно направленность действий, создает экономию времени в каждой хозяйственной ситуации.

4. Замещающая, или функция  субститута формальных отношений:  сильная организационная культура, способная к эффективному замещению  формальных, официальных механизмов, позволяет фирме не прибегать  к чрезмерному усложнению формальной  структуры и увеличению потока  официальной информации и распоряжений. Таким образом, происходит экономия  на издержках управления в  организации. В качестве возражения  данному тезису может быть приведен аргумент о том, что создание и управление культурой также требуют определенных затрат. Однако культура, в отличие от формального механизма, в большей своей части самовоспроизводящийся феномен – самовоспроизводятся язык культуры, культурные коммуникации, привычные формы поведения в рамках культурной среды. Не связаны с формальным регулированием личные качества и энергетический потенциал лидеров психологической культуры организации. Поэтому многие элементы культуры для своего воспроизводства не требуют специальных усилий и затрат.

Информация о работе Организационная культура: понятие, элементы, факторы