Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Введение.
Основные понятия и характеристика лидерства.
Роль лидера в организации.
Организационное поведение.
Заключение.
Список литературы.
• в настоящее время отмечается тенденция к применению новых моделей;
• эффективность модели во многом зависит от конкретной ситуации;
• модели могут модифицироваться и развиваться в различных направлениях.
Основной вывод, следующий из анализа моделей организационного поведения: задача лидеров состоит не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но и в осознании современных требований и проявлении управленческой гибкости в случае изменений внешних условий и появлений новых потребностей.
Необходимо учитывать факторы, влияющие на организационное поведение:
1. Макроэкономические факторы
- экономическая ситуация в стране, регионе
- географическое положение организации
- уровень жизни в регионе
- внешнеэкономические контакты
- статус организации на рынке
- ожидания окружающих
2. Микроэкономические факторы
- профиль и вид деятельности организации
- уровень финансового состояния личности
- личность первого руководителя
- реальная ситуация
3. Факторы социально-культурной среды
- менталитет
- особенности образования
4. Факторы правовой среды
- действующее законодательство
- свобода граждан и формы правовой защиты [4, с 6]
Все виды групп можно классифицировать по определенным составляющим. По размеру группы делятся на большие и малые; по сфере совместной деятельности на управленческие и производственные; по уровню развития на высоко- и слаборазвитые; по реальности существования на реальные и условные; по принципу создания и характеру межличностных отношений на формальные и неформальные; по цели существования на проектные, функциональные, по интересам, дружеские; по периоду функционирования на постоянные и временные; по вхождению индивида в группу на референтные и групп принадлежности. [4, с 48].
В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными особенностями, изменяются. Лидеры оказывают влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп. Группы и команды являются центральными элементами координации и контроля организационных процессов. Они важны как в формальных, так и в неформальных организационных структурах. Руководство может, как поощрять, так и препятствовать формированию групп и команд в зависимости от обстановки, восприятия и политики.
Некоторые группы, в зависимости от поставленной перед ними цели, оказываются недолговечными. Когда миссия выполнена или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать влияние на своих членов или даже на внешнее окружение.
Персонал, входящий в группу, обладает рядом специфических характеристик:
плотное взаимодействие;
осознание себя членами группы;
определение их другими людьми как членов группы;
наличие общих норм при рассмотрении групповых интересов;
ощущение полезности группы;
преследование общих целей;
коллективное восприятие внутреннего единства;
тенденция действовать унитарным способом к окружающей среде.
Лидер необходим в любой организации и от его работы зависит ее успех.
На лидере лежит огромное число функций, относящихся как к его работе, так и ко всей организации
В организации может существовать помимо формального лидера еще и неформальный и главной задачей формального руководителя является контролирование работы неформального для того, чтобы не подорвать свой авторитет и не позволить вести деятельность в разрез целям организации.
Существует два вида лидеров: ориентированный на задачу и ориентированный на отношения и необходимым является выбор поведения в конкретной организации
Существует много типов руководителей и путей определения этого типа
Задача лидера состоит в том, что он должен довести до всех последователей цель, которую нужно реализовать и суметь сплотить для этого всех
Лидер - это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию, методологию деятельности, это тот человек, который принимает на себя право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества, потребности применительно к своему виду бизнеса.
Основное отличи лидера от менеджера можно представить так – менеджер делает дело правильно, а лидер делает правильное дело.
Эффективное лидерство напрямую влияет на достижение целей организации и ее успех в целом
Коллектив вверяет представление своих прав лидеру и поддерживает его.
Ответственность за результат всецело лежит на лидере.
Лидер имеет право поощрять или наказывать.
Конфликт между формальным и неформальным лидером может привести к оттоку кадров и распаду организации.
Лидер координирует, направляет, помогает исправлять ошибки, участвует в работе.
Лидер формирует организационную культуру, благоприятный климат в коллективе и влияет на формирование организационного поведения.
Лидер должен соответствовать команде.
Лидер формирует организационное поведение в коллективе.
1. Сидорина Т.В.Организационное поведение: Практикум. Новосибирск: СибАГС,2004.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.-3-е изд.- М.: Гардарики, 2003.
3. Дорофеев В.Д. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004.
4. Мункоев А. К. Организационное поведение: учебное пособие. – Улан-Уде: Изд-во ВСГТУ, 2005
стр. 2 из 12
Информация о работе Лидерство в организациях и организационное поведение