Лидерство в организациях и организационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:12, реферат

Краткое описание

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Оглавление

Введение.
Основные понятия и характеристика лидерства.
Роль лидера в организации.
Организационное поведение.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Теория организации (КЗ)1.doc

— 102.00 Кб (Скачать)


Москва – 2011


Оглавление

Введение.

Основные понятия и характеристика лидерства.

Роль лидера в организации.

Организационное поведение.

Заключение.

Список литературы.


Введение.

В настоящее время очень заметна заинтересованность различных организаций в повышении эффективности своей работы.

Есть организации, в которых вроде бы все сделано правильно, но чего-то все-таки не хватает. В них нет души, нет того, что позволяет вдохнуть в административную систему жизнь. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены на подобное серое существование, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой застывшей системе, и тогда вернется надежда. Такой человек называется лидером, а роль, в рамках которой он действует, - лидерством.

Лидерство - это не руководство, хотя лидер и может быть руководителем.

Организационное лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово "лидер" означает "вождь", "ведущий". Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Основные понятия и характеристика лидерства.

Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидеры и лидерство делится на формальное и неформальное.

Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности.

Неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации.

В определениях подчеркивается четыре важных момента, характерных для лидера и лидерства в целом:

Лидер призван представлять интересы своих подчиненных вне зависимости от того, является ли он формальным или нет. Он берет на себе огромную ответственность и в его интересах максимально оправдать доверие и наилучшим образом справиться с тем, для чего он вообще существует в данном коллективе и организации.

Лидер не принуждает никого иди за ним. Его задача максимально расположить к себе людей, объяснить им цель, к которой нужно стремиться, показать свой профессионализм и способность справиться с трудностями и тем самым суметь доказать, что он более эффективно может справиться с трудностями, чем каждый работник в отдельности и весь коллектив в целом. Он не командует, а ведет за собой остальных, при этом они вступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

Лидер должен сплотить коллектив, создать благоприятный климат, организационную структуру, уважение и доверие к себе. И тогда сила лидера и его "верной" команды сможет буквально свернуть горы.

Ответственность за результат деятельности лежит по большей части на лидере, но команда, доверяющая и поддерживающая своего лидера, никогда не сбросит все неудачи на него одного.

Лидерство в организации можно определить по ряду признаков, основными из которых являются:

- формальный лидер в организации всегда один - руководитель (руководители отделов и т.д. здесь не учитываются);

- наряду с формальным лидером, может существовать неформальный лидер, важным является то, что он не должен брать на себя полномочия формального или препятствовать достижению целей организации;

- члены коллектива (команды лидера) в меру своей компетентности и отведенным им функциям участвуют в совместном достижении целей;

- лидер представляет интересы своих подчиненных;

- лидер несет полную ответственность за результат и периодически оценивает свою работу.

Следуя работам К. Левина, можно выделить три стиля руководства или лидерства: диктаторский, демократический и попустительский - и их различные сочетания, а также два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с подчиненными ("ориентация на человека") или на результат ("ориентация на результат/задачу"). Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации (ситуационный подход);

Роль лидера в организации.

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Многие из предпринимателей, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не только о размере производственных мощностей своих фирм, объеме продаж, финансовом потенциале и тому подобное, но и о числе работников организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе. Всё это является лишь одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на свою работу, на то, какую роль она играет в его жизни, что организация даёт ему, какой смысл сотрудник вкладывает в своё взаимодействие с ней. Установление органичного сочетания двух этих сторон: взаимодействия человека и организации - является одной из важнейших задач менеджмента, т.к. оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

В любой организации, вне зависимости от рода ее деятельности, существует такое понятие, как власть. Понятие власти неразрывно связано с возможностью влиять на происходящие процессы в организации. Власть определяется статусом лица, которое обеспечивает постоянное влияние. Статус может быть формальным и неформальным. Стиль руководства задается формой и методами осуществления властных полномочий. Идеологическая роль лидера (человека, наделенного властью) в процессе достижения конечного результата является наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деятельности. [1, с 96-98]

Лидер - это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию, методологию деятельности, это тот человек, который принимает на себя право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества, потребности применительно к своему виду бизнеса.

Любой процесс можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как индивидуум влияет на этот процесс. Во-вторых, как этот процесс влияет на самого индивидуума. Индивидуум, принявший на себя роль лидера, оказывает влияние на общество, предлагая ему результат своей деятельности в виде товаров и услуг. Но и общество влияет на этого человека и его деятельность. Лидер принимает на себя функцию высказывания общественного мнения, формулировки общественной потребности Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли влияние лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника производственного процесса.

Лидерство в организации - процесс, связанный с деятельностью лидера - авторитетного члена группы, обладающего юридической или (и) фактической властью в группе, организации.

Лидерство представляет собой только одну сторону поведения менеджера. Термин "управление" обычно включает понятия об анализе, мотивации, планировании, организации и подборе сотрудников, контроле и регулировании. Выполнение некоторых из вышеуказанных функций требует непосредственного воздействия на людей.

Современные большие, хорошо структурированные организации нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу менеджеры для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование. В первом случае нужна техническая компетентность, но она по существу отличается от того, что необходимо во втором случае, то есть организаторской, лидерской, философской компетентности. [2, с 478].

Отличие менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План- основа действий

Видение-основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем

Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.

Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой и организационным поведением. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера.

Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

Организационное поведение.

Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека [3, с 6]. Также  организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.

Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения.

Анализ моделей организационного поведения позволяет сделать следующие выводы:

• развитие и смена моделей носят эволюционный характер;

• они во многом определяются превалирующими потребностями работников;

Информация о работе Лидерство в организациях и организационное поведение