Лидерство в организационном поведении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Есть организации, в которых, казалось бы, все сделано правильно, все части компании функционируют исправно, но что-то все же не хватает. Им не хватает того, что вдохнуло бы жизнь в административную систему организации. Они обречены на подобное, можно сказать, существование, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые увидят суть и смысл в этой застывшей системе, которые вдохнуть ту саму жизнь в административную систему. Такой человек называется лидером, а роль, в рамках которой он действует, - лидерством.
Лидерство – это не обязательно руководство, хотя лидер и может быть руководителем (я считаю, что руководителем невозможно стать без лидерских способностей).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Понятие и содержание лидерства……………………………....................7
Основные понятия и характеристики лидерства……………………..7
Власть, лидерство, менеджмент……………………………………….9
Лидерские качества и эффективное лидерство……………………...14
Понятие и содержание лидерства. Практическая часть…………………18
Типы лидерства………………………………………………………18
Неформальное лидерство……………………………………………20
Диагностика эффективности управления организацией…………..28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.docx

— 118.42 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»


Кафедра «Менеджмента в АПК»

 

                                       

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Теория менеджмента»

на тему

«Лидерство в организационном поведении»

 

                                                 

 

 

                                                          Выполнил: студент 3 курса

                                                          заочного отделения

                                                          экономического факультета,

                                                          специальность «Менеджмент»

                                                                    № зачетной книжки: 0117042

                                                          О. В. Школьная  

                                                                    Проверил : к. э. н., доцент,

                           Н. Ю. Донец

 

 

 

 

Санкт-Петербург – Пушкин,

2014 год

 
 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..4

  1. Понятие и содержание лидерства……………………………....................7
    1. Основные понятия и характеристики лидерства……………………..7
    2. Власть, лидерство, менеджмент……………………………………….9
    3. Лидерские качества и эффективное лидерство……………………...14
  2. Понятие и содержание лидерства. Практическая часть…………………18
    1. Типы лидерства………………………………………………………18
    2. Неформальное лидерство……………………………………………20
    3. Диагностика эффективности управления организацией…………..28

Заключение………………………………………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………………35

Приложение 1……………………………………………………………………37

 

Введение

 

В настоящее время заметна заинтересованность организаций в повышении эффективности своей работы, что не удивительно. Тем более если учитывать тот факт, что мы живем во времена рыночной экономики.

Есть организации, в которых, казалось бы, все сделано правильно, все части компании функционируют исправно, но что-то все же не хватает. Им не хватает того, что вдохнуло бы жизнь в административную систему организации. Они обречены на подобное, можно сказать, существование, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые увидят суть и смысл в этой застывшей системе, которые вдохнуть ту саму жизнь в административную систему. Такой человек называется лидером, а роль, в рамках которой он действует, - лидерством.

Лидерство – это не обязательно руководство, хотя лидер и может быть руководителем (я считаю, что руководителем невозможно стать без лидерских способностей).

Лидерство – это харизматическое руководство.

Сейчас, в начале 21 века, можно говорить о смене вех: вместо привычного TQM (Total Quality Management) начинают говорить о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership) – всеобщего лидерства на основе качества. Несомненно, в наше время именно качество – ключ к конкурентоспособности.

Организационное лидерство – как было сказано мною ранее, важнейший компонент эффективного руководства. Слово «лидер» означает «вождь», «ведущий», «идущий впереди». Данное понятие простое, казалось бы, но не смотря на это, в современной науке лидерство характеризуется различными авторами весьма неоднозначно.

Возникает вопрос: чем отличается лидерство от руководства? Руководство предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения.

Основные критерии эффективного лидерства:

  • Высший уровень сплоченности коллектива
  • Образцовое организационное поведение
  • Благоприятный климат в коллективе и организации
  • Единая общность
  • Эффективное достижение результатов организации
  • Удовлетворение личных потребностей работников и целей организации
  • Успехи и достижения имеют регулярный характер
  • Низкая текучесть кадров
  • Четкое распределение ролей
  • Ясная и понятная цель и средства ее достижения
  • Система поощрений и наказаний за качество выполненной работы
  • Лидер и коллектив воспринимаются как единое целое

Основные критерии неэффективного лидерства:

  • Отсутствие сплоченности
  • Отсутствие организационного поведения
  • Нерасполагающий климат в организации
  • Разобщенность
  • Неэффективное достижение либо не достижение результатов совсем
  • Пренебрежение потребностями работников либо целями организации
  • Нерегулярное достижение результатов
  • Постоянно меняющийся персонал
  • Роли не распределены
  • Цели организации не ясны
  • Незаслуженное наказание и поощрение, либо отсутствие вообще
  • Коллектив и лидер разобщены

Данная тема курсовой работы актуальна. Ее актуальность объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства, для эффективного развития и продуктивного функционирования компании.

Цель курсовой работы состоит в следующем:

- выявить основные закономерности  влияния организационного лидерства  на эффективность работы организации;

-   выявить роли лидера  в управлении и формировании  эффективного института лидерства  в организации.

Из целей работы вытекают ее задачи:

-   изучить и проанализировать  литературу, рассматривающую феномен  лидерства, влияние лидера на  эффективность работы организации;

- систематизировать изученную  информацию в виде концентрированного  текста и графических иллюстраций;

-   обобщить информацию  по исследованию эффективного  лидерства;

- разработать рекомендации  по совершенствованию деятельности  лидера;

- выявить закономерности, влияющие на эффективность деятельности  лидера;

- в конце работы подвести  и тоги и сделать выводы.

 

 
  1. Понятие и содержание лидерства

1.1.Основные понятия и характеристики лидерства

Лидер - это член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидеры и лидерство делится на формальное и неформальное.

Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности.

Неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации.

В данных выше определениях подчеркивается четыре важных момента, характерных для лидера и лидерства в целом:

  1. Лидер призван представлять интересы своих подчиненных вне зависимости от того, является ли он формальным или нет. Он берет на себя огромную ответственность и в его интересах максимально оправдать доверие и наилучшим образом справиться с тем, для чего он вообще существует в данном коллективе и организации.
  2. Лидер не принуждает никого идти за ним. Его задача - максимально расположить к себе людей, объяснить им цель, к которой нужно стремиться, показать свой профессионализм и способность справиться с трудностями и тем самым суметь доказать, что он более эффективно может справиться с трудностями, чем каждый работник в отдельности и весь коллектив в целом. Важно отметить то, что он не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
  3. Лидер должен сплотить коллектив, создать благоприятный климат, организационную структуру, уважение и доверие к себе. И тогда сила лидера и его «верной» команды сможет буквально свернуть горы.
  4. Результат. Ответственность за результат деятельности лежит по большей части на лидере, но команда, доверяющая и поддерживающая своего лидера, никогда не сбросит все неудачи на него одного.

Лидерство в организации можно определить по ряду признаков, основными из которых являются:

- Формальный лидер в  организации всегда один - руководитель (руководители отделов и т.д. здесь  не учитываются);

- Наряду с формальным  лидером, может существовать неформальный  лидер, важным является то, что  он не должен брать на себя  полномочия формального или препятствовать  достижению целей организации;

- Члены коллектива в  меру своей компетентности и  отведенным им функциям участвуют  в совместном достижении целей;

- Лидер представляет интересы  своих подчиненных;

- Лидер несет полную  ответственность за результат  и периодически оценивает свою  работу.

1.2.Власть, лидерство, менеджмент

Есть ли общее видение феномена лидерства и фигуры лидера? Общего видения нет, на сегодняшний день нет даже ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования.

Вот некоторые выводы, которые делают исследователи:

- нет стандартного набора  качеств, который должен быть  присущ лидерам. Все люди разные, поэтому в различных ситуациях лидеры проявляют различные личностные качества;

- выделено три стиля руководства или лидерства: диктаторский, демократический и либеральный (попустительский) (см.табл.1.1.) - и их различные сочетания, а также два вектора ориентации лидера: "ориентация на человека" (лидер ориентирован на отношения с подчиненными) или "ориентация на результат/задачу".

Таблица 1.1. Стили руководства

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Авторитарный стиль управления

Демократический стиль управления

Либеральный стиль управления

Приемы принятия решений

 

Единолично решает все вопросы

Принимая решения, советуется с коллективом

Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных

Способ доведения решений до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных 

 

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителей

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Принципы подбора кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к знаниям

 

Считает, что все знает сам

Постоянно учится и требует того же от подчиненных

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

Стиль общения

Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию

Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе

Характер отношений с подчиненными

 

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательное

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

 

 

Жесткое, формальное

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

 

 

Мягкое, формальное

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

 

Постоянно использует разные стимулы

 

Использует поощрение чаще, чем наказание

Информация о работе Лидерство в организационном поведении