Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:36, курсовая работа
Есть организации, в которых, казалось бы, все сделано правильно, все части компании функционируют исправно, но что-то все же не хватает. Им не хватает того, что вдохнуло бы жизнь в административную систему организации. Они обречены на подобное, можно сказать, существование, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые увидят суть и смысл в этой застывшей системе, которые вдохнуть ту саму жизнь в административную систему. Такой человек называется лидером, а роль, в рамках которой он действует, - лидерством.
Лидерство – это не обязательно руководство, хотя лидер и может быть руководителем (я считаю, что руководителем невозможно стать без лидерских способностей).
Введение…………………………………………………………………………..4
Понятие и содержание лидерства……………………………....................7
Основные понятия и характеристики лидерства……………………..7
Власть, лидерство, менеджмент……………………………………….9
Лидерские качества и эффективное лидерство……………………...14
Понятие и содержание лидерства. Практическая часть…………………18
Типы лидерства………………………………………………………18
Неформальное лидерство……………………………………………20
Диагностика эффективности управления организацией…………..28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………
Между тем в ситуации, когда неформальный лидер оказывает деструктивное влияние, разлагая коллектив и подрывая авторитет руководителя, существует ряд действенных способов его нейтрализации. Прежде всего, надо вывести этого человека и его деятельность из тени, выделить область работ, соответствующую его интересам, публично согласовывая планы по поводу развития организации. Это позволяет привлекать сотрудников к открытому обсуждению предлагаемых изменений.
Кроме того, неформальный лидер должен принять на себя ответственность за свои идеи и распространяемые слухи. Часто это ему не под силу. Публичная ответственность может испугать его.
Другой метод борьбы с негативными следствиями неформального лидерства - в его легализации. Неформала надо ввести в группу официального начальства, предоставив новую должность. Его влияние и власть сразу же станут законными, потеряв при этом свою оппозиционную привлекательность.
Практика показывает, что легализация скрытого лидера - один из самых действенных способов. Но лучше всего изначально, до зарождения конфликта, рассматривать его как партнера. Необходимо мотивировать неформального лидера на тесное взаимодействие с руководством. В этом случае оно получит союзника по управлению, который способен эффективно проводить новые идеи и подкреплять официальные распоряжения. Надо помнить, что неформальный лидер отлично чувствует атмосферу коллектива. Трудно найти лучшего эксперта по внутренним проблемам. Поэтому очень результативно его привлечение к разработке корпоративной культуры и формированию внутренних ценностей. Если же эти принципы и правила уже созданы, скрытый лидер может стать хорошим помощником по их внедрению. Он поможет рационально распределить обязанности, устранить межличностные трения. Равноправные консультации, распределение ответственности и (не в последнюю очередь) финансовая заинтересованность - лучшие методы общения с такими людьми.
Как правило, при таком подходе неформальный лидер получает сильную мотивацию, начинает жить целями компании, профессионально растет и через какое-то время может занять руководящий пост. При этом доверие и лояльность коллектива будут сохранены. Такие отношения - большая удача для компании, так как неформальный лидер как надежная опора для руководителя - принцип успеха организации.
2.3. Диагностика эффективности управления организацией
Авторы: Томас Х., Паттен Дж. (1981)4
1. Принципы эффективного организационного управления
Каждый руководитель должен:
1. Определять и обсуждать организационные задачи:
• Развивать организационные задачи, согласующиеся с интересами тех, кто будет задействован в их реализации; удостовериться в том, что подчиненные согласны с этими задачами.
• Обсуждать с подчиненными все организационные задачи.
• Быстро приспосабливать, подгонять организационные задачи под изменяющиеся потребности (развития организации и изменяющейся среды).
• Устанавливать критерии оценки успеха деятельности подчиненных по мере выполнения ими возложенных на них задач.
2.Устанавливать такую
структуру и культуру в
3. Развивать компетентность сотрудников:
• Укомплектовывать штат способными сотрудниками, развивать лучшую замену и обновление штатных позиций, инициировать замену сотрудников, которые не справляются с возложенными на них обязанностями.
• Обеспечивать возможности для каждого сотрудника, которые позволяют ему реализовать его потенциал, достичь личных целей и улучшить профессиональную деятельность.
4. Обеспечивать организационную эффективность:
• Организовать выполнение персоналом работы и принимать рекомендательные решения по дальнейшему развитию деятельности, доводя их до сведения высшего руководства.
• Понимать род деятельности и взаимоотношения между сотрудниками, использовать сотрудников максимально эффективно.
• Поощрять инновации посредством развития творческой атмосферы, при которой все сотрудники вносят свои идеи и обмениваются ими.
• Свести административные процедуры и контроль к минимуму.
• Идти на изменения политики и процедур, когда есть возможность добиться повышения результативности.
• Поощрять подчиненных в соответствии с их вкладом и деятельностью.
• Обсуждать качества сотрудников с руководством и быстро реагировать на жалобы.
5. Представлять трудовой
коллектив во внешних
• Показывать энтузиазм коллектива, его результаты и идеи.
• Осмотрительно делать публичные заявления относительно организации.
• Не заключать соглашений, которые не могут быть выполнены.
• Обеспечивать быстрое реагирование на внешние запросы и жалобы.
2. Принципы развития подчиненных. Каждый руководитель должен:
1. Подходить индивидуально к развитию каждого сотрудника:
• Признавать индивидуальные различия.
• Использовать разнообразные методы развития сотрудников в соответствии с их индивидуальностью.
2. Признавать, что развитие каждого человека - это, прежде всего его саморазвитие:
• Понимать, что развитие профессионализма сотрудника вовсе не означает, что Вы все делаете за него.
• Избегать попытки жить за других людей, поощрять самоконтроль в достижении личных целей.
3. Позволять сотрудникам самовыражаться в работе:
• Признавать, что существует множество успешных и приемлемых для организации способов выполнения задания.
• Развивать сильные стороны сотрудников исходя из практической целесообразности.
4. Использовать каждодневную работу и штатные задания для развития профессионализма сотрудников:
• Планировать и осуществлять развитие персонала, полностью использовать возможности обучения на рабочем месте.
• Не подчеркивать стимулирование и продвижение по службе как исключительные способы развития.
5.Обеспечивать равные возможности для развития всех сотрудников:
• Позволять и признавать право каждого на профессиональное развитие.
• Исключать дискриминацию по признакам пола, расы и возраста.
• Признавать нравственные ценности как фактор развития профессионализма и карьеры.
6. Делать различия между подчиненными менеджерами:
• Обеспечивать возможности для профессионального росы тех сотрудников, которые не проявляют интереса или склонности к управлению.
• Обеспечивать менеджеров свободой действий по принятию решений и решению проблем в рамках должностных полномочий
• Давать право на риск и ошибки до той поры, пока подчиненные не научатся отлично выполнять свои обязанности.
7. Возложить на подчиненных менеджеров ответственность за развитие персонала:
• Не перекладывать ответственность за развитие персонала исключительно на соответствующий департамент.
• Время от времени наводить справки об активности подчиненных в вопросе саморазвития.
8. Обеспечивать открытую и честную обратную связь относительно собственной профессиональной деятельности:
• Проявлять откровенность с подчиненными.
• Принимать от подчиненных обратную связь.
• Сократить формальные процедуры обратной связи.
3. Принципы поощрения подчиненных:
Каждый руководитель должен:
1. Поощрять подчиненных по мере реализации ими поста и ленных целей и задач:
• Поставить оплату труда в зависимость от уровня выполнения задания.
• Проводить изменения оплаты труда, статуса и других видов формального признания на основе результатов профессиональной деятельности.
• Обсуждать результаты выполнения заданий формально и неформально.
3.Уверять, что все обращения
к руководству не будут
• Проявлять инициативу в поиске возможностей совершенствования классификации и оплаты (если это оправдано).
• Составить подробные должностные инструкции для каждого рабочего места.
4. Определить, можно ли установить в организации финансовое поощрение сверх заработной платы:
• Если возможно, стимулировать управленческую и высоко профессиональную работу.
• Если возможно, ограничить вознаграждение людей за менее важную работу, переводя недостающие суммы в счет основных компенсаций и дополнительных льгот.
5. Настаивать и четко проводить «особую и необычную» политику оплаты труда:
• Практиковать исключения из правил дли особых видов деятельности.
• Не злоупотреблять политикой исключения из правил.
6. Посредством поощрения и наказания оказывать помощь слабым сотрудникам по улучшению качества выполняемой ими работы и корректировке их поведения:
• Отстранять слабых сотрудников от выполнения должностных обязанностей, если после обучения и консультирования их деятельность не улучшилась.
• Проявлять заботу и осторожность (в качестве альтернативы перевода на менее квалифицированную работу или увольнения), оказывать помощь в дальнейшем трудоустройстве, в выходе на пенсию по возрасту или по состоянию здоровья.
7. Быть готовым к тому, чтобы
разъяснить подчиненным решения о поощрении
или наказании, обеспечивать достоверную
информацию о практике осуществления
поощрения и наказания.
Заключение
В заключении хотелось бы изложить собственные выводы по теме данной курсовой работы: