К данной таблице можно добавить
следующее:
- в полярных ситуациях - благоприятных
или неблагоприятных для группы - лидер,
ориентированный на задачу, добивается
больших результатов, чем лидер, ориентированный
на людей. Лидерство, ориентированное
на людей, наиболее приемлемо в спокойных
ситуациях. Однако многие авторы отдают
предпочтение ориентации на человека,
что не удивительно;
- лидеры должны постоянно совершенствоваться,
а также развивать подчиненных, уметь
использовать свои сильные стороны так
же хорошо, как восполнять пробелы в знаниях;
- лидер должен пользоваться
доверием окружающих, руководствоваться
личными фундаментальными ценностями;
- лидер должен уметь
создавать внутренние и внешние
сети влияния, причем часто на неформальной
основе;
- руководителей можно обучать
методам эффективного лидерства.
Но при чем здесь менеджмент?
Понятия «лидерство» и «менеджмент» неразрывно
связаны. Ведь основой любой организации
и её главным богатством являются люди.
Многие из предпринимателей, желая подчеркнуть
свой вес и размах деятельности, говорят
не только о размере производственных
мощностей своих фирм, объеме продаж, финансовом
потенциале и тому подобное, но и о числе
работников организации. Хорошая организация
стремится максимально эффективно использовать
потенциал своих работников, создавая
все условия для наиболее полной отдачи
сотрудников на работе. Всё это является
лишь одной стороной взаимодействия человека
и организации. Но есть и другая сторона
этого взаимодействия, которая отражает
то, как человек смотрит на свою работу,
на то, какую роль она играет в его жизни,
что организация даёт ему, какой смысл
сотрудник вкладывает в своё взаимодействие
с ней. Установление органичного сочетания
двух этих сторон: взаимодействия человека
и организации - является одной из важнейших
задач менеджмента, т.к. оно обеспечивает
основу эффективного управления организацией.
В любой организации, вне зависимости
от рода ее деятельности, существует такое
понятие, как власть. Понятие власти неразрывно
связано с возможностью влиять на происходящие
процессы в организации. Власть определяется
статусом лица, которое обеспечивает постоянное
влияние. Статус может быть формальным
и неформальным. Стиль руководства задается
формой и методами осуществления властных
полномочий. Идеологическая роль лидера
(человека, наделенного властью) в процессе
достижения конечного результата является
наиболее яркой и однозначной. Действительно,
всегда должен найтись один человек, который
бы четко и точно сформулировал цели и
задачи совместной деятельности.
Лидерство представляет собой
только одну сторону поведения менеджера.
Термин «управление» обычно включает
понятия об анализе, мотивации, планировании,
организации и подборе сотрудников, контроле
и регулировании. Выполнение некоторых
из вышеуказанных функций требует непосредственного
воздействия на людей.
Менеджер может быть лидером
только в той группе, с которой он работает.
В то же время руководитель не всегда является
лидером в принятии решений.
Лидерство и менеджмент связаны
друг с другом, но это не одно и то же. Лидера
от менеджера отличают следующие характеристики:
- лидеры делают правильные
вещи, а не просто правильно их делают;
- лидеры обладают масштабным
мышлением;
- лидеры используют интуицию
и индивидуальный подход в
работе с другими людьми;
- лидеры поощряют, а не
надзирают, вселяют энтузиазм, а
не судят или ограничивают;
- лидеры смотрят выше
и видят дальше каждого из
всех членов организации;
- лидеры оказывают влияние
на всех, работающих в организации
и добиваются лояльности с
их стороны;
- лидеры достигают влияния
на последователей вне зависимости
от их прямой юрисдикции;
- лидеры уделяют особое
внимание непостижимым для других
перспективам, ценностям и мотивам;
- лидеры обладают политическим
мастерством справляться с конфликтами
разных потребностей своих последователей;
- лидеры мыслят в терминах
обновления.
Итак, лидерство - не есть менеджмент.
Классический менеджмент имеет дело с
такими явлениями как производительность,
системность, контроль, нормативность.
Главная задача процесса классического
менеджмента - сделать любую систему, деятельность,
программу или политику просчитанной,
нормированной, предписываемой и контролируемой.
Лидерство же устанавливает другие ценности.
Лидерство - это вид социального действия
и психологического сотрудничества между
лидером и последователями, основой которого
является добровольность.
Роль менеджера в организации
ярко выражена, хотя некоторые люди могут
выступать лидерами, и, не являясь руководителями.
Лидерство отличается от классического
менеджмента. Менеджмент - одно. Лидерство
- совершенно другое. Отличия менеджера
от лидера приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Отличия лидера от
менеджера
Лидеры |
Менеджеры |
должны думать о завтрашнем
и послезавтрашнем дне |
размышляют в категориях сегодняшнего
и вчерашнего дня, решают сегодняшние
проблемы |
отвечают за развитие, определяют
ценности, философию и политику организации |
отвечают за стабильность организации,
ее работу в рамках установленных правил |
представляют направление истории,
перспективу развития организации |
представляют процесс |
ориентированы на конечный
результат |
ориентированы на средства |
создают новые подходы и представляют
новую арену для исследований |
поддерживают баланс действий,
операций |
непредсказуемы, потому что
изменчивы |
предсказуемы, так как придерживаются
протокола |
в чистом виде - философы |
в чистом виде - технологи |
Лидерство является важным
элементом управления, но лидерство является
особым качеством, отличным от других
функций управления. Исследования, посвященные
этой проблеме, констатируют тот факт,
что если руководитель способен некоторым
образом оказывать влияние на группу людей,
то это влияние будет иметь много общего
с типом его поведения.
Власть - это не всегда лидерство.
Зато обратное, видимо, верно, всегда: лидерство
порождает власть и в значительной степени
обеспечивает ее. Выгодное отличие лидерства
от простой административной власти состоит
в том, что это власть, которая не нуждается
в применении силы, хотя и имеет ее.1
Руководитель обязан быть сильным,
как и лидер, но всегда ли руководитель
должен быть лидером? Большинство современных
авторов дают на это утвердительный ответ.
В любой организации все процессы начинают
протекать активнее, когда у руля появляется
лидер.
Лидерство - это пусковой механизм
работы системы качества, и без него она
- скорее фикция, чем реальность. Лидерство
требуется для всех компонентов системы.2
То, что менеджер, управляющий
поведением других людей, должен обладать
лидерскими качествами, ни у кого из современных
исследователей и наиболее успешных практиков
управления не вызывает сомнения. Все
передовые модели ведения бизнеса можно
узнать по ведущей роли в них лидерства.
Это модели таких светил, как У. Эдвардс
Деминг, Джозеф Джуран, Питер Друкер, Тито
Конти и др.
Лидерство в этом случае относится,
как правило, к высшему руководству и в
меньшей степени к менеджменту на местах.
Итак, лидерство - это неотъемлемый
элемент современной системы управления,
и более того, лидерство - "пусковой
механизм" этой системы, это то, благодаря
чему все технические элементы, концепции,
принципы начинают жить.
1.3.Лидерские качества
и эффективное лидерство
В таблице 1.3. перечислены лидерские
качества, необходимые лидеру для эффективного
управления. Данная таблица составлена
согласно теории лидерских качеств.
Таблица 1.3. Лидерские качества
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приобретенные умения |
Ум и логика
Рассудительность
Проницательность
Оригинальность
Концептуальность
Образованность
Знание дела
Речевая развитость
Любопытство и познавательность
Интуитивность |
Инициативность
Гибкость
Бдительность
Созидательность и творчество
Честность
Личностная целостность
Смелость
Самоуверенность
Уравновешенность
Независимость
Самостоятельность
Амбициозность
Потребность в достижениях
Настойчивость и упорство
Энергичность
Властность
Работоспособность
Агрессивность
Стремление к превосходству
Обязательность
Участливость |
Умение заручаться поддержкой
Умение кооперироваться
Умение завоевать популярность и престиж
Такт и дипломатичность
Умение брать на себя риск и ответственность
Умение организовывать
Умение убеждать
Умение менять себя
Умение быть надежным
Умение шутить и понимать юмор
Умение разбираться в людях |
Теория лидерских качеств, как
и другие традиционные концепции лидерства
не раз подвергались критике. Безусловно,
они не совершенны, но создать идеальную
модель лидерства, на мой взгляд, и не возможно
– нельзя подогнать всех людей под один
шаблон.
Приведенная выше таблица качеств
лидера несовершенна, т.к. перечень потенциально
важных лидерских качеств практически
бесконечен. Хотя она и отражает, по сути,
идеальную модель лидера.
Движущими силами развития
личности являются противоречия, которые
возникают между возрастающими потребностями
человека и возможностью их удовлетворения.
Потребности формируют те или иные мотивы
деятельности, побуждающие человека к
их удовлетворению. Отношение среды к
человеку определяется тем, насколько
его поведение соответствует ожиданиям
среды. Поведение же человека во многом
определяется тем, какую позицию он занимает
в обществе, их (позиций) у человека может
быть несколько. Каждая позиция предъявляет
человеку определенные требования и в
то же время дает ему какие-то права.
Последующее изучение привело
к выделению четырех групп лидерских качеств:
физиологические, психологические или
эмоциональные, умственные или интеллектуальные,
личностно – деловые (см.табл.1.4).
Таблица 1.4. Группы лидерских
качеств
физиологические |
психологические
(эмоциональные) |
умственные (интеллектуальные) |
личностно - деловые |
Рост, вес, сложение (фигура),
внешний вид (представительность), энергичность
движений и состояние здоровья.
|
Проявляются на практике главным
образом через характер человека. Они
имеют наследственную и воспитательную
основы.
|
Уровень этих качеств у лидеров
выше, чем у «нелидеров».
|
Носят в большей степени характер
приобретенных и развитых у лидера навыков
и умений в выполнении своих функций.
|
Можно сделать некоторый вывод
из теории лидерских качеств: несомненно,
этот подход очень интересен, но, к сожалению,
до сих пор не принес пользы практике.
Однако он послужил толчком к появлению
и развитию других концепций лидерства.
Стоит отметить, что ни один
фактор не обеспечивает большую выгоду
и пользу для организации, чем эффективное
лидерство.
Основные критерии эффективного
лидерства были перечислены во введении
курсовой работы. На рисунке 1.1. наглядно
изображены основные черты эффективного
лидерства.
Рисунок 1.1. Черты эффективного
лидерства
Лидеры нужны для определения
целей и задач, для организации, координации,
обеспечения межличностных контактов
с подчиненными и выбора оптимальных,
эффективных путей решения тех или иных
проблем. Очевидно, что организации, где
наличествуют лидеры, могут достичь всего
этого гораздо быстрее, чем организации
без лидеров.
Сам феномен лидерства коренится
в самой природе человека и общества. Явления,
во многом схожие с лидерством встречаются
в среде животных, ведущих коллективный,
стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется
наиболее сильная, достаточно умная, упорная
и решительная особь — вожак, руководящий
стадом (стаей) в соответствии с его неписаными
законами, которые диктуются взаимоотношениями
со средой и являются биологически запрограммированными.
- Понятие и содержание
лидерства. Практическая часть
2.1.Типы лидерства
Исследователи выделили два
типа поведения лидеров: поведение, ориентированное
на персонал, при котором принимаются
во внимание социальные отношения, эмоциональное
состояние и потребности работников группы;
поведение, ориентированное
на производительность, при котором
основное внимание уделяется производительности
рабочей группы и контролю над тем, чтобы
работа была выполнена. Чем же отличается
поведение руководителя, ориентированного
на персонал и ориентированного на производительность?
Руководитель, сосредоточенный
на работе, также известный как руководитель,
ориентированный на задачу, прежде всего,
заботится о том, чтобы спроектировать
задачу на максимальную производительность
и разработать системы вознаграждений
для стимулирования желания работать
усерднее, а также большое внимание уделяет
контролю над тем, чтобы работа была выполнена.
В противоположность этому,
первейшей заботой руководителя, сосредоточенного
на человеке, являются люди. Он сосредотачивает
свое внимание на повышении производительности
труда путем совершенствования человеческих
отношений, принимает во внимание социальные
отношения, эмоциональное состояние и
потребности работников. Такой руководитель
делает упор на взаимопомощь, позволяет
работникам максимально участвовать в
принятии решений, избегает мелочной опеки
и устанавливает для подразделений высокий
уровень производительности труда. Он
активно считается с нуждами подчиненных,
помогает им решать проблемы и поощряет
их профессиональный рост.
Результатами поведения руководителя,
ориентирующегося на персонал, являются:
получение высокий социальной и эмоциональной
отдачи от членов группы, удовлетворение
потребностей членов группы, создание
благоприятного морального климата, получение
более высоких результатов во всех сферах
деятельности, чем у руководителя, ориентированного
на производительность.