Лекции по "Организационному поведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:21, курс лекций

Краткое описание

Организационное поведение — это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. Исследования ОП позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение — научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время ОП — прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях. Наука об организационном поведении предоставляет набор используемых на различных уровнях анализа инструментов.

Файлы: 1 файл

Орг поведение.docx

— 77.37 Кб (Скачать)

Стадия  формирования предполагает образование  неформальных групп, когда внешние  воздействия заменяются внутренними  импульсами, а также формируется групповое мнение.

Данная  стадия особенно сложна для управления. С одной стороны, создание неформальных групп — процесс объективный и помешать ему руководитель не в силах. С другой стороны, значительная дифференциация, особенно при наличии сильных неформальных лидеров, может затруднить выполнение основных задач. Вот почему главное для руководителя на этой стадии заключается, во-первых, в умелом распределении баланса сил между неформальными группами (за счет постановки дифференцированных заданий, стимулирования, индивидуального подхода к каждой группе или отдельным исполнителям); во-вторых, в проведении совместных мероприятий (спортивных, культурных и др.).

Для стадии стабилизации характерно достижение определенной зрелости. Уже создана  и действует неформальная структура  коллектива, определены условия равновесия, сформированы социальные нормы коллектива, сложилось групповое мнение. Такой коллектив достаточно стабилен; может сопротивляться внешним воздействиям. Но на этой стадии развитие коллектива не останавливается. Стабилизация означает лишь окончание становления неформальных групп, структуры, норм.

За  стадией стабилизации неизбежно  следует либо стадия совершенствования, либо распад организации.

Американские  психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис  (1991) выделяют следующие пять этапов групповой динамики.

1. Притирка. Члены коллектива присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой организации. Личные чувства и переживания маскируются или скрываются. Члены организации не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга. Творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

2. Ближний бой. Этап борьбы и переворотов, этап, когда образуются кланы и группировки, когда выдвигаются личности, претендующие на роль лидера (иногда может происходить и борьба за лидерство), когда разногласия выражаются более открыто по сравнению с первым этапом. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы (как личностные, так и профессиональные) все более отчетливо выявляются. На этом этапе коллектив начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.

3. Совершенствование и экспериментирование. На этом этапе члены коллектива осознают свой потенциал, все более актуальной становится проблема эффективного использования имеющихся способностей и ресурсов. Возникает интерес к тому, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются и совершенствуются. Появляется желание экспериментировать и реально повышать эффективность работы коллектива.

4. Эффективность. Коллектив приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к «команде-победительнице». Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. Управляющие функции могут делегироваться различным членам в зависимости от конкретных задач.

5. Зрелость. На этом этапе организация — сплоченный коллектив, в котором реальные общие цели сочетаются с индивидуальными целями большинства членов. Действуют прочные внутри коллективные связи. Людей оценивают по их достоинствам, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер. Личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психического напряжения. Коллектив показывает отличные результаты. Расширяется делегирование полномочий, все больше членов коллектива участвуют в планировании и принятии решений.

Тема 8.  Формальные и неформальные группы и их виды

Основное  содержание

Классификация групп осуществляется по различным  критериям, но наиболее общим является различие между создаваемыми организацией формальными группами и возникающими на основе общих интересов неформальными  группами. Оба эти типа групп имеют  значение для организации и оказывают  большое влияние на членов организации.

Формальные  группы обычно выделяются как структурные  подразделения в организации. Они  имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру  ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Существенное отличие формальной группы заключается  в том, что она всегда создается  по инициативе администрации и входит подразделением в организационную  структуру и штатное расписание предприятия. Формальные группы создаются  по воле руководства и поэтому  в определенной степени являются консервативными, так как часто  зависят от личности руководителя и  людей, которым предписано работать в данной группе. Но как только они  созданы, они сразу становятся социальной средой, в которой люди начинают взаимодействовать между собой  по иным законам, создавая неформальные группы.

Одно из основных различий собственно формальных групп  — период их существования. Некоторым  группам отпущен короткий срок жизни, так как они формируются для  выполнения краткосрочных задач.

Пример временной  группы — члены одного из комитетов  компании, перед которыми поставлена задача внедрения некой программы. Общее обсуждение членами группы проблем происходит на собраниях  или совещаниях. Кроме временных  групп в организации функционируют  долговременные рабочие группы, члены  которых решают определенные задачи как часть своих должностных  обязанностей. Такие группы обычно называют командами. Они играют большую  роль в современных организациях и подробно рассматриваются далее.

Формальная  группа имеет следующие особенности:

• она рациональна, т. е. в основе ее лежит принцип  целесообразности, сознательного движения к известной цели;

• она безлична, т. е. рассчитана на индивидов, отношения  между которыми устанавливаются  по составленной программе.  В формальной группе предусмотрены только служебные  связи между индивидами, и она  подчиняется лишь функциональным целям. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут  быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.

За завесой  формальных отношений в каждой компании существует более сложная система  социальных взаимоотношений между  множеством небольших неформальных групп. Неформальные группы создаются  не распоряжениями руководства и  формальными постановлениями, а  членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковы.

Неформальные  группы обычно имеют свои неписаные  правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное

распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного  лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих  членов равное влияние или даже большее, чем формальные структуры.

Неформальные  группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему  социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее  длительного межличностного общения.

Неформальная  группа проявляется в двух разновидностях:

• представляет собой внеформальную организацию, в которой не формализованные  служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной

организацией. Например, оптимальная система деловых  связей, стихийно складывающихся между  работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т. д.;

• представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностныхсвязей, возникающих на основе взаимного  интереса индивидов друг к другу  вне связи с функциональными  ну-

ждами, т. е. это непосредственная, стихийно возникающая  общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между  ними (товарищеские отношения, любительские группы).

 

Тема 9. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте

Основное  содержание

Конфликт  – явление сложное, многообразное  и далеко не однозначное. Несмотря на это, можно выделить существенные признаки данного социально-психологического феномена: субъектность носителей противоречия; личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов; обстоятельства, обнажившие противоречия и столкнувшие интересы субъектов.

Конфликт  представляет собой момент в межличностных  отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда  между их личностными структурами  возникает противостояние, происходит столкновение личностных смыслов. Поведение  человека в конфликте характеризуется  большой степенью напряженности (физической и психологической), так как требуются  концентрация сил и направленность всех духовных ресурсов на выход из создавшегося положения. Иногда говорят  о театре конфликта: сцена – жизненные  обстоятельства, которые свели два  непохожих внутренних мира людей; сюжет  – содержание конфликта, выстраивающегося вокруг интересов субъектов; завязка  драмы – обнаружение противоречия между субъектами; кульминация –  сам инцидент как непосредственное столкновение; развязка – разрешение конфликта; эпилог спектакля – последующие  события.

Рассмотрим  сущность таких схожих внешне понятий, как «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент». Первое мы уже рассмотрели  выше.

Конфликтная ситуация предполагает скрытое или  открытое противоборство двух или нескольких сторон, участников, каждый из которых  имеет свои цели, мотивы, средства и  способы решения проблемы, особо  значимой для него.

Инцидент  – это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.

Конфликтный человек – человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные  ситуации.

Чтобы отличить конфликт от конфликтной ситуации, советуем запомнить следующую «формулу»: проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт.

Усиление  конфликта – это процесс обострения противоречия и борьбы его участников, затухание – ослабление борьбы и  постепенная гармонизация взаимоотношений  участников конфликта. Разрешением  конфликта становится нахождение взаимоприемлемого  выхода из проблемы и урегулирование на этой основе интересов его участников

Источниками конфликта, как мы знаем, служат противоречия, которые возникают там, где есть рассогласование:  знаний, умений, способностей, личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических  и иных процессов; целей, средств, методов  деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; взглядов, убеждений; понимания, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок. Важно не только видеть его, но и  различать типы конфликтов. По степени  остроты противоречий  они могут  быть подразделены на недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражду; по проблемно-деятельностному  признаку – направленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и др.; по степени вовлеченности  людей – на межличностные, межгрупповые, внутригрупповые и внутриличностные.

Конфликты можно  классифицировать также по содержанию, т. е. по предмету столкновения. С этой точки зрения они могут быть охарактеризованы как бытовые (из-за бытовых условий), административные (в области прав, функциональных обязанностей той или  иной стороны), профессиональные (по поводу профессиональной компетентности), идеологические (ввиду различного взгляда субъектов  на какое-либо явление ценностного  плана), психологические (при наличии  психологического свойства, неудобного для одного из участников), амбиционные (из-за репутации субъектов), этические (касающиеся норм поведения).

Если конфликт между субъектами не имеет предмета столкновения, то он называется пустым: в нем  нет содержательного  компонента. Основа его – неблагоприятное  психологическое состояние человека.

Таким образом, определив объект столкновения, мы начинаем понимать суть происходящего, а осмыслив его содержание,  приступаем к разрешению противоречия.

В обиходе  слово «стресс» употребляется в весьма широком смысле. Что такое стресс? под ним подразумевается напряжение, давление или время, нагрузка. «Стресс» — слово, заимствованное из английского языка и означающее «напряжение». Само это понятие взято из арсенала материаловедения и обозначает там давление (нагрузку), с которым воздействуют на материал при его испытании. В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало в середине 30-х годов. В 1936 г. в журнале «Nature» было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Г. Селье под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Так было положено начало утверждению в научном и повседневном обиходе одной из самых модных теорий XX века.

В стрессовых ситуациях протекают  процессы физической и умственно-психической адаптации к внешним и внутренним воздействиям. Соответственно, и сам стресс можно рассматривать как защитную реакцию на внешние и внутренние раздражители (стрессоры). Вместе с тем стресс — это комплекс эмоциональных состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Посредством стрессовой реакции организм пытается восстановить нарушенное под воздействием стрессоров равновесие. Г. Селье показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. При этом, например, происходит активизация той части вегетативной нервной системы, которая ответственна за активность и работоспособность организма.

Г. Селье назвал комплекс этих реакций  всеобщим адаптационным синдромом  и описал три стадии этого синдрома. Первая стадия — реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма в ответ на воздействие извне, нарушающее равновесие процессов жизнедеятельности. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.

Информация о работе Лекции по "Организационному поведению"