Лекции по "Организационному поведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:21, курс лекций

Краткое описание

Организационное поведение — это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. Исследования ОП позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение — научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время ОП — прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях. Наука об организационном поведении предоставляет набор используемых на различных уровнях анализа инструментов.

Файлы: 1 файл

Орг поведение.docx

— 77.37 Кб (Скачать)

Каждый работник компании должен выполнять свою функцию  и объединять усилия с другими  в достижении общих результатов. Это обеспечивает благоприятную  среду, в которой реализуется  трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного  признания своих достижений. Организации  призваны упорядочить сопровождающий совместный труд хаос, образуя скелет, структуру, способствующую формированию предсказуемых взаимоотношений  между индивидами, технологиями, рабочими заданиями и ресурсами. И всякий раз, когда возникает потребность  объединения усилий людей, положительные  результаты их деятельности могут быть достигнуты только посредством той  или иной формы организации.

Организованная  совместная деятельность людей подчиняется  общим закономерностям независимо от природы организации. Поэтому в теории менеджмента часто прибегают к аналогиям, заимствуя примеры эффективного управления из мира спорта, политики или армейской жизни.

Идея командных  методов работы возникла по аналогии со спортивными коллективами. Нередко  тренеры, объясняя успехи команды, составленной из заурядных игроков, ссылаются  на известную поговорку: «Порядок бьет класс». Оказалось, что это верно  и по отношению к производственным группам, где одним из высших достижений эффективного руководителя считается  создание сплоченной команды единомышленников.

Понятие группы. Человек нуждается в общении  с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с  другими людьми кратковременны и  незначительны. Однако если двое или  более людей проводят достаточно много времени

в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и  существование друг друга. Время, требующееся  для такого осознания, и степень  осознания очень сильно зависят  от ситуации и от характера взаимосвязи  людей. Однако результат такого осознания  практически всегда один и тот  же. Осознание того, что о них

думают и  чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем  самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс  происходит, случайное скопление  людей становится группой.

Каждый из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Некоторые группы оказываются  недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена или когда  члены группы утрачивают к ней  интерес, группа распадается. Другие группы могут существовать в течение  нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов или

даже на внешнее  окружение. Банды также представляют собой группы. Почему банда —  характерный пример группы? Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом  взаимодействуют друг с другом,  осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами  с точки зрения других людей.

Первая существенная черта групп — определенный способ взаимодействия между их членами. Участники  городских банд вместе слоняются  по улицам, совместно планируют будущие  действия (часто они держат их в  тайне), обязаны защищать друг друга  в случае нападения извне и  т. д. Не менее важное правило: члены  группы не должны общаться с не

входящими в  группу в той же манере, что и  со «своими», а тем более это  относится к представителям соперничающих  банд. Эти характерные образцы  деятельности и взаимодействия определяют структуру групп. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, женская  организация, клуб, танковый экипаж в  армии. Вторая важная черта групп  — членство, чувство принадлежности

к данной группе. Члены уличных банд оказывают  настойчивое давление на живущих  поблизости подростков, чтобы те присоединялись к ним; вступление в банду часто  сопровождается тайными ритуалами, характерными для мафии. Иногда, чтобы  стать полноправным членом банды, юноша  должен проявить смелость, совершить  акт насилия по отношению к  враждующей банде. Часто какой-то внешний  знак символизирует членство в банде: золотое кольцо в ухе, шелковый платок определенного цвета. Участники  банды должны демонстрировать непоколебимую  верность своей группе и ненавидеть представителей враждебной.

Согласно  Мертону люди, входящие в группы, воспринимаются и другими как  члены этих групп. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних. Это хорошо видно на примере той  же городской банды. Банда идентифицируется ее противниками как группа. Полиция, ведущая с ней постоянную борьбу, также считает ее сплоченной группой.

Групповая идентичность значительно более устойчива, чем  можно предположить. Если мы встречаем  человека и узнаем, что он является членом религиозной группы или этнической группы, мы обычно предполагаем, что  группа оказывает на него влияние, и  считаем, что его поступки совершаются  под давлением других членов группы. Например, если американец греческого происхождения голосует за грека  в качестве кандидата на пост мэра, нам кажется, что группа оказала  на него определенное давление. Несмотря на то что данная тема актуальна  последнее время, не существует канонизированного  определения малой группы, так  как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление.

Определения малой группы

Р. Мертон, Р. Бейлз, Дж. Хоманс предлагают следующие  варианты определений понятия малая  группа:

- Малой группой  называется совокупность людей,  которые определенным образом

взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и считаются

членами данной группы с точки зрения других.

- Малая группа - это некоторое число людей,  активно взаимодействующих между  со-

бой в течение  более чем одной встречи лицом  к лицу, так что каждый получает опре-

деленное  представление обо всех остальных, достаточное, чтобы различать каждого

персонально, реагировать на него либо во время  встречи, либо позже, вспомнив его.

Количество  определений малой группы в литературе приближается к ста. При зна-

комстве с  ними обращает внимание их составной  характер: как правило, в каждом из

них соединяется  несколько признаков изучаемого явления.

- Малая группа  представляет некоторое число  лиц, взаимодействующих между  собой

в течение  определенного времени и достаточно малочисленных, чтобы иметь воз-

можность  контактировать друг с другом без  посредников.

Широко принят общий, устоявшийся взгляд на малую  группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого  промежутка времени.

Взаимодействие  членов группы базируется на некоем общем  интересе и может быть связано  с достижением общей цели. При  этом группа обладает определенным групповым  потенциалом либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к  изменениям, происходящим в окружении.

Характерными  особенностями группы являются следующие:

• члены  группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом  и тем самым во внешних взаимодействиях  выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а  о группе в целом, употребляя местоимения: мы, у нас, наши, нам и т. п.;

• взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного  разговора, наблюдения поведения друг друга и т. п. В группе люди непосредственно  общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму;

• в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно  складывается неформальное распределение  ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные  члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны  к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые  следят за тем, чтобы был порядок  в работе, все выполнялось в  срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения  на решаемые группой задачи.

Тема 6. Анализ и конструирование  организации. Индивидуальное планирование работы.

Основное  содержание

Любая организация — это и целенаправленно созданные структуры, и тонкая ткань неформальных отношений, и отношения, строящиеся на строгой подчиненности и отчетности. Изменения, происходящие в коллективе, обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и внутренними противоречиями, вызываемыми  двумя противоположными тенденциями групповой активности в организации— интеграцией и дифференциацией.

Первая  тенденция заключается в упрочении  психологического единства членов коллектива, стабилизации и упорядочении межличностных отношений и взаимодействия. Именно в этом необходимая предпосылка сохранности и относительной устойчивости в коллективе. Вторая тенденция выражена в неизбежной специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов и в соответствующих различиях их функциональных ролей и психологических статусов.

Сосуществование этих тенденций обусловливает неравномерный  характер процесса развития организации, предполагающего ряд этапов. Вот почему жизнь организации можно представить как чередование состояний равновесия и его нарушения. Практически в любом коллективе можно обнаружить как силы сплочения, так и силы распада, толкающие  к необратимым изменениям.

Проявляясь  постоянно и не прекращаясь ни на минуту, указанные процессы и  явления в конечном счете формируют  следующие групповые феномены:

* систему социальных связей и контактов, проявляющихся в общении, взаимодействии и взаимоотношениях людей, их психической совместимости (взаимные оценки, притязания, требования и внушение, подражание и самоутверждение, соревнование или соперничество и др.);

* групповое (коллективное) мнение, то есть обобщающий показатель групповых убеждений, взглядов, установок, предрассудков, отношений к значимым явлениям окружающей действительности;

* групповые (коллективные) настроения, то есть совместные переживания конкретных событий, фактов;

сходные эмоциональные состояния, овладевающие на какое-то время всей организацией или отдельным подразделением в  ней;

* внутриорганизационные (внутриколлективные) обычаи, традиции, привычки, то есть относительно устойчивые и передающиеся способы реагирования на явления окружающей действительности; нормы и стереотипы поведения, действий и общения людей, ставших групповой (коллективной) потребностью.

К основным факторам, влияющим на направленность процессов, происходящих в организации, относятся:

* мотивация, то есть чего ждут члены организации;

структура власти, то есть качественная выраженность власти и авторитета отдельных членов коллектива и его подгрупп;

* стиль управления руководителя;

* состояние процесса коммуникации в коллективе;

* результаты деятельности и авторитет организации;

* ощущение принадлежности (непринадлежности) к коллективу, причастности (непричастности) к коллективным делам, степень ответственности за результаты работы и др.

 

 

Тема 7. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации

Основное содержание

Формирование  поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Определение  наиболее привлекательного поведения  работников для повышения эффективности  деятельности организации. Типология  поведения сотрудников.

Особенности организационного поведения на стадии формирования организации. Конструирование  новых организационных отношений  и коммуникативных связей.

Особенности организационного поведения на стадии интенсивного роста организации.

Особенности организационного поведения на стадии стабилизации. Зрелость организации, формализация правил и отношений. Поддержание стабильной комплексной структуры и изменение требований к работникам и внутриорганизационным отношениям.

Особенности организационного поведения на стадии спада (ситуация кризиса). Порядок консервации  организационного поведения отдельных работников, рабочих групп.

Стадии  развития коллектива организации. В  процессе своего развития коллектив  любой социальной организации проходит последовательно несколько стадий развития. Искусство управления коллективом заключается в правильном определении актуальной стадии развития и своевременном переводе коллектива на следующую, более высокую стадию. По мнению ряда психологов, любой коллектив в своем развитии проходит следующие четыре стадии: возникновение, формирование, стабилизацию, совершенствование или распад. Рассмотрим их подробнее.

Стадия  возникновения возможна при создании новой организации, при приходе нового руководителя, при кардинальных изменениях в составе (изменения штатов, замена значительного числа работников — не менее четверти, приход авторитетных работников, которые в короткий период становятся лидерами и радикально меняют ситуацию в коллективе). На этой стадии внешней организацией задаются целевые установки, проектируются и создаются формальная структура, органы управления, система отчетности и др. Взаимные требования в системе «начальник — подчиненные» еще только вырабатываются, взаимосвязь между работниками носит неустойчивый характер. У членов организации еще нет опыта совместной деятельности. Психология организации на этой стадии — исполнительская, преобладает настроение ожидания, иногда настороженности.

Информация о работе Лекции по "Организационному поведению"