Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:29, реферат
Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление
Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. Институт власти как понятие означает образование:
Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление
Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. Институт власти как понятие означает образование:
1) не естественноприродным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;
2) в силу появления какихлибо общих, публичных потребностей, интересов и для их удовлетворения;
3) на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов;
4) имеющего возможность оказывать властноуправляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.
Орган государственного управления – учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какуюлибо его функцию в соответствии со своим назначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть должностное лицо или специализированная структура, уполномоченные государством на реализацию властноуправленческих функций.
Органы государственного
управления представляют собой совокупность
всех субъектов государственно-
Ресурсы государственной власти могут быть также финансовыми, экономическими, природными, демографическими, социальными, информационными, идеологическими, силовыми. В арсенале важнейших ресурсов государственной власти – право, дающее возможность управляющего воздействия, знание и компетентность, определяющие способность лиц, облеченных властными полномочиями, принимать решения. Ресурсы позволяют поощрять и наказывать, стимулировать и принуждать, убеждать и использовать все приемы, все средства для властвования. Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации – это:
1) право и обязанность государственных органов воздействовать на всю совокупность социально-экономических взаимоотношений в стране;
2) система органов государственной власти;
3) деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями.
Кризис государственного
управления – это особая форма
политической системы общества, органов
государственной власти, сопровождающаяся
нестабильностью, снижением уровня
управляемости
Сущностными признаками кризиса государственного управления являются следующие: обострение экономических и социальных конфликтов; неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социальноэкономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Кризис государственного управления развивается поэтапно.
Первый, начальный этап характеризуется
многочисленными конфликтами в
обществе. Второй этап – развитие конфликтных
ситуаций в обществе до такой степени,
когда они уже не могут быть
разрешены путем компромиссов и
отражают функциональное расстройство
механизмов деятельности государственной
власти, общественных институтов, несоответствие
структур, форм и методов управления
изменившимся социально-экономическим
условиям. Третий этап – развитие и
обострение кризиса, включающие распад
существующих политических структур и
ведущие к рассеянию, обесцениванию
государственной власти, утрате властными
органами своего сущностного качества
– оказывать управляющее
Суть переходного периода
в том, что на встречных курсах
протекают два процесса – демонтаж
традиционных государственных институтов,
привычек и стереотипов в реализации
властных функций, с одной стороны,
и наращивание совершенно новых,
нетрадиционных институциональных
структур, а также правил и норм
политического поведения – с
другой. Переходный период означает также
и глобальный поворот, когда в
экономическом и политическом пространстве
одновременно сосуществуют носители разных,
подчас противоположных интересов
и ценностей. Это и обнаруживается
в конфликтах. Специфика социально-
В переходный период существенно возрастает и зачастую становится определяющей роль сознания, надстроечных механизмов, политикоидеологических факторов. Ломка старых и утверждение новых установок в общественном сознании сопровождается стадией поляризованной культуры, когда крайне радикальные течения доминируют над центристскоумеренными.
В целом конфликт государственного управления, или политический конфликт, – это всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения власти. Разрешение и устранение этих конфликтов, нахождение компромисса и согласия в той конкретной ситуации является важнейшим императивом, «настоятельной потребностью» государственной власти. Напряженность наступает изза неумения вовремя контролировать и регулировать этот процесс. Последовательность тактических действий по управлению конфликтом может выглядеть следующим образом: институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта; легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила; структурирование противоборствующих групп; редукция конфликта, т. е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.
Конечно, правительство не обязано всякий раз вмешиваться в любые формы конфликтов.
Существуют и другие институты,
способствующие разрешению конфликтов
«в обход» государства. Вмешательство
государственно-
Общесистемный кризис означает,
что важнейшие составляющие общества
пришли в такое взаимное несоответствие,
что разбалансированность системы
не устраняется без кардинального
изменения существующего
Составляющие элементы политического
кризиса на этапе раскола общества
по «вертикали»: конституционноправовой
кризис – разрыв правового пространства,
ограничение или фактическое прекращение
действия Конституции; правительственный
кризис – потеря респектабельности и
авторитета, снижение управляемости государственной
системы и уменьшение государственно-
Упорядочению конфликтов
органами государственной власти и
управления способствует правовое обеспечение
их деятельности, установление демократической
процедуры законотворчества, действие
всех государственных органов в
рамках и на основе закона, соблюдение
правовых процедур разрешения споров
– все, что составляет фундаментальную
основу и вектор движения общественно-политической
системы к правовому
Другим не менее важным
средством профилактики кризисных
ситуаций является упорядочение правового
статуса государственных
Специфика кризисов в России
проявляется в том, что кризисы
государственного управления обычно возникают
при исчерпании кредита доверия
нижестоящих инстанций
Косвенным подтверждением этого является активное использование, а нередко и превалирование именно моральной лексики («обманувший доверие», «потерявший совесть» и т. д.).
Для вертикального (патерналистского) общества конфликты чаще развиваются в плоскости: центр – регион, директор – рабочий, администрация – местные жители при серьезной блокировке обратной связи и путей нахождения консенсуса. В результате получается замкнутый круг: реальное снижение социальной напряженности в конкретном городе, на предприятии за счет использования конфронтационных ритуалов разрешения конфликтов, провоцируется рост напряженности в обществе в целом.
Другим крупным источником
конфликтности между
Исследователи-государствоведы вычленяют не только источники, но и непосредственные факторы, причины, углубляющие недоверие граждан к органам власти. Первую группу причин условно можно назвать технологическими, когда органы государственной власти в силу тех или иных обстоятельств (отсутствие соответствующих структур и специалистов) не берутся или не могут разъяснить гражданам цели и методы конкретной политики, аргументировать (оправдать) характер и содержание своей деятельности в условиях, в которых они вынуждены работать и принимать решения.
Вторая группа причин культурноисторического характера, в частности пролонгация негативного отношения граждан к политикобюрократической номенклатуре, присвоившей себе все и вся и сохранившей за собой все институты государства РФ.
Третья группа причин –
организационного характера, связанная
с неумением госаппарата в
силу его низкой компетентности, непрофессионализма
и других, более глубоких причин
организовать практическое выполнение
принимаемых государственных
Четвертая группа причин – политикоидеологического характера. Преодолеть отчуждение общества и власти помогает создание программ реального подъема экономики, общественной жизнедеятельности в других сферах, объединяющих разрозненные социальные силы на достижение общезначимых и перспективных целей.
Реформа – это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления. Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивноконсервативного характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как «революция сверху».
Провал социально-