Совершенствования организации и обслуживания рабочих мест в ОАО «Консервный завод «Саранский»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является исследование организации и обслуживания рабочих мест ОАО «Консервный завод «Саранский» и разработка мероприятий по совершенствованию .
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность обслуживания рабочих мест на предприятие;
- исследовать уровни организации и обслуживания рабочих мест в ОАО «Консервный завод «Саранский»;
- провести анализ организации и оснащения рабочих мест;
- дать оценку уровня организации и обслуживания рабочих мест;;

Файлы: 1 файл

Организация и обслуживание рабочих мест.docx

— 90.37 Кб (Скачать)

Для поддержания нормальной трудоспособности работников важное значение имеет психофизиологический аспект оборудования рабочего места -умелое сочетание цвета и качества материалов для покрытия полов, окраски и оформления стен, потолков, подоконников (картины, информационные источники, светильники, цветы и т. д.). На рабочих местах следует размещать только те предметы труда, которые необходимы в процессе производства. Чтобы работник не совершал лишних движений, каждый предмет должен иметь свое постоянное место. Объем производственного помещения на каждого работника (согласно нормативной документации) должен составлять 15 м3, а площадь рабочего места, ограниченного стенами, - не менее 4,5 м2. [9, c.125]

При разработке типовых проектов специалисты научно-исследовательских институтов, подразделений предприятий (лабораторий, отделов) должны обеспечить рациональное сочетание индивидуальных требований в организации труда на рабочем месте и общих требований производства. Это позволит наилучшим образом учесть технологические, организационные и управленческие аспекты при согласовании рабочих мест разных специалистов.

Проект организации и обслуживания рабочих мест оформляется в виде специализированной карты организации труда и рабочего места, подучивший статус паспорта или стандарта предприятия. Как показала практика, методика организации рабочего места на основе использования типовых карт организации труда (Прил.1)является наиболее рациональной. Типовые карты организации труда прилагаются к типовым проектам и учитывают специфические производственные условия предприятия и принятый в производстве технологический процесс. [2, c. 48]

В картах определены предмет труда и технология его обработки; формы организации труда и его оплаты; основные элементы выполнения трудового процесса, применяемые методы и приемы труда; основные требования к организации и обслуживанию рабочего места (внутренняя и внешняя планировка, расположение предметов труда, технологические перерывы оборудования, текущие ремонты, уборка и пр.); факторы, определяющие санитарно-технические, психологические и эстетические условия труда; режим труда и отдыха, средства защиты от неблагоприятных условий (защитные ограждения, спецодежда).

На лицевой стороне карты приводятся реквизиты: операция, разряд и квалификация рабочего, планировка рабочего места, траектории перемещены рабочего и деталей; оборудование; технологическое и организационно-техническое оснащение рабочего места.

На оборотной стороне указывается рациональная структура трудового процесса, факторы, влияющие на выполнение трудового процесса. и его продолжительности, виды, формы и сроки обслуживания рабочего места, показателя оптимальных условий труда. [2, c. 49-51]

Организация рабочих мест руководителей специалистов и служащих. При организации рабочего места руководителей решающее значение имеют такие особенности их труда, как широкие информационные связи, постоянные контакты с большим числом людей, необходимость принятия оперативных решений, осуществление контроля за выполнением решения.

С учетом этих особенностей планируют и оснащают рабочее место руководителя. Большое внимание надо уделить мебели, средствам оргтехники, связи, малой вычислительной техники и инвентаря. Организация рабочего места специалистов зависит от специфики их работы. Наряду со специальной техникой, связанной со спецификой конкретного труда, рабочее место специалистов должен быть оснащен "малой" оргтехникой, включающей механические справочники, комплект канцелярских принадлежностей. [4,c.267]

Рабочие места служащих обычно располагают в общих залах или изолированных помещениях (в зависимости от вида работы численности исполнителей и их взаимосвязи). В общих залах рабочие места обычно располагаются параллельными рядами, но если работники не связаны между собой одним занятием, то рабочие места могут быть отделены перегородками. Оснащение рабочих мест служащих производится в зависимости от специфики их труда. В настоящее время разработаны типовые планировки рабочих мест различных категорий работников, приведенных в соответствующих каталогах и которыми целесообразно пользоваться при организации рабочего места конкретного работника.

В целом проектирование рациональной организации труда рабочих и служащих с помощью типовых карт предусматривает три этапа разработки мероприятий:

1 этап рациональную организацию и обслуживание рабочего места;

2 этап создание гигиенических, культурных, эстетических условий на рабочих местах;

3 этап обеспечение санитарно-гигиенических условий в бытовом обслуживании работников. [9, c.136]

 

 

1.2 Организация обслуживания рабочего места

 

Система обслуживания является наиболее важной составной частью производственного процесса и имеет своей целью обеспечение его бесперебойного и эффективного функционирования. От организации обслуживания во многом зависят производительность труда, ритмичность производства, его эффективность.

 Различают следующие  функции обслуживания рабочих  мест:

- производственно - подготовительная (комплектование предметов труда, выдача производственного задания  и технической документации, проведение  производственного инструктажа);

- инструментальная (обеспечение  инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента);

- наладочная (наладка и  подналадка оборудования и технологической  оснастки);

- контрольная (контроль качества  продукции и соблюдение технологического  режима, предупреждение брака, обслуживание  и ремонт мерительного инструмента  и контрольно-измерительной аппаратуры);

- транспортно-складская (приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к  рабочим местам предметов и  средств труда, вывоз с рабочих  мест готовой продукции);

- функция поддержания  в рабочем состоянии основного  и вспомогательного оборудования, включающая профилактическое его  обслуживание, своевременный плановый  и текущий ремонт;

- энергетическая (обеспечение  рабочего места всеми видами  энергии –электричеством, сжатым  воздухом, паром и т. д.);

- ремонтно-строительная (текущий  ремонт производственных помещений  и организационной оснастки);

- хозяйственно-бытовая (систематическая  уборка производственных помещений и территории, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание). [ 4, c. 302]

Все эти функции могут выполняться по различным системам: цетрализованной, децентрализованной и смешанной. При централизованной системе обслуживание осуществляется на предприятии едиными функциональными службами предприятия (производства). Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия). При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие – децентрализованно. На выбор системы обслуживания непосредственное влияние оказывает большое количество факторов: тип производства, сложность выпускаемой продукции, требования к се качеству, производственная структура предприятия, состояние парка оборудования, планировка производственных площадей и пр.

Значительными организационными и экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно позволяет более рационально использовать труд работников служб обслуживания, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т. д.

Обслуживание рабочих мест может быть дежурным, планово-предупредительным и стандартным.

При дежурном обслуживании, которое обычно организуется в условиях единичного и мелкосерийного производства, обслуживающий персонал (наладчики, транспортные и ремонтные рабочие) вызывается на рабочее место по мере необходимости с помощью специальных устройств. Это не всегда гарантирует своевременность обслуживания и, следовательно, возможность полного отсутствия простоев в работе основного рабочего, но такая организация обслуживания относительно проста.

Планово-предупредительное обслуживание особенно целесообразно для серийного производства, где обслуживание рабочего места осуществляется на основе соответствующих планов-графиков и расписаний. Внедрение этой системы требует большой подготовительной работы, четкого ритма работы служб обслуживания и минимальной вероятности простоев обслуживаемого рабочего и оборудования.

Стандартное обслуживание применяется в поточно-массовом производстве. Это наиболее совершенная форма планово-предупредительного обслуживания рабочих мест, осуществляемая в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандартным планам. Такое обслуживание характеризуется высокой экономичностью, полной ликвидацией простоев на рабочих местах из-за его осуществления, но требует жесткой ритмичности основного производства. [2, c. 61-63]

Разработка системы обслуживания рабочих мест включает выбор формы ее организации, определение профессионального состава обслуживающего персонала, установление его регламентаций, обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией, расчет нормативов обслуживания, организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих, а также организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.[4, c. 332]

К каждой системе предъявляются специфические требования, однако все системы обслуживания производства на предприятии должны отвечать следующим основным требованиям:

- иметь четкую специализацию  рабочих по функциям обслуживания;

- основываться на строгой  регламентации и плановости выполняемых работ по обслуживанию и хорошей взаимосвязи этих работ во времени и пространстве;

- предусматривать проведение  работ по обслуживанию активно-предупредительного характера (особенно это относится к работам, связанным с обслуживанием средств производства и предметов труда);

- обеспечивать оперативность  и надежность обслуживания на  всех участках производства на  основе научного построения системы  с учетом специфики производства  и возможности ее быстрой перестройки с использованием типовых решений;

-   быть экономичной, не вызывать неоправданных расходов.

В целях наиболее полного учета этих требований проектирование организации обслуживания производства осуществляется в строгой последовательности. Прежде всего, определяется общий состав работ по обслуживанию и устанавливается, какие из них должны выполнять основные рабочие, а какие – рабочие соответствующих специализированных служб обслуживания.[9, c. 140]

Выделение отдельных видов работ по обслуживанию в самостоятельную функцию, выполняемую специализированными рабочими, целесообразно в тех случаях, когда суммарные затраты времени основных рабочих на их выполнение превышают сменный фонд времени одного рабочего. В противном случае данный вид работ должен выполняться основными рабочими или его следует совместить с другими видами работ по обслуживанию.

Следующий этап – определение состава и объема работ, закрепленных за обслуживающими рабочими, и распределение их между ними. Далее устанавливаются формы обслуживания по отдельным функциям и разрабатываются регламенты обслуживания с указанием способов и последовательности выполнения работ, скоординированных во времени (путем составления графиков, расписаний, маршрутов, инструкций и т. д.). И, наконец, рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих по обслуживанию, а затем определяется экономическая эффективность разработанной системы. [4, c. 350]

Обязательным условием рациональной организации процессов обслуживания является их механизация. Как показывает практика, производимые при этом затраты дают в 3-5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.

Накопленный опыт свидетельствует о больших возможностях применения в службах обслуживания ЭВМ. В настоящее время на предприятиях ЭВМ используют для расчетов в ремонтном производстве (планирование ремонтов, очередность выполнения работ и др.), в транспортно-складском хозяйстве (при составлении графиков и маршрутов обслуживания, расчетах трудоемкости и т. д.). [9. c.143]

Функции обслуживания на различных предприятиях имеют свои особенности, поэтому к организации работы по каждой функции необходим дифференцированный подход, основанный на критическом анализе сложившейся практики.

Прогрессивные изменения в разделении труда, кооперация и интеграция производства усложняют организацию его обслуживания, делают ее более комплексной. 

Под комплексной регламентированной системой обслуживания рабочих мест понимается научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности и методов выполнения работ, связанных со своевременным, бесперебойным обеспечением рабочих мест элементами сменного задания (предметами труда, оснасткой, документацией и т. д.). Такие мероприятия должны быть направлены на максимально возможное в данных конкретных условиях освобождение производственных рабочих от функций обслуживания.[4, c.353-354]

 

          1.3 Показатели организации и обеспечения рабочих мест

 

Научная организация обслуживания рабочих мест достигается путем соблюдения некоторых показателей. Основные из них - системность, комплексность, плановость, предупредительность, своевременность, надежность, оперативность, экономичность.

Системность - важнейший принцип НОТ при построении или проектировании обслуживания заключается в том, что организация обслуживания должна быть продумана досконально, здесь не должно быть второстепенных вопросов. Каждый вид обслуживания должен быть тщательно проработан с точки зрения организации работы внутри функционального подразделения, занятого его выполнением, а также с учетом его взаимосвязи с другими видами обслуживания и с организацией работы того рабочего места, которое подлежит обслуживанию .

Информация о работе Совершенствования организации и обслуживания рабочих мест в ОАО «Консервный завод «Саранский»