Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 23:03, курсовая работа
В механический привод могут входить следующие устройства: цепные, ременные, фрикционные, зубчатые и зубчато-винтовые (червячные) передачи, различные соединительные муфты. Механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для понижения угловой скорости, называется редуктором.
Введение с обоснованием выбранной кинематической схемы привода……………………..3
1.Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода…………………...4
2.Расчет клиноременной передачи……………………………………………………………..6
3.Выбор материалов зубчатых колес…………………………………………………………...8
4.Определение допускаемых напряжений при расчете зубчатых передач на контактную выносливость и усталость при изгибе………………………………………………………..9
5.Определение геометрических размеров зубчатых колес передачи с последующей
проверкой прочности зубьев по контактным напряжениям и напряжениям изгиба…….10
6.Предварительный расчет валов редуктора и эскизная компоновка передачи……………14
7.Расчет валов редуктора на статическую прочность с учетом нагрузки
от ременной передачи…………………………………………………………………………15
8.Определение действительного коэффициента запаса прочности
тихоходного вала………………………………………………………………………………17
9.Подбор и расчет подшипников качения на долговечность…………………………………22
10.Определение конструктивных размеров корпуса редуктора………………………………23
11.Проверочные расчеты шпоночных соединений……………………………………………..25
12.Выбор системы смазки, определение типа масла и его количества………………………..26
Между торцами
подшипников и внутренней полостью
корпуса располагаем
Вычерчиваем крышки подшипниковых узлов с уплотнительными прокладками толщиной ≈1 мм и болтами. В крышках прочерчиваем уплотнения манжетного типа для удержания жидкого масла.
Для фиксации
зубчатого колеса в осевом направлении
предусматриваем с одной
7. Расчет валов
редуктора на статическую
прочность с учетом
нагрузки от ременной
передачи.
Данный этап расчета валов базируется на тех разделах курса сопротивления материалов, в которых рассматривается неоднородное напряженное состояние; при этом действительные условия работы вала заменяются условными, что приводит к созданию упрощенных расчетных схем. При переходе от реальной конструкции вала к расчетной схеме допускаем схематизацию нагрузок, опор и формы вала, вследствие чего этот расчет также будет приближенным. Расчетные нагрузки, в отличие от действительных, рассматриваем как сосредоточенные, при этом собственным весом валов и расположенных на них деталей пренебрегаем. Подшипниковые узлы заменяем шарнирно-неподвижной (А) и шарнирно-подвижной (В) опорами. Расчетные схемы быстроходного и тихоходного валов редуктора показаны на рис. П.7.2. Расчет валов приведен ниже.
Рис. П.7.1. Типовая схема компоновки зубчатой цилиндрической передачи
в корпусе одноступенчатого
редуктора
Таблица П.7.1
Линейные размеры деталей и узлов редуктора, определяемые на этапе
предварительного
расчета и проектирования валов
(к схеме на рис. П.7.1)
№ п/п |
Наименование определяемых параметров |
Обозначение | Расчетная зависимость |
Значения пара-метров (в мм) | ||
Вал 1 | Вал 2 | |||||
1* |
Диаметр хвостовика
вала
(при [t]1 = 17 МПа, [t]2 = 20 МПа) |
dX |
30 |
35 | ||
2* | Диаметр вала под подшипник | 35 | 40 | |||
3 |
Типоразмер выбранных подшипников (№ серии, геометрические размеры): Динамическая грузоподъемность Статическая грузоподъемность |
Dп Bп r |
По каталогу
[2, с.459]
(см. также табл. П.3) Dп = Bп = r = |
№ 207 72 17 2,0 |
№ 209 85 19 2,0 | |
[Cr] | По каталогу (кН) |
25,5 | 33,2 | |||
[Cо] | 13,7 | 18,6 | ||||
4* | Диаметр вала под уплотнение | 35 | 40 | |||
5 | Диаметр свободного
участка вала
(при df,1 = 86,25 мм) |
41 | 46 | |||
6 |
Длины участков
вала:
– хвостовик – опорная часть вала с уплотнением |
|
» (1,2…1,5)dX |
50 |
50 | |
»
(1,4…1,6) |
49 | 56 | ||||
7 |
Расчетные
длины участков вала (при |
a | lo
+ 0,5( |
66 | 72 | |
b= c | 0,5(bw,1 + Bп) +D+d | » 47 | » 47 | |||
8 | Ширина внутренней части корпуса | » bw,1 + 2D | 61 |
9 |
Диаметр вала под зубчатым колесом | Назначается конструктивно
при условии |
– |
46 | |
10 |
Размеры
ступицы зубчатогоколеса:
- диаметр - длина |
– |
74 | ||
– | 50 | ||||
11 | Диаметр буртика | – | 56 |
Пункты
требуют согласования расчетных
значений со стандартным рядом нормальных
линейных размеров.
8.1. Быстроходный вал
Исходные данные: ; нагрузка на вал от ременной передачи
Силы в зацеплении:
Длины участков вала (см. табл. 8.1): а = 66 мм, в = с = 47 мм; диаметр делительной окружности шестерни 92,5 мм, поэтому
1.Составляем
расчетную схему (см. рис. П.8.1,а)
и определяем реакции в опорах
вала от сил, действующих в
горизонтальной плоскости (
а)
б)
Проверка: :
2. Построение эпюры изгибающих моментов. Изгибающие моменты:
– под опорой А:
– под шестерней (слева от плоскости действия момента )
– под шестерней (справа):
По этим данным строим эпюру Мигор (см. рис. П.8.1,г).
3.Определение реакций в опорах вала от сил, действующих в вертикальной плоскости.
Вследствие симметричного расположения шестерни относительно опор вала
а изгибающий момент под шестерней: .
Далее, строим эпюру изгибающих моментов Мивер (см. рис. П.8.1,е).
4. Результирующие изгибающие моменты:
– под опорой А:
– под шестерней:
Поскольку диаметр вала под подшипником (см. табл. П.8.1) 35 мм меньше диаметра вала под шестерней
( 41 мм), проверим на статическую прочность оба сечения. Материал вала-шестерни – сталь 45 ( 440 МПа). Эквивалентные моменты в соответствующих сечениях вала (по четвертой теории прочности):
,
5. Расчет
вала на статическую прочность.
где , ,
2,0 (см. табл. П.1); поэтому
,
Условие статистической прочности выполняется. Теперь необходимо определить реакции в опорах вала, которые потребуются при расчете подшипников на долговечность:
,
.
8.2. Тихоходный вал
Исходные данные:
Длины участков валов (см. табл. П.4.1):
1. Составляем расчетную схему (см. рис. П.8.1,а) и определяем реакции в опорах вала от сил, действующих в горизонтальной плоскости:
а)
б)
Проверка : ; 0 – 337,5+ 337,5= 0.
2.Определение
изгибающих моментов в
Изгибающий момент под колесом:
слева от плоскости действия момента Ма2:
а справа от неё – .
По этим данным строим эпюру Мигор (см. рис. П.8.1,г).
3. Определяем
реакции в опорах вала от
сил, действующих в
Вследствие симметричного расположения шестерни относительно опор вала
а изгибающий момент в сечении под колесом:
Далее, строим эпюру изгибающих моментов Мивер (см. рис. П.8.2,е).
4. Результирующий изгибающий момент в сечении вала под колесом:
Максимальный эквивалентный момент в этом сечении:
5. Расчет
вала на статическую прочность.
Условие прочности вала на изгиб прежнее
однако здесь – осевой момент сопротивления сечения вала, ослабленного шпоночным пазом. Размеры призматической шпонки и шпоночного паза (см. табл. П.13) для мм: мм2, мм. Материал вала – нор-мализованная сталь 45 с пределом текучести МПа (см. табл. П.8.1.). При КП = 1,8 и
,
поэтому условие статической прочности вала выполняется.
6. Реакции в опорах вала:
т.е.
и для этого вала условие статистической
прочности выполняется.
Рис.П.8.1.
Схемы к расчету быстроходного
(слева) и тихоходного
(справа) валов
8.3. Расчет валов
на выносливость
Расчет
валов на выносливость выполняется
как проверочный с целью
где в качестве минимально допустимого значения принимают 1,7. Однако, с учетом повышенных требований к жесткости редукторных валов, рекомендуется принимать . Общий коэффициент запаса прочности определяется по формуле
где и – коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям соответственно; их значения находят по зависимостям:
в которых и – пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изменения напряжений изгиба и кручения: для валов из углеродистой стали 0,43 ,
а из легированной – , при этом ;
и – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении: определяются по табл. П.14 и П.15 для валов с галтельными переходами и напрессованными деталями (например, подшипниками качения), а для концентраторов напряжений в виде шпоночного паза при σв = 500…1000 МПа их значения принимают [3] равными: »1,5…2,0 и »1,4…2,1;
– масштабный фактор, зависящий от диаметра d вала в опасном сечении; для валов из углеродистых и легированных сталей при кручении ( ) и легированных при изгибе ( ) его значение определяется по формуле (для d ³ 20 мм)