Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 23:03, курсовая работа
В механический привод могут входить следующие устройства: цепные, ременные, фрикционные, зубчатые и зубчато-винтовые (червячные) передачи, различные соединительные муфты. Механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для понижения угловой скорости, называется редуктором.
Введение с обоснованием выбранной кинематической схемы привода……………………..3
1.Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода…………………...4
2.Расчет клиноременной передачи……………………………………………………………..6
3.Выбор материалов зубчатых колес…………………………………………………………...8
4.Определение допускаемых напряжений при расчете зубчатых передач на контактную выносливость и усталость при изгибе………………………………………………………..9
5.Определение геометрических размеров зубчатых колес передачи с последующей
проверкой прочности зубьев по контактным напряжениям и напряжениям изгиба…….10
6.Предварительный расчет валов редуктора и эскизная компоновка передачи……………14
7.Расчет валов редуктора на статическую прочность с учетом нагрузки
от ременной передачи…………………………………………………………………………15
8.Определение действительного коэффициента запаса прочности
тихоходного вала………………………………………………………………………………17
9.Подбор и расчет подшипников качения на долговечность…………………………………22
10.Определение конструктивных размеров корпуса редуктора………………………………23
11.Проверочные расчеты шпоночных соединений……………………………………………..25
12.Выбор системы смазки, определение типа масла и его количества………………………..26
Значения
кинематических и силовых параметров
привода
№ вала | Наименование вала |
n,
об/мин |
рад/с |
Вт |
Т,
Нм |
0 | Ведущий вал ременной передачи | 705 | 73,8 | 2170 | 29,4 |
1 | Быстроходный вал редуктора | 220 | 23 | 2062 | 89,7 |
2 | Тихоходный вал редуктора | 110 | 11,5 | 2000 | 173,9 |
2. Расчет клиноременной
передачи
1.Вращающий
момент на ведущем валу То
= 29,4 Нм.
2.
Расчет выполняем для клиновых
ремней нормального сечения.
3.
Расчетный диаметр меньшего
Принимаем
по ряду Ra20 (cм. табл. П.3) ближайшее
к верхнему пределу стандартное значение
D1 = 112 мм, которое больше минимально
допустимого D1,min= 90 мм для
выбранного сечения (см. табл. П.4).
4.
Расчетный диаметр большего
Примем в предварительных расчетах значение коэффициента упругого скольжения ремня ε = 0,015 (см. п. 2.3), тогда
D2 = D1ip (1 – ε) = 112·3,2(1 – 0,015) ≈ 353 мм
В
соответствии со стандартным рядом
(см. табл.П.3) назначаем D2=355
мм.
5.
Фактическое передаточное
6.
Оптимальное межосевое
что больше минимального значения, равного
7. Длина ремня
мм.,
где
Принимаем
стандартную длину ремня Lp
= 1400 мм (см. табл. П.4).
8. Уточняем межосевое расстояние
мм
9.Угол обхвата ремнем малого шкива
что
больше минимально допустимого
.
10. Частота пробегов ремня
П = υ/Lp = 1,3/(1400·10-3 ) = 0,9, где скорость ремня υ = 0,5 ω1D1 = 0,5·23·112·10-3 = 1,3м/с.
с-1
< [П] = 10 с-1,
11. Исходное полезное напряжение
где
Ki = 1,14 – 0,14 e2,43(1
– ip) ≈ 1,14 при ip
= 3,22.
12.Допускаемое полезное напряжение
МПа,
где ;
Cp = 1 – 0,1Kp = 1 – 0,1×1 = 0,9 ,
где
по условию задачи при кратковременной
перегрузке в 100% (КП =
2) принято Kp = 1.
13. Окружная сила
Ft
= 2Tо/D1 = 2 ∙ 29,4∙103/112
= 525 Н.
14. Необходимое число ремней
С учетом неравномерности распределения нагрузки между ремнями в многоручьевой передаче (см. форм. 2.31) принимаем Cz = 0,95, тогда число ремней будет
z = z΄/Cz = 2,29/0,95 = 2,41.
Окончательно
принимаем 3 ремня А-1400 Ш ГОСТ 1284.1 –
80.
15. Рабочий коэффициент тяги
где φТ,о = 0,67 – исходное значение коэффициента тяги.
Силы, действующие в передаче:
натяжение от центробежных сил
где ρ = 1,25 г/см3 – плотность материала ремня;
натяжение ветвей одного ремня
где согласно ф.(2.23) q = ef’a1 = ;
предварительное натяжение одного ремня (с учетом центробежной силы)
Fо
= 0,5 (F1 +
F2) + Fυ = 0,5(379 +
116) + 0,2 = 248 H.
17. Сила, действующая на вал
Fp
≈ 2Fo z sin(α1/2)
= 2 ∙ 248∙ 3 ∙ sin(135 0/2) ≈ 1400 H.
18.
Далее, используя полученные
3. Выбор материала зубчатых
колес
Согласно положениям п.3.4.2 настоящего пособия применительно к редукторам, к которым не предъявляются специальные требования по ограничению массы, габаритных размеров, стоимости и пр., в качестве материала для прямозубых цилиндрических колес, назначаем относительно недорогуе и широко распространенную сталь марки 45.
для колеса – поковка из стали 45, улучшенная до твердости НВ2 = 200НВ и имеющая при любых размерах заготовки σТ = 340 МПа и σв = 690 МПа;
для
шестерни – поковка из стали 45 диаметром
до 90 мм, улучшенная до твердости НВ1
= 230НВ и имеющая при этом σТ
= 440 МПа и σв = 780 МПа.
При
этом в соответствии с положениями
п.3.4.1. необходимая для нормальной работы
зубчатой пары разность в уровнях средней
твердости материалов шестерни и колеса
обеспечивается: НВ1
– НВ2 = 230НВ – 200НВ
= 30НВ > 20…50НВ.
Если
техническим заданием предусматривается
расчет прямозубых
цилиндрических колес, то в качестве
материала для них можно взять единую
марку стали, например, сталь 45, при этом
поковка для шестерни диаметром до 90 мм
в состоянии улучшения будет иметь (см.
табл. П.8) твердость
НВ1 = 230НВ,
σТ = 440 МПа и σв
= 780 МПа; прочностные свойства заготовки
для колеса можно оставить прежними.
4. Определение допускаемых напряжений при расчете зубчатых передач на контактную выносливость и усталость при изгибе.
Допускаемые напряжения при расчете зубьев на контактную выносливость и усталость при изгибе определяются по формулам (3.1) и (3.3):
где и – базовые пределы контактной выносливости поверхностей зубьев и выносливости зубьев по излому от напряжений изгиба соответственно; и – коэффициенты долговечности и коэффициенты безопасности при расчете на контактную выносливость и усталость при изгибе соответственно; – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки на зубья: для реверсивных передач = 0,7…0,8, а для нереверсивных – = 1.
Значения указанных параметров и коэффициентов находим отдельно для выбранных материалов шестерни (с индексом 1) и колеса (с индексом 2), для чего используем зависимости, приведенные в табл. П.9:
Поскольку проектируемая передача – реверсивная, с повышенным ресурсом эксплуатации (Lh = 20000 час) и средняя твердость материала колес не превышает 350НВ, принимаем:
, , = 0,75.
Тогда:
Рассчитываемая зубчатая передача является прямозубой, поэтому в качестве расчетного допускаемого контактного напряжения принимаем
при этом условие соблюдается: 427 < 454 < 1,25∙427.
Результаты всех вычислений для прямозубых колес заносим табл.П.4.1.
Таблица П.4.1
Значения параметров, используемых при расчете допускаемых контактных напряжений и напряжений изгиба
Прямозубая цилиндрическая передача
№ п/п | Наименование | Материал
и
термообработка |
НВ |
|
|
|||||
МПа | МПа | |||||||||
1 | Шестерня | Ст.45, улучшен. | 230 | 530 | 414 | 1,1 | 1,75 | 482 | 177 | 427 |
2 | Колесо | Ст.45, улучшен. | 200 | 470 | 360 | 1,1 | 1,75 | 427 | 154 |
Исходными
данными для расчета зубчатой
передачи являются: вращающий момент на
тихоходном валу
= 173,9 Нм, частота вращения этого вала
= 110 об/мин, передаточное число u
= 2,0, тип колес – прямозубые, расчетный
срок службы привода
= 20000 час, характер нагрузки (указывается
режим нагружения, например: нагрузка
близкая к постоянной); передача – реверсивная.