Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 23:03, курсовая работа
В механический привод могут входить следующие устройства: цепные, ременные, фрикционные, зубчатые и зубчато-винтовые (червячные) передачи, различные соединительные муфты. Механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для понижения угловой скорости, называется редуктором.
Введение с обоснованием выбранной кинематической схемы привода……………………..3
1.Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода…………………...4
2.Расчет клиноременной передачи……………………………………………………………..6
3.Выбор материалов зубчатых колес…………………………………………………………...8
4.Определение допускаемых напряжений при расчете зубчатых передач на контактную выносливость и усталость при изгибе………………………………………………………..9
5.Определение геометрических размеров зубчатых колес передачи с последующей
проверкой прочности зубьев по контактным напряжениям и напряжениям изгиба…….10
6.Предварительный расчет валов редуктора и эскизная компоновка передачи……………14
7.Расчет валов редуктора на статическую прочность с учетом нагрузки
от ременной передачи…………………………………………………………………………15
8.Определение действительного коэффициента запаса прочности
тихоходного вала………………………………………………………………………………17
9.Подбор и расчет подшипников качения на долговечность…………………………………22
10.Определение конструктивных размеров корпуса редуктора………………………………23
11.Проверочные расчеты шпоночных соединений……………………………………………..25
12.Выбор системы смазки, определение типа масла и его количества………………………..26
5.1.
Определение межосевого
расстояния и назначение
модуля зацепления
Межосевое
расстояние aw (главный параметр)
передачи определяем из условия обеспечения
контактной прочности рабочих поверхностей
зубьев, используя форм.(3.4)
в которой коэффициент принимают равным 49,5 при расчете прямозубых цилиндрических колес, если вращающий момент на выходном валу Т2 в Нмм; коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния принимают по табл. П.6 согласно стандартного ряда линейных размеров; – коэффициент, учитывающий неравномерный характер распределения нагрузки по длине зубьев (см. п.3.4.3).
Для рассчитываемой прямозубой передачи принимаем: Ка = 49,5, Ψва = 0,4, КНb = 1,05 и [σн] = 427 МПа, следовательно,
В соответствии со стандартным рядом по СТ СЭВ 229-75 (см. табл. П.10) назначаем aw = 140 мм.
При
выборе модуля прямозубого зацепления
необходимо предусмотреть, чтобы отношение
2aw/m было целым числом,
поскольку оно равно сумме зубьев шестерни
и колеса; поэтому принимаем m = 2,5 мм,
что так же удовлетворяет условию (3.5).
5.2.
Определение чисел зубьев
колес
В прямозубом цилиндрическом зацеплении b = 0о, поэтому вначале найдем суммарное число зубьев в передаче
Принимаем
, тогда
, и фактическое передаточное число
передачи составит: u =
Z2/Z1 = 75/37 = 2,03,
что менее чем на 1% отличается от
требуемого техническим заданием (при
нормативном – 4%).
5.3. Определение основных
геометрических параметров
зубчатых колес
Основные геометрические параметры цилиндрической зубчатой передачи показаны на рис. П.5.1. Ширину венца зубчатых колес, диаметры окружностей: делительной (d), впадин (df) и вершин (da) зубьев определяем по формулам табл.5.2 и результаты расчета отдельно для шестерни и колеса заносим в табл. П.5.1
цилиндрической
зубчатой передачи
Таблица П.5.1
Основные
расчетные параметры
№
п/п |
Название параметра |
Расчетная
формула |
Значения параметров (в мм) в зацеплении | ||
прямозубом | |||||
шестерня | колесо | ||||
1 | Число зубьев | – | 37 | 75 | |
2 | Модуль зацепления | m (mn) | 2,5 | ||
3 | Угол наклона зубьев | β | 0о | ||
4 | Межосевое расстояние | 112 | |||
5 | Ширина венца | 50 |
45 | ||
6 | Диаметр делительной окружности | 92,5 |
187,5 | ||
7 | Диаметр окружности впадин | 86,25 | 181,25 | ||
8 | Диаметр окружности вершин | 97,5 | 192,5 |
Примечание.
Размеры ступицы колес
Силы
в зацеплении колес
Составляющие
нормальной силы Fn
, действующей в зацеплении зубчатых колес,
определяем по формулам табл. 5.1 и результаты
расчетов заносим в табл. П.5.2:
Таблица П.5.2
Значения
сил в зацеплении колес (при aw
= a
= 20°)
№
п/п |
Название
силы |
Расчетная
формула |
Значение силы (в Н) в зацеплении колес |
прямозубые | |||
1 | Окружная | 1855 | |
2 | Радиальная | 675 | |
3 | Осевая | – |
5.4.
Проверка зубьев колес
на контактную выносливость
Расчет
производится с целью исключения
возможности выкрашивания рабочих
поверхностей зубьев. При найденных выше
значениях параметров зубчатой передачи
определяем рабочее контактное напряжение
и сравниваем его с расчетным допускаемым
контактным напряжением
; при этом используем зависимость
(3.8):
Для определения расчетных значений коэффициентов, входящих в эту формулу, вычисляем окружную скорость колес
υ = 0,5d1ω1 = 0,5∙92,5∙10-3∙23 = 1,1 м/с,
по которой (см. табл. П.7) назначаем 9-ю степень точности их изготовления: = 9.
Коэффициент динамичности нагрузки : согласно табл. П.11 = 1,05 – для прямозубой передачи (при окружной скорости колес υ = 1,1 м/с);
коэффициент , учитывающий характер распределения нагрузки между зубьями в прямозубом зацеплении ,
Значение коэффициента было принято ранее: 1,05.
При
фактическом значении передаточного
числа передачи
2,03 расчетное контактное напряжение
в прямозубой передаче при её параметрах
и найденных значениях расчетных коэффициентов:
Недогрузка
этой передачи составляет 12% , что меньше
нормативного показателя в 20% для прямозубых
передач и поэтому допустима.
5.5. Проверка прочности
зубьев колес на усталость
при изгибе
Предотвращение усталостной поломки зубьев шестерни или колеса от напряжений изгиба гарантируется при соблюдении условия
где
для
прямозубых колес –
При эквивалентных числах зубьев шестерни и колеса
коэффициенты
формы зуба (см. табл. П.12): для
прямозубых колёс (при
и
75):
3,75 и
3,61. Тогда расчетные напряжения изгиба
в основании зубьев колеса и шестерни
составят соответственно:
– для прямозубой передачи:
Условия
прочности выполняются,
поэтому прочность зубьев на изгиб
обеспечивается.
6. Предварительный расчет
валов редуктора и эскизная
компоновка передачи.
6.1.
Предварительный
расчет
Исходными данными для расчета валов на этом этапе являются вращающие моменты и , передаваемые валами.
Назначаем материалы валов из числа рекомендуемых: для тихоходного вала примем сталь 45 в состоянии нормализации (σТ = 290 МПа и σв = 570 МПа), при этом имеем в виду, что материал для вала-шестерни (быстроходный вал редуктора) был выбран ранее при расчете зубчатых передач. Хвостовики (концевые участки входных и выходных валов) выполняем цилиндрическими. Их диаметр dх определяем из расчета на кручение при пониженных допускаемых касательных напряжениях [t] = 12…20 МПа по формуле, приведенной в табл. 7.1, с последующим округлением до стандартного значения. Эти и многие другие данные, полученные на этом этапе расчета применительно к выбранной ранее типовой схеме компоновки передачи в редукторе (см. рис. П.7.1), заносим в табл. П.7.1.
По
найденным размерам (включая размеры
зубчатых колес) делаем эскизную компоновку
редуктора на миллиметровке (в масштабе
1:2), соблюдая порядок выполнения, описанный
в п.6. За основу берем эскиз компоновки
цилиндрической зубчатой передачи, приведенный
на рис. 7.1: для облегчения дальнейшей работы
над составлением рабочих чертежей отдельных
деталей привода рядом с обозначением
рассчитанных параметров проставляем
в скобках их числовые значения. Затем
строим расчетные схемы валов и приступаем
ко 2-му этапу: расчету валов на статическую
прочность.
6.2.
Эскизная компоновка
редуктора
Эскизная компоновка
имеет своей целью