Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:55, реферат
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.
НАДЕЖДА НА ЭКСПАНСИЮ
Городская программа развития индустрии общественного питания в Сочи предполагает одновременное развитие отрасли в двух противоположных направлениях:
Андрей Никончук, руководитель управления потребительского рынка и услуг администрации города Сочи: «В 2003 году мы подготовили программу развития потребительского рынка Сочи до 2008 года. На тот момент в городе круглогодично действовали 800 работающих объектов общественного питания, и мы посчитали, что в будущем примерно 15—20 % рынка должны занимать рестораны высокого класса, остальные заведения должны делать на средний класс. Но в 2005 году был проведен опрос общественного мнения, и мы столкнулись с тем, что на территории города ощущается значительная нехватка объектов общественного питания класса медиум. В свое время была разрушена система столовых (или, согласно современной терминологии, фаст-фудов), и сейчас эта система постепенно реанимируется. Только за этот год создано около 50 единиц общественного питания, использующих так называемую поточную линию. В связи с участием города в олимпийской гонке в 2005 году была принята новая концепция развития, сроки реализации которой были значительно сокращены. Согласно новой стратегии, индустрия общественного питания в Сочи должна развиваться в двух противоположных направлениях: в городе должны появиться рестораны премиального уровня и бистро с поточной линией. Акцент был сделан, в первую очередь, на франчайзинговую систему, потому что придумать что-то новое в сегменте быстрого общественного питания невозможно. Однако привлекать операторов на сегодняшний день получается пока не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Для реализации программы был создан электронный инвестиционный магазин, — на сайте администрации свои предложения могут оставлять предприниматели, желающие начать бизнес в Сочи или найти здесь партнеров. Если торговым предприятиям мы предлагаем осваивать окраинные районы, то рестораторов готовы обеспечить интересными площадками в шельфовой полосе».
Грядущее развитие ресторанного бизнеса (как и фактически всех остальных направлений деловой активности) эксперты связывают с приходом лидеров рынка, — ведущих сетевых игроков из других регионов. Несмотря на то, что городские власти на протяжении нескольких лет продвигают план привлечения операторов общепита извне, на данный момент сетей в городе практически нет. Список ограничивается сетью «Кружка» и вездесущим «Макдональдсом». О планах открытия в Сочи заявляла сеть Sbarro (управляющая рестораном в Краснодаре), перспективным Черноморское побережье называют в компании Rosinter Restaurants.
Большинство сетевых компаний в региональном развитии предпочитают франчайзинг:
Геннадий Кочетков, вице-президент по развитию Subway Russia: «Мы опираемся на инициативу местного малого бизнеса в создании своих точек. В настоящее время подписано два франшизных соглашения с предпринимателями из Сочи, еще 5-6 организаций также проявили интерес к нашей франшизе, и с ними поддерживаются рабочие контакты. Первые рестораны Subway должны появиться в Сочи уже в этом году. Наши потенциальные франчайзи — это представители малого бизнеса. Однако ажиотаж, поднятый после получения Сочи статуса «Олимпийского города», боюсь, приведет к вымыванию малого бизнеса из этого процесса. Представляется, что нашей компании это не облегчит, а, наоборот, осложнит решение нашей стратегической задачи — создание в Сочи эффективно работающей сети «Сабвэй».
Дмитрий Ушаков, генеральный директор сети кафе Gelatissimo: «Так как мы развиваем сеть в формате кафе-мороженое, то естественен наш интерес к Сочи как городу-курорту с большим количеством отдыхающих. Однако отрицательным фактором является ярко выраженная сезонность бизнеса, когда основная масса клиентов будет пользоваться нашими услугами только с начала мая до конца сентября. Это является серьезным препятствием для выхода на рынок Сочи. Но надо учитывать, что эти полгода работы могут окупить затраты на поддержание заведения в течение всего года. Другой проблемой является поиск площадей в Сочи, — в ближайшее время мы планируем провести исследование этого сегмента рынка. Выигрыш в олимпийской гонке, конечно, отразится на развитии Сочи: город ждут дополнительные инвестиции, улучшение инфраструктуры, и как следствие увеличение числа отдыхающих и выход на рынок федеральных сетей общественного питания».
Андрей Наркевич, директор по маркетингу и продажам сети «Теремок»: «Сочи, конечно, перспективен с точки зрения развития бизнеса, однако в настоящее время наша компания ориентирована на крупные промышленные города. Кроме того, у нас нет полной уверенности в том, что формат нашей сети будет востребован в курортном городе в полной мере».
Георгий Бун, директор по развитию компании «Веста-Центр Интернешнл» (рестораны «НКонг», «ИСТ Буфет», «Навруз», «Якитория», «Гин-но Таки»):
«Для нас приоритетными для регионального развития, в том числе на рынке Сочи, являются сети «Якитория» и «Гин-но Таки». Мы не планируем открывать рестораны в Сочи своими силами, но на данный момент мы находимся на завершающей стадии переговоров с франчайзи, который будет открывать заведение в Сочи. Потенциал Сочи напрямую зависит от того, возьмет ли государство вопросы коммерческой недвижимости под свой контроль. Если этого не произойдет, сочинские бизнесмены будут завышать ставки аренды, и монобрендовые компании не смогут войти на рынок города, а холдинги, развивающие несколько брендов, серьезно задумаются над перспективностью этого рынка. Крупные сети могут открыть ресторан в Сочи только для рекламы, — главным для этого заведения будет не прибыль, а его маркетинговое значение. С другой стороны, власти должны быть заинтересованы в том, чтобы достойно встретить гостей Олимпиады, продемонстрировав, в том числе богатство ресторанного рынка России и, следовательно, создать благоприятные условия для рестораторов. Начинать работу в городе имеет смысл только в случае предоставления гарантий фиксированных арендных ставок на три-пять лет: для того, чтобы полностью подготовиться к приему Олимпиады и отладить технологии работы, необходимо начинать работу за два года до Игр. Кроме того, ресторан должен работать и после 2014 года. Глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о создании специальной олимпийской государственной корпорации, которая будет строго координировать строительство олимпийских объектов в Сочи. Если подобный орган будет создан для контроля сферы услуг, интерес к городу со стороны рестораторов значительно возрастет».