Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа
Кризисная ситуация грозит предприятию не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. Удержание ключевых сотрудников - одна из основных задач предприятия на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации.
Введение 5
Теоретические основы организационного проектирования системы
мотивации управленческого персонала предприятия в кризисной
ситуации 7
Методы экспертных оценок в организационном проектировании 7
Процедура внедрения оргпроекта 12
Особенности организационного проектирования системы
мотивации управленческого персонала предприятия в
кризисной ситуации 14
Анализ организационного проектирования системы
мотивации управленческого персонала ЗАО р «НП «СОМЗ»
в кризисной ситуации 20
2.1 Общая характеристика ЗАО р «НП «СОМЗ» 20
2.2. Анализ системы мотивации управленческого персонала
ЗАО р «НП «СОМЗ» в кризисной ситуации 24
2.3 Анализ методов организационного проектирования системы
мотивации управленческого персонала в кризисной ситуации на
ЗАО р «НП «СОМЗ» 26
Организационный проект системы мотивации управленческого
персонала ЗАО р «НП «СОМЗ» в кризисной ситуации 33
Организационные мероприятия по совершенствованию системы
мотивации управленческого персонала ЗАО р «НП «СОМЗ» в
кризисной ситуации 33
3.2 Разработка экономических мероприятий по системе мотивации
управленческого персонала ЗАО р «НП «СОМЗ» в
кризисной ситуации 37
3.3 Разработка карты управленческой процедуры 42
Заключение 47
Список литературы 49
Заработная плата
Должностные оклады руководителям, инженерно–техническим
работникам, специалистам и служащим
устанавливаются генеральным
Премирование осуществляется ежемесячно и выплачивается с целью поощрения за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей.
В систему премирования входят следующие виды премий, поощрений и вознаграждений:
Существует на предприятии
и план оздоровления коллектива: работникам
предоставляются санаторно–
Для поддержания уровня квалификации работников, диктуемого производственной необходимостью, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются кадровые перестановки.
Для последовательного повышения
квалификации персонала, получения
ими технических знаний, необходимых
для овладения передовой
•производственно–технические курсы;
•экономическое обучение.
Единовременное пособие выплачивается:
•в связи с уходом на пенсию;
•работникам, достигшим юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, награжденным грамотой, согласно приказу.
Кроме того, производятся следующие доплаты:
•оплата ритуальных услуг;
•в случае смерти в результате несчастного случая на производстве;
•за вредные условия труда;
•за вечерние и ночные часы;
•за выходные и праздничные дни;
•за сверхурочные работы;
•пособия женщинам по уходу за детьми;
•малообеспеченным и многодетным семьям и д.р.
Планируются денежные средства на медицинское обслуживание работников при фельдшерском здравпункте: на содержание медицинского персонала, приобретение медикаментов. Администрация совместно с комиссией по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренные на санаторно–курортное лечение и отдых работников и их семей, о распределении и выдаче путевок.
Комиссия осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий. Спорных вопросов по обеспечению пособий между работниками и администрацией предприятия не было.
Проведенный анализ условий
оплаты труда и премирования показывает,
что размер заработной платы сотрудников
предприятия поставлен в
2.3 Анализ методов
Для того чтобы выяснить, какие же факторы наиболее мотивируют работников к трудовой деятельности, мы проведем опрос. В этом опросе для работников цеха была предоставлена возможность выбора 3 факторов, лично значимых для него в данный момент времени:
Таблица 2.1
Результаты проведенного опроса
№ |
Наименование мотива |
Количество чел. |
% |
1 |
Материальная мотивация сотрудников |
30 |
90 |
2 |
Условия труда |
25 |
83 |
3 |
Хорошая атмосфера в коллективе |
20 |
60 |
4 |
Возможность карьерного роста |
16 |
51,5 |
5 |
Стабильность предприятия |
14 |
45 |
6 |
Уважение со стороны руководства |
13 |
42 |
7 |
Гибкий рабочий график |
4 |
15 |
В результате проведенного опроса, выяснилось, что на разных уровнях управления, важными являются разные факторы мотивации. Так для персонала более высокой должности это возможность карьерного роста, хорошая атмосфера в коллективе, а для рядовых среднего звена это материальная мотивация, хорошие условия труда. Отсюда следует, что для каждого уровня управления нужен свой подход.
Не менее важным является
вопрос текучести кадров. Существует
два типа текучести кадров: активная
и пассивная. Активная текучесть
обусловлено
Проанализируем, сколько работников и по какой причине было уволено из цеха за последние 3 года (см. таблицу 3).
Таблица 2.2
Уволенные из цеха за период с 2006 по 2008 год
Показатель |
2006г (чел.) |
2007г (чел.) |
2008г (чел.) |
Среднесписочное число управленческого персонала |
109 |
114 |
122 |
Всего: По сокращению штатов По собственному желанию По переводу Уход на пенсию За появления на работе
в нетрезвом состоянии и |
9 – 5 – 2 2 |
11 – 7 1 1 2 |
14 3 6 2 1 2 |
Из таблицы видно, что большинство работников, уволенных за последние три года, ушли по собственному желанию. Это означает, что условия созданные для работы не соответствуют потребностям работников.
Для расчета текучести кадров воспользуемся следующей формулой:
Кт = Чу / З * 100,
где Кт – коэффициент текучести кадров;
Чу – число сотрудников уволенных из цеха;
З – среднее число сотрудников занятых в течение года;
2006 год:Кт = 9 / 109 * 100 = 8,3
2007 год:Кт = 11 / 114 * 100 = 9,6
2008 год:Кт = 14 / 122 * 100 = 11,5
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2008 году по сравнению с 2006 годом коэффициент текучести вырос на 3,2%. Следовательно, нужно проводить мероприятия по снижению текучести кадров, иначе руководство понесет потери связанные с:
В рамках исследования системы стимулирования было проведено исследование мотивации труда работников с применением методов оценки по процессуальным теориям.
В опросе участвовали руководитель, 5 управленцев высшего звена и 116 среднего звена.
Оценка результатов проводится по следующей шкале:
Степень удовлетворенности Индекс удовлетворенности
Высокая 0,7 – 1,0
Средняя 0,4 – 0,7
Низкая 0,0 – 0,4
Таблица 2.3
Степень удовлетворенности персонала системой материального стимулирования
№ |
Содержание вопроса |
Кол–во уд. ответов |
Доля уд. ответов от общего числа работников |
Индекс удовлетв. |
Степень удовлетв. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Факторы ожидания |
||||
1а |
Ожидаете ли вы, что ваша успешная работа приведет к желаемому результату |
88 |
72% |
0,72 |
Высокая |
1б |
Считаете ли вы, что полученные результаты приведут к ожидаемым вознаграждениям за этот результат |
70 |
57% |
0,57 |
Средняя |
1в |
Какую ценность представляет для вас получаемое вознаграждение |
99 |
81% |
0,81 |
Высокая |
2 |
Факторы справедливости |
||||
2а |
Известен ли вам размер вознаграждения ваших коллег, получаемого за работу, аналогичную той, которую выполняете вы |
50 |
41% |
0,41 |
Средняя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2б |
Ваша реакция на сведения о более высокой оплате труда за аналогичную работу в вашем подразделении или в другом |
30 |
25% |
0,25 |
Низкая |
2в |
Как вы оцениваете отношение к себе как к работнику со стороны руководства по получаемому вознаграждению |
35 |
29% |
0,29 |
Низкая |
2г |
Какова ваша комплексная оценка получаемого вознаграждения |
55 |
45% |
0,45 |
Средняя |
3 |
Факторы модели Портера–Лоулера |
||||
3а |
Считаете ли вы, что затраченные вами усилия на выполнение работы высокие |
57 |
48% |
0,48 |
Средняя |
3б |
Считаете ли вы себя способным работником |
112 |
92% |
0,92 |
Высокая |
3в |
Как вы оцениваете свою роль в процессе коллективного труда на вашем предприятии |
102 |
84% |
0,84 |
Высокая |
3г |
Уверены ли вы в том, что получаемое вами вознаграждение справедливо по отношению к результатам вашего труда |
25 |
21% |
0,21 |
Низкая |
По данным проведенного исследования определена степень удовлетворенности системой материального стимулирования.
По результатам
опроса высокой степени
В системе мотивации персонала аработная плата в полной мере не выполняет своей стимулирующей функции, так как работники не довольны уровнем заработной платы на предприятии.
Таким образом, система материального стимулирования оценивается как удовлетворительная.
Еще одним важным фактором
стимулирования является моральное
стимулирование. Анализ проводился методом
анкетирования персонала. В анкете
озвучивались параметры морального
стимулирования, характеризующие
В опросе участвовали руководитель, 5 управленцев высшего звена и 116 среднего звена.
Шкала оценки вопросов аналогична
по анализу материального
Степень удовлетворенности Индекс удовлетворенности
Высокая 0,7 – 1,0
Средняя 0,4 – 0,7
Низкая 0,0 – 0,4
Таблица 2.4
Степень удовлетворенности персонала системой морального стимулирования
№ |
Содержание вопроса |
Кол–во уд. Ответов |
Доля уд. Ответов от общего числа работников |
Индекс удовлетв. |
Степень удовлетв. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Факторы ожидания |
||||
1а |
Ожидаете ли вы, что ваша успешная работа приведет к возможности карьерного роста |
84 |
69% |
0,69 |
Средняя |
1б |
Считаете ли вы, что полученные результаты приведут к ожидаемому вниманию со стороны коллег за этот результат |
85 |
70% |
0, 7 |
Высокая |
1в |
Какую ценность представляет для вас организация отдыха |
88 |
72% |
0,72 |
Высокая |
2 |
Факторы справедливости |
||||
2а |
Известны ли вам случаи похвалы ваших коллег со стороны руководства, получаемого за работу, аналогичную той, которую выполняете вы |
51 |
42% |
0,42 |
Средняя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2б |
Ваша реакция на более комфортные условия труда работника, который выполняет аналогичную работу в другом подразделении |
24 |
20% |
0,2 |
Низкая |
2в |
Считаете ли вы справедливым степень внимания со стороны руководства за проявленную вами инициативу |
44 |
36% |
0,36 |
Низкая |
2г |
Какова ваша комплексная оценка получаемого морального поощрения |
49 |
40% |
0,4 |
Средняя |
3 |
Факторы модели Портера–Лоулера |
||||
3а |
Считаете ли вы, что затраченные вами усилия на выполнение работы высокие |
57 |
48% |
0,48 |
Средняя |
3б |
Считаете ли вы себя способным работником |
112 |
92% |
0,92 |
Высокая |
3в |
Как вы оцениваете свою роль в процессе коллективного труда на вашем предприятии |
102 |
84% |
0,84 |
Высокая |
3г |
Уверены ли вы в том, что получаемое вами признание со стороны коллег и руководства справедливо по отношению к результатам вашего труда |
48 |
39% |
0,39 |
Низкая |