Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа
Кризисная ситуация грозит предприятию не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. Удержание ключевых сотрудников - одна из основных задач предприятия на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации.
Введение 5
Теоретические основы организационного проектирования системы
мотивации управленческого персонала предприятия в кризисной
ситуации 7
Методы экспертных оценок в организационном проектировании 7
Процедура внедрения оргпроекта 12
Особенности организационного проектирования системы
мотивации управленческого персонала предприятия в
кризисной ситуации 14
Анализ организационного проектирования системы
мотивации управленческого персонала ЗАО р «НП «СОМЗ»
в кризисной ситуации 20
2.1 Общая характеристика ЗАО р «НП «СОМЗ» 20
2.2. Анализ системы мотивации управленческого персонала
ЗАО р «НП «СОМЗ» в кризисной ситуации 24
2.3 Анализ методов организационного проектирования системы
мотивации управленческого персонала в кризисной ситуации на
ЗАО р «НП «СОМЗ» 26
Организационный проект системы мотивации управленческого
персонала ЗАО р «НП «СОМЗ» в кризисной ситуации 33
Организационные мероприятия по совершенствованию системы
мотивации управленческого персонала ЗАО р «НП «СОМЗ» в
кризисной ситуации 33
3.2 Разработка экономических мероприятий по системе мотивации
управленческого персонала ЗАО р «НП «СОМЗ» в
кризисной ситуации 37
3.3 Разработка карты управленческой процедуры 42
Заключение 47
Список литературы 49
В мировой практике широкое применение нашли такие методы коллективных экспертных оценок, как метод коллективной генерации идей, метод “635", метод “Дельфи", метод “комиссий”, метод написания сценария. Рассмотрим сущность перечисленных методов.
Суть метода коллективной
генерации идей ("мозговой атаки")
состоит в использовании
Метод коллективной генерации
идей предполагает реализацию следующих
этапов. Первый этап связан с формированием
группы участников “мозговой атаки"
по решению определенной проблемы.
Оптимальная численность группы
находится эмпирическим путем. Наиболее
продуктивными признаны группы, состоящие
из 10 - 15 человек. На втором этапе группа
анализа составляет проблемную записку,
в которой формулируется
Метод "635" - одна из разновидностей “мозговой атаки". Цифры 6, 3, 5 обозначают шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в течение пяти минут. Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе - 108. Структура идей четко определена. Возможны модификации метода. Этот метод широко используется в зарубежных странах (особенно в Японии) для отбора из множества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по решению определенных проблем.
Метод “Дельфи" - одна из первых попыток разработать более обоснованную и строгую процедуру при экспертном прогнозировании, предпринятая Т. Гордоном и О. Хелмером - сотрудниками одной из корпораций США, которые в 1964 г. опубликовали результаты обобщения и статистической обработки мнений специалистов относительно перспектив развития в ряде областей науки. Он используется при прогнозировании развития науки и техники, инвестиций и других аспектов.
Цель метода “Дельфи" - разработка программы последовательных многотуровых индивидуальных опросов. Индивидуальный опрос экспертов обычно проводится в форме анкет-вопросников. Затем осуществляется их статистическая обработка на ЭВМ и формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Обработанная на ЭВМ информация сообщается экспертам, которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться до 3 - 4 раз. В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение относительно перспектив развития объекта.
Метод “комиссий" - один из методов экспертных оценок, основанный на работе специальных комиссий. Группы экспертов за “круглым столом” обсуждают ту или иную проблему с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения. Недостаток этого метода заключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.
Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта. Своеобразным сценарием может быть описание последовательности и условий международной интеграции хозяйства стран, включающее следующие вопросы: от каких простейших форм к более сложным должен пройти этот процесс; как он повлияет на национальное хозяйство и экономические связи стран; каковы финансовые, организационные, социальные, юридические проблемы, которые могут возникнуть в ходе интернационализации хозяйства.
“Дерево целей" предполагает выделение нескольких структурных или иерархических уровней. Каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.
Построение “дерева целей"
требует решения многих прогнозных
задач: прогноза развития объекта в
целом; формулировки сценария прогнозируемой
цели, уровней и вершин “дерева
целей"; критериев и их весов
в ранжировании вершин. Эти задачи
могут решаться при необходимости
методами экспертных оценок. Следует
отметить, что данной цели как объекту
прогноза может соответствовать
множество разнообразных
Метод морфологического анализа
предполагает выбор наиболее приемлемого
решения проблемы из числа возможных.
Его целесообразно использовать
при прогнозировании
Внедрение оргпроекта проводится на основании материалов по реализации рабочего проекта организации производства, содержащихся в комплекте рабочей документации, в два этапа:
Подготовка к внедрению включает работы:
Этап внедрения включает три вида работ:
В реализации проекта совершенствования или преобразования организации производства на предприятии в отличие от внедрения проекта построения новой организационной системы можно выделить три части:
Структура и содержание этапов разработки оргпроекта могут быть различными. Например, технический и рабочий проекты часто выполняются в виде техно-рабочего проекта.
Кризисная ситуация грозит предприятию не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. Удержание ключевых сотрудников - одна из основных задач менеджмента на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации.
Программа вывода предприятия
из кризиса, как правило, предполагает
проведение радикальных преобразований
в условиях крайней ограниченности
ресурсов, в первую очередь финансовых
и временных. Поэтому при проведении
антикризисной программы в
Успешное решение указанных задач требует разработки и реализации комплекса мер, направленных на:
- обеспечение адекватного
понимания всеми сотрудниками
текущей ситуации и перспектив
ее развития в соответствии
с планами руководства по
- мотивирование сотрудников
на необходимые предприятию
С точки зрения управления персоналом кризисная ситуация опасна тем, что сотрудники теряют уверенность в своем будущем. Из-за отсутствия достоверной информации о реальной ситуации на предприятии и перспективах ее развития персонал оказывается вовлечен в обсуждение слухов и разнообразных интерпретаций происходящего, что отражается на его работе. Кроме того, многие сотрудники увольняются или собираются это сделать.
Сотрудникам необходимо предоставить информацию о том, в какой ситуации находится предприятие, какие действия запланированы менеджментом для выхода из кризиса, какие цели и задачи поставлены перед ними самими.
Поэтому одним из разделов
антикризисной программы
- характеристику ситуации,
в которой находится
- наиболее вероятный вариант
развития событий в случае, если
не будут приняты
- запланированные меры
по преодолению кризиса и
- программу вывода предприятия из кризиса и роль сотрудников в ее успешной реализации.
Чтобы обеспечить понимание и облегчить восприятие сотрудниками разъяснительной информации, она должна быть адресной, то есть соответствовать по форме и содержанию той категории и группе персонала, для которой предназначена.
Выбор способа передачи информации зависит также от статуса сотрудников и размеров предприятия. Можно использовать личный контакт, обращение, распространяемое по электронной почте, или взаимодействие с «рабочими советами».
Личный контакт. На практике
личное общение с ключевыми
Письменное обращение. Для предприятий с большим штатом сотрудников один из наиболее эффективных способов донесения информации - письменное обращение к персоналу по корпоративной электронной почте. Нередко обращение по электронной почте предшествует личным встречам с сотрудниками, чтобы люди смогли подготовиться к предстоящему разговору.