Ювелирные замки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 12:05, реферат

Краткое описание

Замок является в первую очередь функцио­нальным элементом, так как с его помощью цепочки, ожерелья и колье должны надёжно удерживаться в закрытом положении1. Кроме того, являясь элементом декора, замок должен органично вписываться в изделие. Одновременно замок должен быть, по возможности, прост в изготовлении и в пользовании. Впрочем, идеального замка для всех случаев не существует, поэтому остановимся на наиболее распространённых конструкциях.

Оглавление

Общие сведения и виды
Тех карта
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

замок 1.docx

— 673.69 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический  университет

Кафедра технологии художественной обработки материалов

и технического сервиса

Заочный факультет

 

 

 

 

Реферат по дисциплине « Этика и эстетика эксклюзивных ювелирных изделий »:

 

« Ювелирные замки »

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила:

 

 

 

Кострома, 2013

Содержание

 

 

  1. Общие сведения и виды
  2. Тех карта
  3. Список литературы
  4. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ювелирные замки

 

 

Рис.1. Шпрингельный замок

Замок является в первую очередь функцио­нальным элементом, так как с его помощью цепочки, ожерелья и колье должны надёжно  удерживаться в закрытом положении1. Кроме того, являясь элементом декора, замок должен органично вписываться в изделие. Одновременно замок должен быть, по возможности, прост в изготовлении и в пользовании. Впрочем, идеального замка для всех случаев не существует, поэтому остановимся на наиболее распространённых конструкциях.

 

 

Наиболее широко применяемым  является так называемый "шпрингельный" замок (рис.1). На его конструкции нет необходимости останавливаться - она известна любому ювелиру. Стоит только сказать, что при ремонте изделия этот замок необходимо снимать (соединительное ушко у него, как правило, резное), так как его нельзя нагревать и опускать в кислоту из­за наличия стальной (иногда бронзовой) пружины.

 

 

Карабинные замки. Все  застёжки, объединённые под этим названием, имеют в своей основе вид карабина с подпружиненной скобой. Эта скоба, пропустив соединительное кольцо внутрь карабина за счёт своих пружинных  свойств, не позволяет ему выйти  из зацепления. В случае так называемого "лобстерного" замка (рис. 2.1) скоба прижимается стальной пружиной. Замок на рисунке 2.2 имеет отдельно смонтированную скобу, работающую за счёт собственных пружинных свойств, обусловленных конст­руктивными особенностями самой скобы. Наиболее простые варианты карабинов (рис. 2.3, 2.4), используемые, как правило, в цепях из недрагоценных металлов, выгибаются из цельного отрезка проволоки. Последние две конструкции малонадёжны и используются редко.

 

В основу конструкции штыкового  замка (рис. 3) положен принцип быстродействующего затвора, с помощью которого штык примыкается к винтовке, почему его и назвали штыковым, или байонетным. В простейшем варианте замок состоит из двух входящих друг в друга подпружиненных гильз, в одной из которых выпиливается направляющий паз, к другой припаивается фиксирующий штифт. Когда гильзу со штифтом вставляют в большую гильзу, штифт в направляющем пазе, достигая крайней позиции под воздействием пружины, отодвигается назад в изгиб паза, и замок оказывается надёжно закрытым.

 

Застёжка на "костыль" (рис. 4). Этот замок чаще всего встречается  в старинных изделиях, сейчас же используется, как правило, в дорогих  изделиях. Он очень прост по своей  конст­рукции, и его изготовление не представляет никакой сложности. Костыль - обычный проволочный стержень, к которому посередине, в качестве соединительного элемента с одним концом цепи припаивают маленькое ушко. Противоположное ушко на другом конце цепи должно быть такого размера, чтобы костыль вместе с цепью свободно проходил в него и, поставленный поперёк ушка, удерживал цепочку в соединённом положении. А чтобы полностью исключить самопроизвольное раскрытие замка, можно к большому ушку припаять второе такое же и, продев костыль с цепочкой через оба ушка, получить более надёжный замок.

 

Винтовой замок (рис. 5) в  общем виде состоит из винта и  гайки, и используют его преимущественно  в бусах и различных ожерельях. Подобные замки часто используются в импортных изделиях. В простейшем случае за основу берут два отрезка  трубки. Внутри одного из отрезков нарезают резьбу, во второй отрезок впаивают кусочек стержня с такой же резьбой. Противоположные концы  трубок запаивают и в них монтируют  подвижные соединительные кольца для  разных сторон цепочки.

 

"Линзовый" замок (рис. 6). Название этого замка весьма  условно - просто в этом случае  мы рассматриваем его корпус, имеющий форму линзы или чечевицы, в других случаях замок может  иметь любую другую произвольную  форму. Корпус запорного элемента  имеет отверстие с прорезью. Шарик  фиксирующего штифта продевают  в отверстие, протягивая затем  штифт до конца прорези. Соединительные  ушки замка должны располагаться  диагонально напротив друг друга.  К одному концу цепочки припаивается  корпус с отверстием и прорезью, к другому ушку, с фиксирующим  штифтом.

 

Горизонтальная защёлка (рис. 7). Этот замок, как правило, изготавливается  штамповкой, а используется обычно в недорогих ожерельях и бусах. Замок не очень надёжный. Часто, если металл защёлки был плохо нагартован, она не пружинит при закрывании, а гнется, и замок самопроизвольно раскрывается. Из рисунка видно, что защёлка сначала зацепляется за крайнюю стойку, а затем входит в коробку замка, при этом пазы на защёлке фиксируются в стойках, тем самым замок имеет двойную фиксацию.

 

 

"Кольцо в кольцо"  Принцип действия этого замка  состоит в следующем: на каждом  из двух колец, завершающих  концы цепочки, не ниже середины, считая от соединительного ушка, сделаны две двухсторонние клиновидные  врезки со сквозным пропилом  таким образом, что при перпендикулярном  совмещении колец этими пропилами  существует единственное положение,  в котором эти кольца входят  друг в друга, замыкая цепочку.

 

Описанные выше виды застёжек - это наиболее широко применяемые  конструкции и формы, но технологическая  мысль не стоит на месте. К настоящему времени появляются и будут появляться в будущем всё новые конструкции и их модификации. В качестве примера можно привести замок для цепи, используемый ювелирами завода "Адамас"

 

 

К требованиям, которые  предъявляются современным украшениям, кроме эстетической составляющей, относятся, прежде всего, их надежность. Крепеж должен быть удобным, долговечным и крепко держать украшения обладательницы. Будь-то серьги, браслеты или цепи. Некачественный замок может травмировать кожу или  испортить одежду, а также послужить  причиной потери любимого украшения. Именно поэтому, при выборе драгоценностей необходимо обратить внимание не только на их лицевую сторону, но и тщательно  проверить замок. 
 

 
швензовый замок

Плюсы: Замок надежно защелкивается швензой. Швенза представляет собой лапку со специальным отверстием для её захвата. Отверстие удерживает пружинный крючок. Таким образом, конструкция закрепляет серьгу в ухе. Кроме того, этот вид замка смотрится очень элегантно. Английский замок, как правило, ставят в дорогих изделиях. 
Минусы: Стержень этого вида замка довольно-таки широкий и может трудно продеваться в маленькую дырочку мочки, что может доставить неприятные ощущения обладательнице серег. Стержень предназначенный для вставки в мочку уха, у английского замка не регулируется. И в случае, если мочка уха тонкая, серьга может неэстетично «повиснуть» в ухе, а если мочка наоборот широкая , то - серьга доставит немало неудобства при ношении, врезаясь в нее.

Замки- пусеты. 
Штифтовой и винтовой виды замков пусетов. 
В замках-используется замок-гвоздик, неподвижно фиксирующий серьгу в ухе. Чаще всего замок является оправой к одному или нескольким камням или декоративной детали, украшением которой может служить различные элементы. Замок-гвоздик бывает в виде зажима, удерживающего фиксатор от соскальзывания с помощью специальной канавки (штифтовой) или - винтового стержня, на который накручивается зажим — (винтовой пусет).

 
штифтовой вид пусетов

  
винтовой вид  пусетов

Плюсы:  
Пусеты — идеальный вариант замков для повседневного украшения. Они универсальны и подойдут к любому виду одежды как деловому стилю, так и вечернему наряду. Кроме того этот вид серег можно отнести к стилю «унисекс», их носят и мужчины и женщины. Особенно, украшения с замками-пусетами покупают для маленьких детей: они аккуратно и ненавязчиво смотрятся на ушке. Этот замок позволяет регулировать размер крепежа — и это очевидный плюс. Покупая, золотые серьги с драгоценными камнями дочери, Вы можете быть спокойной , что украшение будет в пору и через пару лет. 
Минусы:  
Шляпка, фиксирующая серьгу на ухе в снятом состоянии, легко теряется. Утешает то, что её просто заменить — и это еще один полюс!)

Пружинный замок

 
пружинный замок

Как правило, такой  замок встречается в серьгах-кольцах. В полость самой серьги вставлен тонкий “прутик”,он продевается в мочку и закрепляется с внутренней стороны, препятствуя соскальзыванию серьги. 
Плюсы:  
Простота механизма таких серег удобна в использовании. Они не ставят зацепок на одежде, универсальны в качестве аксессуара. 
Минусы:  
Украшения с таким замком, неудобны для ношения каждый цен.

Клипсовый замок

 
клипсовый замок

Клипсовый, так же известен как "Омега", замок — один из самых модных и современных. В мочку уха продевается фиксирующий штифт, который продевается в застежку-клипсу. Итальянский замок сложен в изготовлении, и поэтому применяется в дорогих изделиях.

Плюсы:  
Клипсовый замок, пожалуй, самый удобный. Серьги с таким замком сидят идеально, так как пружинная застежка регулирует силу сжатия мочки, при этом обеспечивая надежность крепления. Даже крупные серьги будут плотно прилегать к мочке, а значит будуь надежно закреплены:) 
Минусы: 
Серьги с таким замком доступны не всем, ведь, как мы уже говорили, его изготовление дорого,. Серьги с клипсовым замком необходимо обязательно снимать на ночь, дабы избежать поломки. ( что к примеру, не относится к серьгам с швензовым замком)

Шпренгельный замок

 
шпренгельный  замок

Чаше всего  используется при изготовлении цепочек. Он же является одним из самых применяемых  в других видах ювелирных украшениях ( браслеты, бусы, ожерелья и пр.)

Плюсы:  
Главным достоинством этого замка является то, что при качественном исполнении он считается абсолютно надежным, то есть вероятность самопроизвольного растегивания сводится к нулю. 
Минусы:  
При неаккуратной носке быстро приходит в негодность.

Карабиновый замок

 
карабиновый замок

Карабиновый замок — это своего рода модификация шпренгельного замка. Он более надежен, т.к вероятность соскальзывания кольца с карабина сводится к минимуму, чем к примеру у шпренгельного замка. Так же используется при создании цепочек, бус, браслетов и ожерелий.

Винтовой замок

 
винтовой замок

Часто применяется  в цепочках со звеньями круглого сечения, а также в браслетах и ожерельях. Замок работает как винтовое соединение, и в общем виде его можно  представить как винт с гайкой.

Шнапорный замок

 
шнапорный замок

Используется  в многорядных цепочках, браслетах  и колье. При качественном исполнении он довольно надежен в работе, а  по своему внешнему оформлению может  удачно вписываться в дизайн украшения, выполняя роль декорирующей детали. Замок состоит из корпуса и запорной планки, которая входит в паз коробки замка и пружины. Коробчатые замки наиболее сложны в изготовлении, применяются в основном для очень дорогих изделий. Поэтому встречаются крайне редко.

Плюсы: Надежен и долговечен. 
Минусы: Редко встречается, так как подходит не для всех ювелирных композиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Технологический процесс.

 

 

№ п/п

Описание операции

Оборудование и инструмент

Примечание

1.

Подготовка  эскиза, чертежей замка и его составных  частей с указанием необходимых  размеров (сборочный чертёж 1).

Бумага, карандаш, акварель, кисть, чертёжные  принадлежности.

 

2.

Изготовление  детали корпуса

   

2.1.

Взять листовой прокат и отрезать заготовку 

Ювелирные ножницы.

Толщина 1,0 мм.

2.2

Отжиг.

Газовая горелка, керамическая плита, пинцет, ВЮМ-1.

t=600ºС

2.3

Отбеливание.

Раствор калия кислого сернокислого, пинцет.

Концентрация 50г/1 литр, t=60-70ºС, 5-10 минут.

2.4

Промывка.

Проточная вода.

 

2.5

Сушка.

Сушильный шкаф.

t=70-80ºС, 15 минут.

2.6

Провести  размётку – нанести контур детали 1 на заготовку методом копирования 

Линейка, карандаш, чертилка, штангенциркуль, калька.

 

2.8

Выпилить  заготовку по контуру.

Лобзик, пилки.

№2,0-4,0

2.9

Опилить кругом.

Надфиль, тиски, шкурка, БМ Foredom SR, шкуркодержатели.

№ 2,4, №600,800.

 

Сделать пропил под кнопку

Надфиль, тиски, шкурка, БМ Foredom SR, шкуркодержатели.

№ 2,4, №600,800.

2.10

Согнуть заготовку до полного прилегания.

Круглогубцы. Тиски. 

 

3

Изготовление стенок крпуса

   

3.1

Взять листовой прокат и отрезать заготовку

Ювелирные ножницы.

Толщина 1,0 мм.

3.2

Отжиг.

Газовая горелка, керамическая плита, пинцет, ВЮМ-1.

t=600ºС

3.3

Отбеливание.

Раствор калия кислого сернокислого, пинцет.

Концентрация 50г/1 литр, t=60-70ºС, 5-10 минут.

3.4

Промывка.

Проточная вода.

 

3.5

Сушка.

Сушильный шкаф.

t=70-80ºС, 15 минут.

3.6

Провести  размётку – нанести контур детали 1 на заготовку методом копирования 

Линейка, карандаш, чертилка, штангенциркуль, калька.

 

3.7

Выпилить  заготовку по контуру.

Лобзик, пилки.

№2,0-4,0

3.8

Опилить кругом.

Надфиль, тиски, шкурка, БМ Foredom SR, шкуркодержатели.

№ 2,4, №600,800.

3.9

Нарезать  припой.

Ювелирные ножницы.

 

3.10

Пайка стенок

Припой, газовая горелка, пинцет, керамическая плита, ВЮМ-1.

ПЗл –IV, tпл =760-780 ºС.

3.11

Выровнять стенки

Надфиль, тиски, шкурка, БМ Foredom SR, шкуркодержатели.

№ 2,4, №600,800.

3.12

Зачистить место пайки.

Надфиль, тиски, шкурка.

№ 2,4, № 600.

       

4

Изготовление язычка

   

4.1

Взять листовой прокат и отрезать заготовку 

Ювелирные ножницы.

Толщина 1,0 мм.

4.2

Отжиг.

Газовая горелка, керамическая плита, пинцет, ВЮМ-1.

t=600ºС

4.3

Отбеливание.

Раствор калия кислого сернокислого, пинцет.

Концентрация 50г/1 литр, t=60-70ºС, 5-10 минут.

4.5

Промывка.

Проточная вода.

 

4.6

Сушка.

Сушильный шкаф.

t=70-80ºС, 15 минут.

4.7

Провести  размётку – нанести контур детали 3 на заготовку методом копирования

Линейка, карандаш, чертилка, штангенциркуль, калька.

 

4.8

Выпилить  заготовку по контуру.

Лобзик, пилки.

№2,0-4,0

4.9

Опилить кругом.

Надфиль, тиски, шкурка, БМ Foredom SR, шкуркодержатели.

№ 2,4, №600,800.

4.10

Согнуть заготовку до нужного размера

Тески круглогубци

 

4.11

Нарезать  припой.

Ювелирные ножницы.

 

4.12

Пайка перегородки

Припой, газовая горелка, пинцет, керамическая плита, ВЮМ-1.

ПЗл –IV, tпл =760-780 ºС.

       
       
       

5

Изготовление кнопки

   

5.1

Отрезато проволоку

ножници

 

5.2

Сплющить 1 край

Тиски круглогупци молоток

 

5.3

Припоять кнопку на край язычка

Припой, газовая горелка, пинцет, керамическая плита, ВЮМ-1.

ПЗл –IV, tпл =760-780 ºС.

5.4

Отбеливание.

Раствор калия кислого сернокислого, пинцет.

Концентрация 50г/1 литр, t=60-70ºС, 5-10 минут.

5.5

Промывка.

Проточная вода.

 

5.6

Сушка.

Сушильный шкаф.

t=70-80ºС, 15 минут.

5.7

Зачистить место пайки.

Надфиль, тиски, шкурка.

№ 2,4, № 600.

5.8

Опилить кругом.

Надфиль, тиски, шкурка, БМ Foredom SR, шкуркодержатели.

№ 2,4, №600,800.

Информация о работе Ювелирные замки