Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:21, реферат
Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.).
Введение 3
Глава I. Замок «Карлштейн» 6
Глава II. Замок «Глубока-над-Влтавой» 12
Глава III. Замок «Сихров» 14
Глава IV. Замок «Чешский Штенберг» 16
Глава V. Замок «Конопиште» 18
Список использованной литературы и источников. 20
Приложения 21
Содержание
Введение 3
Глава I. Замок «Карлштейн» 6
Глава II. Замок «Глубока-над-Влтавой» 12
Глава III. Замок «Сихров» 14
Глава IV. Замок «Чешский Штенберг» 16
Глава V. Замок «Конопиште» 18
Список использованной литературы и источников. 20
Приложения 21
Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. был принят термин, романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аплегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с многочисленными витражами. С середины 13 в. величественные соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.
Замок Карлштейн находится в 30 километрах юго-западнее Праги на левом берегу реки Бероунки, в 8,5 км от г. Бероуна. Это один из самых известных чешских замков-крепостей, так как является королевским замком, созданным для хранения святых реликвий и имперских коронационных регалий, а также для проведения торжественных церемоний. Этот замок - символ чешской государственности.
Дорога
к замку от реки Бероунки
тянется через деревню того
же названия – Карлштейн,
Замок
Карлштейн основан в 1348г.
В
Карлштейне император собирал
наиболее ценные вещи для
В
XIX столетии происходила
В
работах по украшению замка
принимали участие М.Вюрмсер,
Т.да Модена, а также самый известный
из художников чешского
В
то время Карл лично следил
за окончанием этих работ,
Замок Карлштейн исключителен не только самой целью его основания, но и оригинальностью архитектурного решения постройки. В его основу был заложен принцип ступенчатого расположения зданий входящих в архитектурный ансамбль замка. Начиная от колодезной башни, каждое последующее сооружений возвышается над предыдущим, а вершину этого ансамбля знаменует Большая башня, в которой расположена капелла св. Креста. Именно здесь был помещён набор реликвий, включая имперские коронационные регалии. В ней король приказывает потолок и стены украсить четырьмя тысячами пластин из яшмы, агата, оникса и аметиста, обрамленные золотыми пластинами с личным гербом Карла и чешским львом. Солнечный луч, один раз, проникнувший внутрь, не исчезает, блуждая и отражаясь в тысячах полированных поверхностей каменных осколков. Над головой нависает венецианское стекло с изображением солнца, луны и звезд. Самое ценное в часовне - это алтарь со 130 изображениями святых и пап. Среди портретов есть и изображение императора Карла Великого, дальнего предка богемского короля, которому он старается подражать.
На
самом нижнем и наименее
Восхождение
на Карлштейн было задумано
как земное паломничество к
отдалённой вершине, и должно
было служить символической
Все
в этом замке было устроено
по его желанию и
В
начале гуситских беспорядков,
в страхе перед надвигающимися
войнами, в Карлштейн были
Предосторожности были не напрасны - повстанцам удалось удерживать Прагу и Пражский Град вплоть до 1434 года.
Гуситы
попробовали взять приступом
и Карлштейн, однако заняв все
окружающие холмы, и
Император
Сигизмунд (1368-1437), второй сын Карла
IV, печально известный смертным
приговором Яну Гусу, приказал
вывезти из Карлштейна все
сокровища, но к тому времени,
когда Богемия признала
Несмотря
на это имперские сокровища
навсегда остались за
При
короле Владиславе Ягеллонском
происходит новый всплеск
После
большого пожара в Праге в
1541 г., когда сгорело большое
В
1609 г. в замок с великими
почестями был передан на
В
начале Тридцатилетней войны
сокровища чешской короны из
предосторожности были
В
1620 г. Карлштейн был осажден
шведами, им даже удалось
В
целом Карлштейн за свою
В
1625 г., после подавления чешского
сословного восстания,
Вдове
императора Леопольда удалось
вернуть Карлштейн, выплатив
Мария
Терезия, владевшая замком
Когда Карлштейн в 1812 году посетил император Франц I Стефан вместе с дочерью Луизой, государь решил срочно начать реставрационные работы для спасения ветшающего замка и даже выделил финансовые средства.
Однако
в общей суматохе Франц