Готические замки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:21, реферат

Краткое описание

Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.).

Оглавление

Введение 3

Глава I. Замок «Карлштейн» 6

Глава II. Замок «Глубока-над-Влтавой» 12

Глава III. Замок «Сихров» 14

Глава IV. Замок «Чешский Штенберг» 16

Глава V. Замок «Конопиште» 18

Список использованной литературы и источников. 20

Приложения 21

Файлы: 1 файл

Готические замки - копия.docx

— 742.21 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава I. Замок «Карлштейн» 6

Глава II. Замок «Глубока-над-Влтавой» 12

Глава III. Замок «Сихров» 14

Глава IV. Замок «Чешский Штенберг» 16

Глава V. Замок «Конопиште» 18

Список использованной литературы и источников. 20

Приложения 21

 

 

 

Введение

 

 

Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства  стран Западной, Центральной и  частично Восточной Европы (между  серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как  уничижительное обозначение всего  средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда  для искусства 10 — 12 вв. был принят термин, романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в  ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась  в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные  основы сохранялись в идеологии  и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно  культовым по назначению и религиозным  по тематике: оно было соотнесено с  вечностью, с «высшими» иррациональными  силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного  языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе  искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец  синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

 Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"), к которому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера. 2-башенные западные фасады французских соборов с 3-мя "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали — узорные вимперги, фиалы, краб6ы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аплегорические образы. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная  система появилась в церкви аббатства  Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся  также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной  композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также  часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с многочисленными витражами. С  середины 13 в. величественные соборы строились  в древних европейских странах  — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское  аббатство в Лондоне), Швеции (в  Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готические строительные приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы  донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.

 

Глава I. Замок «Карлштейн»

 

 

Замок Карлштейн находится  в 30 километрах юго-западнее Праги на левом берегу реки Бероунки, в 8,5 км от г. Бероуна. Это один из самых известных  чешских замков-крепостей, так как  является королевским замком, созданным  для хранения святых реликвий и имперских  коронационных регалий, а также  для проведения торжественных церемоний. Этот замок - символ чешской государственности.

        Дорога  к замку от реки Бероунки  тянется через деревню того  же названия – Карлштейн, причем  вдоль дороги расположились многочисленные  торговцы различными товарами, в  основном, конечно, сувенирами, а  также небольшие ресторанчики. Когда  проходишь по этой дороге, почему-то  возникает ассоциация с замком, о котором писал Кафка. 

        Замок  Карлштейн основан в 1348г. Карлом IV. Первый камень Карлштейна (кстати, название замка переводится как  "Карлов Камень") был заложен  Арноштом из Пардубице, первым  архиепископом Праги и ближайшим  советником короля. Его строительство  продлилось 17 лет, во время которых  было построено 5 главных объектов. То есть, Студничная башня, бургграфство, императорский дворец, в котором  находились комнаты короля, Малая  башня, и Большая башня, в  середине которой расположена  знаменитая часовня святого Креста. В 1365 году было освящено "сердце  замка" - часовня святого Креста  и в этот же день сюда  были перевезены коронационные  регалии. Именно в эту капеллу  в XIV столетии укладывали на  хранение одну из самых ценных  европейских корон - корону Священной  римской империи. Полностью же  строительство было завершено  лишь через 20 лет. Одновременно  с завершением строительства  велись работы по отделке и  украшению интерьеров замка. 

        В  Карлштейне император собирал  наиболее ценные вещи для всего  христианства: копье святого Лонгина,  большой кусок дерева креста  Христова, на котором остались видны отверстия от гвоздей, губку, приобретенную в Мантуе в монастыре бенедиктинцев святого Андрея, и два терна из венца Христова, что хранились в церкви Сен-Шапель в Париже и были подарены французским королем.

        В  XIX столетии происходила романтическая  реставрация крепости - тогда Карлштейн  и приобрел свой современный  вид. 

        В  работах по украшению замка  принимали участие М.Вюрмсер,  Т.да Модена, а также самый известный  из художников чешского готического  искусства - Мастер Теодорик. За  уникальные художественные работы  по оформлению интерьеров он  был пожалован усадьбой на  Можине и другими привилегиями.

        В  то время Карл лично следил  за окончанием этих работ, часто  останавливаясь в замке. В последний  раз король был в замке за  два года до смерти в 1376 г.  вместе со своим сыном (от  второго брака) и наследником  Вацлавом IV, который также любил  посещать замок со своей первой  женой. 

  Замок Карлштейн исключителен не только самой целью его основания, но и оригинальностью архитектурного решения постройки. В его основу был заложен принцип ступенчатого расположения зданий входящих в архитектурный ансамбль замка. Начиная от колодезной башни, каждое последующее сооружений возвышается над предыдущим, а вершину этого ансамбля знаменует Большая башня, в которой расположена капелла св. Креста. Именно здесь был помещён набор реликвий, включая имперские коронационные регалии. В ней король приказывает потолок и стены украсить четырьмя тысячами пластин из яшмы, агата, оникса и аметиста, обрамленные золотыми пластинами с личным гербом Карла и чешским львом. Солнечный луч, один раз, проникнувший внутрь, не исчезает, блуждая и отражаясь в тысячах полированных поверхностей каменных осколков. Над головой нависает венецианское стекло с изображением солнца, луны и звезд. Самое ценное в часовне - это алтарь со 130 изображениями святых и пап. Среди портретов есть и изображение императора Карла Великого, дальнего предка богемского короля, которому он старается подражать.

        На  самом нижнем и наименее значимом  уровне Карл строит наружный  двор, на котором стоит бургграфство  и слуги занимаются хозяйственными  работами: стирают белье, пекут  хлеб, куют оружие и складируют  припасы. Здесь же находится  самая нижняя колодезная башня,  нависающая над речкой Берункой. В этой постройке находится  мощный барабан колодца, с помощью  которого всего лишь два человека  за несколько минут поднимают  наверх сразу 12 литров воды. Тот,  кто обладал этой башней - владел  замком. Не единожды армия врагов  пыталась захватить Карлштейн.  Сколько погибло воинов на  склонах Княжьей горы! А ведь  всего лишь необходимо было  отрезать крепость от воды  или отравить ее. За всю историю  замка эта тайна так и не  станет достоянием врагов. Ступенчатая  схема композиции замка исходила  из символизма Святой горы  в Иерусалиме. Согласно средневековой  космографии, Иерусалим считался  точным центром мира.

        Восхождение  на Карлштейн было задумано  как земное паломничество к  отдалённой вершине, и должно  было служить символической заменой  святой палестинской вершины.  Дорога вела паломников, включая  императора к символам вечного  спасения в несколько этапов, через отдельные святыни, связанные  между собой. Первые из них,  были помещены в императорском  дворце, следующие – в так называемой  Марианской капелле, а самые  значительные находились в Большой  башне. Именно здесь были помещены  имперские коронационные регалии,  мощи всех святых и другие  реликвии, приобретенные Карла IV. Таким образом, являлся важным  центром средневековой Римской  империи. 

        Все  в этом замке было устроено  по его желанию и мировоззрению.  Здесь он непросто находился  в безопасности со своими святынями, - он был ближе к Богу. Это  место было выбрано не случайно, ибо так воплощались его, императора, мечты и чаяния. Крепость была «изумительной оправой для его бриллиантов». Да и само укрепление носило его имя - Карлштейн.

        В  начале гуситских беспорядков,  в страхе перед надвигающимися  войнами, в Карлштейн были перевезены  чешские коронационные регалии  и целый ряд сокровищ из  многих монастырей, в частности,  из Збраславского монастыря. Так  в капелле св. Креста некоторое  время хранились вместе чешские  и имперские регалии из Пражского  Града. 

        Предосторожности  были не напрасны - повстанцам  удалось удерживать Прагу и  Пражский Град вплоть до 1434 года.

        Гуситы  попробовали взять приступом  и Карлштейн, однако заняв все  окружающие холмы, и обстреливая  стены замка камнями и зажженной  паклей, они простояли в 1427 году 7 месяцев под стенами замка,  но не пробились даже во  внутренний двор.

        Император  Сигизмунд (1368-1437), второй сын Карла  IV, печально известный смертным  приговором Яну Гусу, приказал  вывезти из Карлштейна все  сокровища, но к тому времени,  когда Богемия признала Сигизмунда  своим королем, чешские регалии  в 1436 г. уже были возвращены  в Карлштейн. 

        Несмотря  на это имперские сокровища  навсегда остались за пределами  Чехии и до сегодняшнего дня  составляют часть сокровищницы  в Вене.

        При  короле Владиславе Ягеллонском  происходит новый всплеск величия  Карлштейна. В это время проводится  масштабная реконструкция дворца  и других построек, в первую  очередь, бургграфского комплекса  замка в готическом стиле. 

        После  большого пожара в Праге в  1541 г., когда сгорело большое количество  судебных книг, было решено перенести  копии сгоревших подлинников  в Карлштейн, где уже находился  большой архив грамот и летописей. 

 

        В  1609 г. в замок с великими  почестями был передан на хранение  знаменитый высочайший указ императора  Рудольфа II, объявляющий свободу  вероисповедания в государстве.  При Рудольфе проводятся ремонтные  работы и реконструкция замка  в стиле ренессанс 

        В  начале Тридцатилетней войны  сокровища чешской короны из  предосторожности были перевезены  в Пражский град.

        В  1620 г. Карлштейн был осажден  шведами, им даже удалось порваться  за первую линию укреплений, но  дальше они не прошли.

        В  целом Карлштейн за свою историю  страдал больше от защитников, чем от осажденных. Почти каждый  из солдат гарнизона считал  своим долгом прихватить что-нибудь "на память".

        В  1625 г., после подавления чешского  сословного восстания, император  Фердинанд II ликвидировал карлштейнское  бургграфство, понизив статус града  до деревенской усадьбы, а сам  замок с прилегающими угодьями, ставший приданым чешских королев,  подарил жене Элеоноре. Последняя  заложила его Яну Кавке из  Ржичан, усугубив его упадок. Этому  роду замок принадлежал до  начала XVIII века. Тогда же все сокровища  Карла IV были окончательно переправлены  в Пражский град. Реликвий было  огромно количество, хранились они  в 22-х огромных шкафах. Именно  они и составили основную часть  знаменитой сокровищницы града  в Соборе Св. Вита.

        Вдове  императора Леопольда удалось  вернуть Карлштейн, выплатив залог. 

        Мария  Терезия, владевшая замком после  Елизаветы (жены Карла Габсбурского), передает его градчанскому Пансиону  благородных девиц. Новые владелицы  использовали замок в основном  в хозяйственных целях, иногда  служа мессы в некоторых капеллах. Пансион считается последним  владельцем объекта до перехода  его в собственность государства. 

        Когда  Карлштейн в 1812 году посетил  император Франц I Стефан вместе  с дочерью Луизой, государь решил  срочно начать реставрационные  работы для спасения ветшающего замка и даже выделил финансовые средства.

        Однако  в общей суматохе Франц приказал  вывезти из Карлштейна в Вену  часть его первоначальной обстановки, включая даже часть деревянной  обивки стен.

Информация о работе Готические замки