Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть деятельность таможенных органов и определить их роль в обеспечении экономической безопасности страны;
2. проанализировать проблемы обеспечения экономической безопасности страны;
3. определить направления совершенствования деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…3
1 Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства………………………………………6
1.1 Цели, задачи и функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны………………………………………..…..6
1.2 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы………………………….……….12
2. Проблемы и перспективы таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны…………………………………………..25
2.1. Проблемы в обеспечении экономической безопасности страны….25
2.2 Перспективы развития таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...………………….……38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..42
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства………………………………………6
1.1 Цели, задачи и функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны………………………………………..…..6
1.2 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы………………………….……….12
2. Проблемы и перспективы
таможенных органов в
2.1. Проблемы в обеспечении
экономической безопасности
2.2 Перспективы развития
таможенных органов в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..42
ВВЕДЕНИЕ
Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела. Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Важную роль в обеспечении экономической безопасности страны играют таможенные органы.
Проводимые в России реформы и создание Таможенного союза между государствами Республика Беларусь, Республика Казахстан глобальным образом затронули сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли государств- участников ТС является одним из важнейших экономических методов управления.
Сказанное подчеркивает актуальность необходимость научного анализа и выработки научно-исследовательских и прикладных рекомендаций как по совершенствованию системы таможенных органов в целом, учитывая множественность, разновидность и разнообразие таможенных органов и структур, составных частей, элементов системы таможенных органов.
Все вышесказанное, а также нарастающие новые задачи и потребности в сфере таможенного дела подчеркивают значительную актуальность избранной мною темы исследования, ее новизну и практическую обусловленность.
Целью курсовой работы является анализ роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть деятельность таможенных органов и определить их роль в обеспечении экономической безопасности страны;
2. проанализировать проблемы обеспечения экономической безопасности страны;
3. определить направления совершенствования деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
Объектом исследования является деятельность таможенных органов.
Предметом исследования является анализ роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
Нормативную базу исследования составляют: Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), международные соглашения в рамках Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон №311 от 29.12.10 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а так же нормативно – правовые акты на уровне государств-участников ТС.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и российских специалистов в области таможенного дела
Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на подглавы, заключения, списка используемых источников.
1. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности страны
1.1 Цели, задачи и функции
таможенных органов в
Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов [13, с. 105].
Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:
Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными и теневыми структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [17, c. 29 – 41].
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
- экономического роста (динамика
и структура национального
- характеризующие природно-
- характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
- качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает национальную промышленность. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства [17, с 40-43].
Возросла роль ФТС России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля, за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет, позволили добиться весомых экономических результатов [3, c. 5].
В соответствии со статьей 10 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы выполняют следующие основные функции:
- участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;
- соблюдение законодательства; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
- обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;
- защищают экономические интересы Российской Федерации;
- применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
- взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
- участвуют в разработке мер экономической политики перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;
- обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ;
- ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
- осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенные операции, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
- ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
- ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
Со- действуют развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
- содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности,
- осуществляют контроль, за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
- осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
- обеспечивают выполнение международных обязательств РФ, участвуют в разработке международных договоров РФ, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
- проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела;
- обеспечивают в установленном порядке информацией по таможенным вопросам Президента РФ, Государственную думу РФ, Правительство РФ и иные государственные органы, предприятия, учреждения и граждан;
- реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов [3, гл. 39, с. 206-222].
Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических интересов [3, c. 1].
В укреплении экономической безопасности Российской Федерации принимают участие все органы государственной власти, это одна из их конституционных функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности.
Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы [18, с. 28-31].