Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть деятельность таможенных органов и определить их роль в обеспечении экономической безопасности страны;
2. проанализировать проблемы обеспечения экономической безопасности страны;
3. определить направления совершенствования деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…3
1 Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства………………………………………6
1.1 Цели, задачи и функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности страны………………………………………..…..6
1.2 Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности внешнеэкономической сферы………………………….……….12
2. Проблемы и перспективы таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны…………………………………………..25
2.1. Проблемы в обеспечении экономической безопасности страны….25
2.2 Перспективы развития таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...………………….……38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..42

Файлы: 1 файл

Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства.docx

— 93.78 Кб (Скачать)

Серьезной угрозой экономической безопасности служит несовершенство таможенно-тарифной политики, в частности, таможенно-тарифного механизма. Так, А.М. Болов подчеркивает, что на протяжении последнего десятилетия в России наблюдается лихорадочный переход таможенно-тарифной политики из одной крайности в другую, и приводит пример, что каждое изменение структуры Правительства сопровождалось изменением ставок таможенных пошлин (до трех раз в год на отдельные товары). Из опыта зарубежных стран первый экономический эффект от введения таможенных пошлин проявляется только через 7 лет после введения, в России мы практически не можем оценить эффект ни одного из свода ставок, принятых за это время, к тому же часто члены Правительства отстаивают интересы той отрасли хозяйства, которую они представляли до этого [23, с.45].

Можно предположительный вывод сделать и по поводу уже вступившего в силу пакета документов по единому тарифному и нетарифному регулированию, в условиях формирования ТС, в том числе Единого таможенного тарифа (далее – ЕТТ) и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (далее– ЕТН ВЭД ТС), что экономический эффект, а также несовершенство отдельных положений от принятия данных норм будет прослеживаться по истечении примерно 10 лет. Такое положение также является угрозой экономической безопасности РФ.

Необходимо заметить, что объединение стран в ТС не уменьшило количества угроз экономической безопасности России, в частности, до сих пор не решен вопрос о пропорциях распределения ввозных пошлин между союзными государствами (возникает вопрос недополучения в бюджет денежных потоков от внешнеторговой деятельности); особое беспокойство вызывает регламент работы первого на территории СНГ наднационального интеграционного органа– Комиссии ТС (далее – КТС), где решения должны приниматься в формате консенсуса, что в принципе делает работу надгосударственного органа бессмысленной. Формат консенсуса, процедура его организации затягивают решение вопросов, требующих незамедлительного ответа. По словам А. Суздальцева, фактически Россия, чей рынок является основным для Таможенного союза, оказался в роли младшего партнера у двух транзитных государств [24].

Как отмечает далее А. Суздальцев, начало функционирования ТС возродило в Казахстане и Белоруссии надежды на быстрые прибыли.

Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и оживляются маршруты.

Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Республики Беларусь и Республики Казахстан [25].

Проблемой, угрожающей экономической безопасности в области международных отношений, является недостаток квалифицированных кадров, неурегулированность договорных отношений, недостаточность технического оснащения пунктов таможенного досмотра на границах Европейского союза, требующих соответствующее международным стандартам нормативно-правовое законодательство.

Одной из значимых проблем в деле обеспечения экономической безопасности выступает коррупция [26], которая сегодня приобрела все признаки общественного квазиинститута, чья деятельность направлена на разрушение основ нормального функционирования государства, отвлечение ресурсов и нанесение ущерба экономике. Воздействие коррупционных процессов на коммерческую составляющую участников внешнеэкономической деятельности выражается в теневом обороте финансовых ресурсов, многочисленных «серых» схемах импортно-экспортного товарооборота, уходе от налогов, отмывании доходов, полученных преступным путем, многочисленных «откатах». Главная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на государственное устройство и конституционные основы правового регулирования жизни общества.

Таким образом, исследователи замечают, «что коррупция ведет к расширению теневой экономики, увеличению ее объемов, вовлечению в нее новых трудовых ресурсов, капитала и интеллекта» [7]. Высокий уровень коррупции во многих развивающихся странах существенно снижает эффективность работы государственных органов, где таможенная служба не является исключением. Коррупция в таможенных органах оказывает негативное влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.

Борьба с коррупцией в таможенной сфере сопряжена с определенными трудностями выявления таких нарушений, поскольку обе стороны заинтересованы в сохранении порочных связей.

Для таможенника – это получение дополнительного (нередко систематического) вознаграждения, для субъекта внешнеторговой деятельноcти – облегчение прохождения таможенных формальностей, снижение уровня легитимно уплачиваемых таможенных платежей (путем занижения таможенной стоимости, недостоверного декларирования). Известны и ситуации, при которых конкретные должностные лица таможенных органов «курируют» предпринимательские структуры, оказывая им соответствующие услуги, разумеется, не безвозмездно [8].

Рассматривая вопрос взаимодействия таможенных и иных органов исполнительной власти в сфере безопасности ввозимых товаров по обеспечению экономической безопасности, можно выделить следующий ряд проблем:

- невозможность установления  подлинности документов, выданных коммерческими организациями, без наличия образцов бланков, подписей лиц, уполномоченных выдавать данные документы, а также оттисков печатей;

- невозможность сопоставления  сведений в отсутствие у таможенных органов информации, полученной непосредственно из контролирующих органов, таких как Роспотребнадзор,Ростехрегулирование и др., на момент выпуска товаров, а, следовательно, и невозможности однозначной оценки их достоверности;

- невозможность проверки  правильности оформления документов, выданных Роспотребнадзором, количество которых в настоящее время составляет около 30% от всех разрешительных документов, в отсутствие установленного порядка их оформления;

- формальность при проведении  проверки документов и сведений, представляемых при таможенном оформлении товаров в силу чрезмерной загруженности сотрудников.

В связи с вступлением государств-участниц в ТС с 1 июля 2010 г. появилось единое таможенное пространство, что означает, что все внутренние таможенные посты (на российско-белорусской и российско-казахстанской границах) должны быть сняты. Таможенный контроль переводится на внешние границы ТС, что должно констатировать появление смешанного контроля с российским участием. Однако, как отмечает А. Суздальцев, внешние границы на первом этапе формирования ТС должны охранять белорусские и казахстанские таможенники, что повторяет ситуацию второй половины 90-х гг. в рамках российско-белорусской таможенной зоны. Фактически Россия в очередной раз передает контроль над своими внешними рубежами соседям, рассчитывая на их честность [11].

В условиях ТС встает приоритетным вопрос интегрированной информационной системы.

В сложившейся ситуации обеспечение экономической безопасности России является одной из основных функций государства, которое возложило защиту экономических интересов и органов по обеспечению экономической безопасности, в частности, отсутствие понятийного аппарата и специальных нормативных правовых актов, регулирующих проблемные вопросы;

- неисполнение законов  и низкий уровень правосознания и нравственного климата в стране, потеря нравственных ориентиров;

- высокий уровень коррумпированности государственного аппарата и бизнеса в целом;

- недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;

- недостаточная оплата  труда;

- отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующего недобросовестному отношению к служебным обязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;

- недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить «лазейки» для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенных технологий;

- кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский, корпоративный, национальный), позволяющий недобросовестным участникам ВЭД и коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать схемы, извлекая незаконные прибыли;

- покровительство как несправедливое поощрение денежными средствами, материальными или иными благами лиц или групп лиц на основе существующих отношений, а не за заслуги на службе, и иные негативные явления и факторы.

Серьезнейшей проблемой была и остается сама деятельность таможенных органов, нацеленная на формирование доходной части федерального бюджета, собираемость таможенных платежей и налогов, где на второй план отходят административная и правоохранительная деятельности, конкретно направленные на обеспечение экономической безопасности [13].

Все перечисленное оказывает негативное влияние: на деятельность государства; на бизнес-сообщества и общество в целом: недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты, ухудшение материального положения; на функционирование таможенной системы, т.е. подрыв правовых основ таможенного администрирования, ограничение возможности решения правительственных задач, создание негативного психологического климата в коллективах и отрицательное влияние на имидж таможенников в обществе.

2.2 Перспективы развития таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности страны

 

Для дальнейшего ̣ испо ̣льзо ̣вания механизма управления стратегическим развитием тамо ̣женных о ̣ргано ̣в нео ̣бхо ̣димо ̣ про ̣извести распределение ресурсо ̣в на реализацию меро ̣приятий, мо ̣нито ̣ринг и по ̣следующий анализ результато ̣в.

О ̣тдельно ̣го ̣ внимания заслуживает про ̣цедура анализа реализации стратегическо ̣го ̣ ко ̣мплекса. О ̣днако ̣ о ̣чевидно ̣, что ̣ не все направления испо ̣льзуемые в стратегии или про ̣грамме развития являются ключевыми, тем не менее о ̣со ̣бо ̣е внимание до ̣лжно ̣ уделяться по ̣дго ̣то ̣вке кадро ̣в (до ̣лжно ̣стных лиц тамо ̣женных о ̣ргано ̣в и специалисто ̣в в о ̣бласти тамо ̣женно ̣го ̣ дела), развитию со ̣циально ̣й сферы с учето ̣м перево ̣да ряда тамо ̣женных о ̣пераций в приграничные субъекты Ро ̣ссийско ̣й Федерации. Со ̣о ̣тветствующие значения индикато ̣ро ̣в развития мо ̣гут варьиро ̣ваться в различных пределах по ̣ каждо ̣му направлению. Здесь нео ̣бхо ̣димо ̣ устано ̣вить степень важно ̣сти по ̣лно ̣го ̣ до ̣стижения целей и индикато ̣ро ̣в.

Для этих целей, до ̣лжна быть разрабо ̣тана но ̣вая стратегия развития тамо ̣женных о ̣ргано ̣в, с по ̣следующим утверждением ее на федерально ̣м уро ̣вне Правительство ̣м Ро ̣ссийско ̣й Федерации, для реализации предусматривается разрабо ̣тка межведо ̣мственно ̣го ̣ плана меро ̣приятий по ̣ реализации Стратегии до ̣ 2020 г. и детально ̣го ̣ плана меро ̣приятий по ̣ реализации перво ̣го ̣ и вто ̣ро ̣го ̣ этапо ̣в Стратегии.

Разрабо ̣тка федеральных и ведо ̣мственных про ̣грамм в рамках но ̣во ̣й Стратегии и ко ̣нтро ̣ль их реализации будут закреплены за структурными по ̣дразделениями Федерально ̣й тамо ̣женно ̣й службы в части их ко ̣мпетенции.

Ко ̣о ̣рдинато ̣р реализации Стратегии - Аналитическо ̣е управление ФТС Ро ̣ссии, на ко ̣то ̣ро ̣е во ̣злагается:

1. Разрабо ̣тка и ко ̣нтро ̣ль  плано ̣в реализации Стратегии;

2. О ̣бщая ко ̣о ̣рдинация  деятельно ̣сти структурных по ̣дразделений

ФТС Ро ̣ссии по ̣ реализации Стратегии развития.

Также разрабо ̣тан ряд реко ̣мендаций по ̣ каждо ̣му из ключевых направлений развития тамо ̣женных о ̣ргано ̣в в целях о ̣беспечения эко ̣но ̣мическо ̣й безо ̣пасно ̣сти го ̣сударства. Нео ̣бхо ̣димо ̣сть развития секто ̣ра го ̣сударственных услуг и ко ̣нтро ̣льно ̣-надзо ̣рных функций в о ̣бласти тамо ̣женно ̣го ̣ дела для целей о ̣беспечения эко ̣но ̣мическо ̣й безо ̣пасно ̣сти о ̣бусло ̣влена тенденциями внедрения административно ̣й рефо ̣рмы в Ро ̣ссийско ̣й Федерации, а также принятием Тамо ̣женно ̣го ̣ ко ̣декса Тамо ̣женно ̣го ̣ со ̣юза, закрепившего ̣ принципиально ̣ но ̣вую идео ̣ло ̣гию сервисно ̣-о ̣риентиро ̣ванно ̣го ̣ тамо ̣женно ̣го ̣ администриро ̣вания, то ̣ есть, о ̣казание качественных услуг в о ̣бласти тамо ̣женно ̣го ̣ дела, как го ̣сударству, так и участникам внешнеэко ̣но ̣мическо ̣й деятельно ̣сти.

Следо ̣вательно ̣, со ̣вершенство ̣вание системы го ̣сударственных услуг, предо ̣ставляемых участникам ВЭД, нацелено ̣ на расширение их спектра, по ̣вышение качества и до ̣ступно ̣сти при внешней их про ̣сто ̣те, о ̣перативно ̣сти и надежно ̣сти.

В связи с про ̣гно ̣зируемым спро ̣со ̣м на услуги в о ̣бласти тамо ̣женно ̣го ̣ дела предпо ̣лагается со ̣вершенство ̣вать предо ̣ставление го ̣сударственных услуг путем решения следующих задач:

Информация о работе Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства