Таможенно-тарифная политика в период НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:23, реферат

Краткое описание

До февраля 1922 г. РСФСР в осуществлении таможенного дела руководствовалась тарифом 1903 г. и другими документами, вышедшими в свет до 1917 г.

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифная политика в период НЭПа.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     Таможенно-тарифная политика в период НЭПа 

     До  февраля 1922 г. РСФСР в осуществлении таможенного дела руководствовалась тарифом 1903 г. и другими документами, вышедшими в свет до 1917 г.

     Переход к политике нэпа, системе товарно-денежного  расчета, допущение частной промышленности и свободного товарооборота вызвали общее оживление экономики страны и потребовали соответствующего организационного изменения и форм внешней торговли. Возрастал и товарооборот:1 

     Таблица 2.1

Годы Товарооборот, млн. руб. В процентном

соотношении к 1913 г.

1913 2894,1 100
1920 30,5 1,1
1921 320,2 8,7
1922 355,4 12,3
 

     Данные  показывают, что рост общего товарооборота, направленного на восстановление внешней  торговли, происходил за счет импорта. Развитие внешней торговли было тесно  связано и определялось общим хозяйственным развитием страны. Тенденции роста производства и в первую очередь восстановления народного хозяйства и развивающейся внешней торговле объективно требовали создания новой таможенной нормативной базы, без которой не могла существовать и таможенная политика.

     В 1922 г. СНК утвердил первые таможенные тарифы по ввозной торговле (февраль) и по вывозной (июнь).

     Разработку  новых тарифов осуществлял созданный  при Наркомате внешней торговли Таможенно-тарифный комитет. Важнейшей его функцией была охрана монополий внешней торговли. Тщательный контроль за лицензионным порядком осуществляли таможенные учреждения как на границе, так и внутри страны, обеспечивая установленный порядок и борьбу с контрабандой. Таможенное ведомство занималось охраной экономических интересов страны, военная и политическая охрана возлагалась на органы ГПУ, затем ОГПУ. Борьбу с контрабандой рассматривали как опасный промысел, направленный против монополии внешней торговли.

     Создание  тарифов сыграло важную роль в формировании основных положений таможенной политики, в создании таможенного механизма регулирования.

     Декретом  СНК РФ от 13 марта 1922 г. определились формы связи советской промышленности и отдельных хозяйственных групп с внешними рынками.

     Согласно  декрету от 16 октября 1922 г. крупным государственным организациям предоставлялось право вести торговые операции с зарубежными партнерами. Однако полная самостоятельность государственным органам не предоставлялась. Они были обязаны в соответствии с требованиями Декрета о монополии внешней торговли ставить в известность Наркомвнешторг о каждой намечаемой сделке, а тот, в свою очередь, имел право налагать свое veto на каждую сделку.

     В марте-апреле 1923 г. был издан ряд декретов, упорядочивших торговые операции.

     Устанавливалось, что центральным торговым органом на внешних рынках является торговое представительство СССР.

     Госторги (государственные экспортно-импортные  конторы) получили право заниматься экспортно-импортными операциями, другие организации – лишь по той группе товаров, которую они производили. Такой порядок импортных операций обеспечивал закупку товаров только для своего производство и, естественно, реализацию своей продукции также только своего производства.

     Третьей группой субъектов внешней торговли были смешанные общества, для которых устанавливался особый порядок внешней торговли.

     Важную  роль в организации внешней торговли сыграли мирные и торговые договоры Советской России с зарубежными  государствами. Они оказали влияние  и на характер таможенной политики. Предпосылкой заключения торговых договоров послужило постановление Верховного Совета РСФСР от 16 января 1920 г. о снятии с Советской России блокады.

     Первые  торговые договоры были заключены в 1920–1921 гг. Они способствовали формированию торговой и таможенной политики, улучшению политических и экономических отношений с определенными государствами.

     Важное  значение имели торговые соглашения с Англией (16 марта 1921 г.) и с Германией (6 мая 1921 г.).

     Этим  соглашениям предшествовали мирные договоры Советской России с сопредельными странами: с Эстонией (2 февраля 1920 г.), Литвой (12 июня 1920 г.), Латвией (12 августа 1920 г.), Финляндией (14 октября 1920 г.), Персией (26 февраля 1920 г.), Турцией (16 марта 1921 г.), Польшей (18 марта 1921 г.).

     В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция, на которой советская делегация добилась значительных успехов. В местечке Раппало главой советской делегации Г.В. Чичериным и германским министром В. Ратенау был подписан договор, предусматривавший восстановление между Россией и Германией дипломатических отношений и развитие экономических связей. Подписание Раппальского договора означало, что Советская Россия вступила на путь равноправных дипломатических переговоров с западными странами. За пятилетие (1924–1928 гг.) было заключено 25 различных межгосударственных соглашений и договоров в торговой и хозяйственной сферах. Были учреждены торгпредства в 13 капиталистических странах.

     В этот период особенно актуальными стали  создание и укрепление таможенного  ведомства. Введение НЭП и системы налоговых обложений вернули таможенному ведомству значение государственного налогового органа. Однако он не обладал самостоятельными правами, так как входил в систему Наркомата внешней торговли.

     За  созданием Таможенного управления последовала работа по разработке правового фундамента. Первыми такими документами были Положение о Таможенном управлении и Временное положение о местных таможенных органах, утвержденные Президиумом ВЦИК и ставшие законодательными для Таможенного управления.

     На  Таможенное управление возлагались следующие функции:

     взимание  таможенных пошлин;

     охрана  монополизированной внешней торговли;

     контроль  за пассажирским движением через  границу и за пересылкой международных  почтовых отправлений.

     Основная  цель таможенных учреждений, осуществлявших контроль за пассажирским движением через границу, – предупреждение вывоза драгоценных метало и ценностей, а также вывоз всяких предметов в пределах норм, предусмотренных законодательством.

     Решая эти задачи, государство опиралось  на сеть таможенных учреждений, созданную им по морским и сухопутным границам, состоящую из 283 таможенных органов: 134 таможни и 149 таможенных постов, восемь окружных и два инспекторских управления.

     При определении границ каждого таможенного  органа и учреждения учитывались как административное деление страны, так и районирование каждого округа, по возможности совпадающие с границами РСФСР с отдельными государствами.

     Однако  чтобы разобраться в основных направлениях таможенно-тарифной политики этого периода, рассмотрим противоречия, возникшие в связи с принятием тарифов. А.И. Потяев, начальник Таможенного управления, писал, что при составлении тарифов не учитывали объективных условий и прошлого опыта и в основном преследовали фискальные цели. Не учитывались и потребительские интересы, как государственных органов, так и отдельных лиц, в связи с чем высокие ставки пошлин привели к сокращению ввоза станков и машин, необходимых для восстановления народного хозяйства.

     С другой стороны, жесткая протекционистская  политика диктовалась сложившимся неравновесием промышленного состояния России и доведенного до развала хозяйства и наличием высокоразвитой промышленности капиталистических стран, ищущих рынки сбыта для своего перепроизводства товаров.

     В этих условиях без энергичной политики защиты национальной экономики от иностранной конкуренции не было никаких шансов на восстановление и развитие народного хозяйства страны.

     Следует учитывать и тот факт, что между  сельским хозяйством и промышленностью  существовали противоречия в отношении важнейших предметов экспорта.

     И, наконец, третье противоречие – между  отельными отраслями промышленности и фиском. Поэтому формирование таможенной политики встретилось с рядом  трудностей, в основе которых была необходимость разработки такого тарифа, который удовлетворял бы все отрасли промышленности и аграрный сектор.

     Таможенная  политика в этих условиях должна была основываться на следующих принципах:

     строго  выдержанный протекционистский  тариф;

     защита  сельского хозяйства исходя из сложившейся  возможности, но без ущерба для промышленности.

     Для решения этих задач использовались следующие способы:

     установление  высоких ввозных пошлин (в виде разницы между фабричными ценами на товары отечественного и заграничного производства). При этом соблюдался порядок, при котором установление высокого таможенного обложения в каждом отдельном случае определялось важностью покровительственной отрасли промышленности;

     беспошлинный  ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов, предметов машинного оборудования, не производящихся в стране, но крайне необходимых национальной промышленности;

     введение  высоких и даже запретительных пошлин на те виды товаров, которые производились  в стране в достаточном количестве;

     введение  умеренных пошлин на хлопок и шерсть;

     умеренные пошлины на руды и лесной материал, если они производились в стране в достаточном количестве;

     беспошлинный  ввоз сахара, спирта, нефтяных и текстильных  изделий.

     С целью защиты сельского хозяйства  вводились следующие таможенно-тарифные меры:

     беспошлинно ввозились сельскохозяйственные машины, семена, удобрения, средства борьбы с вредителями, азотистые удобрения, сельскохозяйственные машины;

     умеренные и низкие пошлины были установлены  на товары, хотя и производящиеся в  стране, но не в достаточном количестве и с низким качеством;

     к беспошлинному ввозу допускались  те виды сельскохозяйственного сырья  и продовольственные товары, вывоз  которых не мог отразиться на производстве хлеба, кормовых семян, масла и др.

     С целью защиты интересов финансового  хозяйства устанавливались высокие пошлины на главнейшие товары ввоза и поощрялись вывоз сырья, продуктов продовольствия и различных изделий, устанавливались также фискальные пошлины, высокие пошлины на предметы роскоши и более умеренные на предметы широкого потребления. Высокие вывозные пошлины устанваливались на вывоз платины, сантонина и других предметов.

     С учетом потребностей в лекарственных  препаратах допускался их ввоз исходя из потребностей страны.

     Особые  льготы устанавливались жителям  окраинных областей Севера и Дальнего Востока. Льготы предоставлялись для товаров, ввозимых в Мурманск и Владивосток.

     Специальные тарифы вводились по азиатской и  персидской торговле, особые тарифы были для Туркестана и китайской границы. Для стран Запада использовались общие тарифы по европейской торговле, для Востока – конвенционные.

     Остановимся на фискальном значении таможенных пошлин как следствии таможенной политики, т.е. на таможенных доходах.

     Динамику  поступления таможенных доходов  иллюстрируют следующие цифры. В  октябре 1922 г. в Государственный банк поступило 5,7 млн. золотых руб.; в ноябре – 7,5 млн. золотых руб.; в декабре – 3,7 млн. золотых руб.; в январе 1923 г. – 2,8 млн. золотых руб.; в феврале – 3,3 млн. золотых руб. и в марте – 5,2 млн. золотых руб.

Информация о работе Таможенно-тарифная политика в период НЭПа