Таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – охарактеризовать особенности организации таможенных учреждений в советский период.
В соответствии с указанной целью последовательно решаются следующие задачи:
рассмотреть периоды становления таможенной службы в советский период (20 – 80-е гг. ХХ века);
проанализировать таможенное законодательство СССР
охарактеризовать структуру таможенных органов в СССР;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Периодизация становления таможенной службы в советский период.
2. Правовые основы и особенности организации таможенных учреждений СССР.
3. Структура управления таможенными органами и их деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат Таможенная политика.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Периодизация становления таможенной службы в советский период.

2. Правовые основы и особенности организации таможенных учреждений  СССР.

3. Структура управления  таможенными органами и их  деятельность.

 

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

«Только зная прошлое можно

 понять настоящее и предвидеть  будущее…»

 

Таможенное дело являлось и является неотъемлемой частью экономической  политики государства. Взаимоотношения  между государствами, народами способствуют не только экономическому развитию, но и политическому. Таким образом, необходимость реформирования отечественной таможенной системы является актуальной  и практически значимой задачей, поскольку ориентация таможенной системы на регулирующую функцию, способствует кардинальному улучшению социально-экономического климата в стране. В этой области фиксируется ряд проблем, связанных с несоответствием законодательства, регулирующего вопросы таможенной политики и таможенных отношений, международным нормам осуществления таможенных процедур. Данная проблема актуализировалась в настоящее время в связи со стремлением российского государства присоединиться к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Данное обстоятельство определяет необходимость и актуальность теоретического анализа процесса становления и развития таможенной политики и факторов, влияющих на ее функционирование в условиях экономического и административного реформирования российского общества. Поэтому, совершенствуя таможенную систему России сегодня, необходимо изучить пути ее становления и развития.

Анализ сложного и длительного  процесса становления и развития таможенной службы России на различных  этапах его развития необходим для  более четкого представления  о современном состоянии  и  развитии российского таможенного  дела, понимания эволюции основных таможенно-правовых  институтов и норм, более ясного видения тенденций и перспектив совершенствования таможенной службы1. В реферате рассматривается история организации и деятельности таможенных учреждений в период от создания Главного правления таможенного контроля Народного Комиссариата торговли и промышленности (НКВТ) 29 июня 1918 года до завершения деятельности Таможенного комитета СССР 02 января 1992 года. Данный исторический период, как составная часть общей истории России, представляет собой интерес для последующих поколений.

Актуальность выбранной  темы также подтверждается слабой преемственностью в изучении современной таможенной политики с историческим прошлым ее формирования, которое самым непосредственным образом оказывает влияние на современное состояние таможенной сферы в России. 

Среди немногочисленных работ  в данном направлении выделяются работы таких авторов, как: А. Алексеев, Н. Блинов, Г. Боярский, А. Дуров, Ю. Кисловский, А. Котяев, А. Ноздрачев, О. Скорлуков, М. Сорокина, М. Савченко2.

На сегодняшний день исторические аспекты становления и развития различных этапов таможенного дела и таможенного законодательства получили отражение в научных  трудах таких авторов, как Д. Менделеев, Е.Осокин, Н.Шапошников, А. Потяев,  А. Козырин. Особо стоит выделить краткий исторический очерк Л. Маркова «Очерки по истории таможенной службы», в котором представлена попытка осмыслить возрождение и становление таможенной службы в России  с правовых позиций на исторических материалах3.

Все вышеизложенное и обусловило цель данной работы – охарактеризовать особенности организации таможенных учреждений в советский период.

В соответствии с указанной  целью последовательно решаются следующие задачи:

рассмотреть периоды  становления таможенной службы в советский период (20 – 80-е гг. ХХ века);

проанализировать  таможенное законодательство СССР

охарактеризовать структуру таможенных органов в СССР;

определить особенности  организации и деятельности таможенных учреждений советского периода.

Структура работы. Реферат состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

1. Периодизация становления таможенной службы в советский период.

Развитие таможенной системы  представляет собой сложный процесс, который условно можно поделить на несколько этапов: дореволюционный  период, советский период и период деятельности таможенной системы в  Российской Федерации с начала 90-х  годов до настоящего времени.  Лишь по мере создания и укрепления централизованного  государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление  и развитие структур и институтов, которые составили в дальнейшем ядро российской таможенной службы4.

Считается, что ХХ век –  век прогресса и ускорения  всех процессов, поэтому таможенную систему этого века предпочтительно  рассматривать отдельно – слишком  много судьбоносных изменений, по сравнению  с предыдущими веками, произошли  в ХХ веке.

Рассматривая таможенную систему в советском государстве, важно отметить, что она в своём развитии также прошла несколько этапов5:

1 период. Пришедшее в октябре 1917 года к власти в России новое правительство скептически отнеслось и к дореволюционной системе таможенных органов, и к выработке концепции таможенного дела. Практическая реализация идеи государственной монополии внешней торговли не оставила места для широкого применения таможенно-тарифной практики и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно высказывались предложения о необходимости закрытия таможенных учреждений.

2 период. Переход в начале 20-х годов XX века к НЭПу реанимировал многие утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 годы происходит формирование сложной, многоступенчатой системы управления таможенным делом.

3 период. На рубеже 20-30-х годов в СССР начинают складываться командно-бюрократические методы управления. В основу внешнеторговой политики вновь ложится принцип государственной монополии. В этих условиях таможенные органы постепенно начали утрачивать свои наиболее существенные функции, перестали играть роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощалась. Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном Кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранилась до середины 80-х годов XX века.

4 период.В период осуществления внешнеэкономических реформ (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, который можно рассматривать, как попытку трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую систему (структуру) ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима. Логическим завершением данного этапа является принятие в 1991 году нового Закона СССР о таможенном тарифе. Но создать новую таможенную систему на практике так и не удалось.

5 период. Формирование национальных таможенных служб в России и в других государствах-членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

Исходя из данной периодизации, можно отметить, что в советское  время таможенным мероприятиям в  условиях существования государственной  монополии внешней торговли придавалось большое значение.

2. Правовые основы и особенности  организации таможенных учреждений  в советский период.

Первая мировая война  ввела страну в экономический  кризис. О провозе товаров через  границы не могло быть и речи, так как на 75% европейские, западные, северные и южные границы были охвачены военными событиями. Деятельность таможенных органов была парализована. Революционные события 1917 года вызвали  расслоение в среде таможенных чиновников.

Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения6. Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом.

Первым нормативным актом  советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз  товаров», который установил государственный  контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП7.

 В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти (ст. 1 Декрета). Таможенные учреждения признавались органами центральной Советской власти и управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен (ст. 4,5 Декрета). Местные Советы имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в распорядительную и административную части работы. Советы могли назначать при таможенных учреждениях комиссаров, которые не имели функций распорядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен (ст. 6,7 Декрета). В целом этот Декрет был первым крупным актом о создании советских таможенных учреждений8.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), а последний, в соответствии с Декретом СНК от II июня 1920 г., был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли все функции в области управления таможенным делом. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности. В соответствии с этим постановлением Главное таможенное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможенные округа стали органами НКВТ на территории СССР9.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР  издал Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных  и экспортных товаров», который  впоследствии послужил основой  для Таможенного устава СССР 1924 г. 

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили  первый таможенный тариф по европейской  привозной торговле, декретом СНК  РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден  Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. – первый советский тариф по вывозной торговле. В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу10.

Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение  о местных таможенных учреждениях, согласно которому Наркомат внешней  торговли составлял перечень таможенных округов по согласованию с Наркоматом финансов. Начальники округов подчинялись  исключительно НКВТ, а руководимые  ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 г. ГТУ объединяло 283 местных таможенных учреждения (134 таможни, 149 таможенных постов), входивших в состав восьми округов – Петрозаводского, Западного, Украинского, Южного, Закавказского, Туркестанского, Семипалатинского, Сибирского и двух участков – Петрозаводского и Крымского. В системе таможен в 1922 г. работало 4850 человек11.

12 декабря 1924 г. Президиум  ЦИК СССР утвердил Таможенный  устав СССР, явившийся первым  кодифицированным союзным актом  по таможенному делу. Именно Устав,  а также ряд подзаконных нормативных  актов, принятых НКВТ, законодательно  закрепили систему таможенного  управления, сформировавшуюся в  середине 20-х годов. Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на  всей территории Союза ССР  управлял НКВТ, который осуществлял  свои задачи, как в центре, так  и на местах через входящее  в его состав Главное таможенное  управление, состоящий при НКВТ  Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой.

Главное таможенное управление разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также  организовывала и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР. ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что в то время правоохранительная деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления; ею занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные отделы замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности12.

Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений  ГТУ в союзных республиках. Такие  отделения учреждались распоряжением  НКВТ по представлению уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик (ст. 7). Отделения ГТУ создавались  по федеративному принципу. Границы  деятельности отделения совпадали  с территорией союзной республики. В 1925 г. отделения ГТУ были созданы  в БССР, УССР, ЗСФСР и Средней Азии. Каждое отделение действовало на основании положения. Так, например, Положение об Отделении ГТУ в УССР, утвержденное приказом НКВТ от 10 марта 1925 г., устанавливало, что Отделение действует под прямым руководством ГТУ НКВТ СССР. Начальник отделения и его заместители назначались НКВТ по согласованию с СНК УССР13.

Информация о работе Таможенная политика