Таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – охарактеризовать особенности организации таможенных учреждений в советский период.
В соответствии с указанной целью последовательно решаются следующие задачи:
рассмотреть периоды становления таможенной службы в советский период (20 – 80-е гг. ХХ века);
проанализировать таможенное законодательство СССР
охарактеризовать структуру таможенных органов в СССР;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Периодизация становления таможенной службы в советский период.
2. Правовые основы и особенности организации таможенных учреждений СССР.
3. Структура управления таможенными органами и их деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат Таможенная политика.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

 После вхождения в  СССР Прибалтийских государств, органы таможенного надзора Эстонии,  Латвии, Литвы были подчинены  ГТУ НКВТ СССР.

Анализ развития структуры  управления таможенной системой в довоенный  период свидетельствует о ее  тесной  связи  с функциями  и  задачами,  возлагаемыми  на  ГТУ,  и  ситуациями,  сложившимися  во внешнеэкономических  связях. Практически  преобладали  конъюнктурные  соображения,  а  отсутствие стабильности сказывалось  на работе таможенной системы.

В период Великой Отечественной  войны в ряды Красной Армии, ополчение, партизанское движение ушло 90% всего  личного состава таможенных органов. К началу 1945 года в таможнях СССР трудились не более 1000 человек. Основными  направлениями работы таможенных учреждений в военное время стали: контроль над пропуском  грузов в страну из Англии, Канады, США и других союзных  и нейтральных стран, а также  по линии Международного Красного Креста, проверка наземного, морского, авиационного транспорта и его экипажей; промышленного  оборудования, продовольствия, а также  контроль над выпуском встречных  поставок из СССР, в основном, цветных  и редкоземельных металлов, сырья  для военной промышленности союзников; борьба с контрабандой и убытками во внешней торговле по маршрутам  основных товаропотоков: Северному (Архангельск, Молотовск, Мурманск), Тихоокеанскому (дальневосточные порты и Чукотка) и Иранскому (через Закавказье и на Каспий). Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались с 1943 года беспошлинно34.

Грузы по ленд-лизу облагались умеренной пошлиной. Всего с 1941 по 1945 годы через таможенный досмотр, в  основном, Архангельской, Астраханской, Владивостокской, Мурманской, и ряда таможен на западной и южной границах СССР, прошло свыше 31 млн. тонн грузов по ленд-лизу.

Три послевоенных десятилетия  не были отмечены серьезными изменениями  в организации таможенного дела. С развитием во второй половине 1950-х  – начале 1960-х годов внешнеторговых, экономических, культурных, туристических  и других связей СССР с зарубежными  странами проводились мероприятия  по упрощению таможенных формальностей  при пропуске грузов и граждан  через границу. Таможенное законодательство получило свое развитие в совместных документах стран-участниц Совета Экономической  Взаимопомощи, в соглашениях о  сотрудничестве и взаимопомощи в  таможенных делах35.

Перестройка и изменение  внешнеэкономической политики в  государственном масштабе поставили  задачу реорганизации работы таможенной системы. Решением Совета Министров  от 12 февраля 1986 года на базе Главного таможенного управления, выведенного  из подчинения Министерства внешней  торговли СССР, было учреждено Главное  управление государственного таможенного  контроля (ГУГТК) при Совете Министров  СССР.

Его возглавили талантливые  руководители, с февраля 1986 года - Владимир Николаевич Базовский, а с 16 июня 1989 года по июль 1991 года - Виталий Константинович Бояров, работавший с апреля 1986 года Первым заместителем Начальника ГУГТК СССР. На этот уникальный период в истории советской таможни приходится реализация важнейших базовых положений таможенного дела, позволивших создать основу для соответствующего развития основных направлений таможенной службы после 1991 года36.

ГУГТК СССР организовывало свою работу в тесном взаимодействии с  компетентными органами при осуществлении  ими пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, а также контроля вывоза культурных ценностей.

Одним из самых главных  мероприятий перестройки таможенного  дела явилось введение с 1 сентября 1989 года Грузовой таможенной декларации. Это позволило поставить под  контроль регулирование внешнеэкономической  деятельности, создать систему статистического  учета – важнейшего средства государственного контроля. Введение таможенной декларации на грузы, перемещаемые через границу, способствовало активному воздействию  на регулирование экспортно-импортной  деятельности. «Гармонизированная система  описания и кодирования товаров» 1989 года также стала важным этапом в работе таможенных органов СССР в соответствии с международной  практикой внешнеторговых отношений37.

Важным и перспективным  шагом в деятельности руководства  таможенной системы того периода  было создание в 1989 году Института повышения  квалификации и переподготовки таможенных работников. На базе этого Института  в 1993 году была образована Российская таможенная академия (РТА), а Институт занял свое достойное место в  структуре РТА. Первым ректором Российской таможенной академии был назначен Николай  Михайлович Блинов.

Этапным в развитии таможенной службы государства стало постановление  Совета Министров СССР от 21 апреля 1990 года № 399 «О мерах по совершенствованию  управления таможенным делом в СССР, укреплению материально-технической  базы таможенной системы, развитию ее социальной сферы».  В течение пяти лет руководство и аппарат ГУГТК СССР должны были осуществить комплекс мер по созданию соответствующей структуры таможенной системы, её материальной базы, технической оснащённости таможенных органов, подготовке кадров, переходу таможенных органов к применению нового таможенного тарифа, созданию системы таможенной статистики, эффективного контроля, пресечения и расследования правонарушений в области внешнеэкономической деятельности, а также контрабанде наркотиков, оружия, валютных и культурных ценностей. Именно в эти годы наметился переход от территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по федеративному принципу38.

Важнейшим шагом в повышении  эффективности работы таможенных органов  за счет широкого применения автоматизированных информационных таможенных технологий, стала работа аппарата ГУГТК СССР по организации специализированного  научно-информационного органа. Ее результатом стало создание 19 марта 1990 года Главного научно-информационного  вычислительного центра (ГНИВЦ). Первым директором ГНИВЦа был назначен Юрий Алексеевич Чёботов.

В 1991 году был принят новый  Таможенный кодекс СССР и Закона о  таможенном тарифе. Эти документы  подтверждали  окончательный отход  от государственной монополии внешней  торговли. Таможенный кодекс юридически закреплял сложившуюся к этому  времени структуру таможенных органов: от таможен через региональные  таможенные управления – до Таможенного  комитета. Срок действия Таможенного  кодекса СССР 1991 года и закона о  таможенном тарифе оказался непродолжительным. Он был прерван распадом СССР39.

Начало либерализации  внешнеэкономической деятельности, определенное Указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1991 года № 66, требовало создания нового таможенного  законодательства.

Точкой отсчета новейшей истории таможенной службы является учреждение  Указом Президента Российской Федерации Государственного таможенного  комитета  Российской Федерации (ГТК  России) 25 октября 1991 года. Таможенный комитет СССР завершил свою деятельность 2 января 1992 года. Так закончился советский этап истории таможенной службы.

Таможенные учреждения внесли значительный вклад в решение  задач по обеспечению внешнеэкономического механизма стран социалистического  содружества надежной защитой и  контролем, по укреплению их безопасности.

С уверенностью можно сказать, что таможенное ведомство СССР создавалось  на основе исторического опыта, с  учетом прошлых ошибок, а главное  – с перспективами на будущее. Важную роль в формировании новых  подходов к созданию таможенной службы сыграло обращение к практике организации, управления и контроля внешнеэкономической деятельностью  зарубежных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Структурные изменения таможенного  ведомства в годы советской власти были связаны с поиском наиболее оптимальной для советского государства  системы управления внешней и  внутренней торговли. На протяжении более чем семи десятилетий советские таможенные учреждения действовали как:

-Главное управление таможенного контроля Народного Комиссариата торговли и промышленности (НКТиП) в 1918-1920 годах.

- Главное Управление таможенного  контроля Наркомата внешней торговли (НКВТ) в  1920-1922 годах.

- Главное таможенное управление  НКВТ СССР в 1922-1946 годах.

- Главное таможенное управление  Министерства внешней торговли (МВТ)  СССР в 1946-1986 годах.

- Главное управление государственного  таможенного контроля при Совете  Министров СССР (ГУГТК СССР) в  1986-1991 годах.

- Таможенный Комитет СССР  с 16 июля 1991 года по 2 января 1992 года.

Начало деятельности советской  таможенной службы было основано на сложившейся  дореволюционной системе таможенных учреждений под руководством Департамента таможенных сборов Министерства финансов с традиционными направлениями  деятельности.

Первый Таможенный устав  СССР 1924 года закрепил структуру таможенной службы.

На рубеже 1920-1930-х годов  углубилась тенденция к повороту от экономической к командно-административной модели управления всеми сферами  общественной жизни. Сложившаяся к концу 1930-х годов структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 1980-х годов.

В 1964 году был принят новый  Таможенный кодекс СССР, подтвердивший  в качестве приоритетной функцию  контроля соблюдения государственной  монополии внешней торговли. Кодекс закрепил управление таможенным делом  за Министерством внешней торговли СССР и входящим в его состав.

Как отмечалось раньше, таможенное ведомство СССР создавалось вновь на основе исторического опыта, с учетом прошлых ошибок, а главное – с перспективами на будущее.

Несмотря на ограниченность историческими рамками (1917 - 1991 гг.), непоследовательность и противоречивость, предшествующий опыт организации и функционирования таможенных учреждений представляет теоретико-прикладной интерес для формирования и развития российской таможенной системы, которая, развивается и сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

      1. Алексеев А., Боярский Г., Дуров А., Котяев А. Символы таможенной службы России. М., 2003.
      2. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х –ХХ вв. – М., 1997
      3. Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Государство и право. 1992. № 10.
      4. Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. – М., 1995.
      5. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987.
      6. Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти // Ученые записки МГИМО. – М., 1953
      7. Российское таможенное право. Учебник для вузов/Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998.
      8. Смирнов С.Л. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы. – М.: УНЦ ДО, 2004.
      9. Таможенный кодекс СССР. Офиц. Текст.- М.: Юрид. Лит., 1973.

1 Смирнов С.Л. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы – М., 2004.

2 Алексеев А., Боярский Г., Дуров А., Котяев А. Символы таможенной службы России. М., 2003.

3 Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. – М., 1995.

4 Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти // Ученые записки МГИМО. – М., 1953

5 Блинов Н.М. Таможенная политика России Х –ХХ вв. – М., 1997

6 Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987.

7 Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. – М., 1995.

8 Российское таможенное право. Учебник для вузов/Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998.

9 Смирнов С.Л. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы. – М.: УНЦ ДО, 2004.

10 Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти // Ученые записки МГИМО. – М., 1953

11 Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. – М., 1995.

12 Блинов Н.М. Таможенная политика России Х –ХХ вв. – М., 1997

13 Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Государство и право. 1992. № 10.

14 Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987.

15 Российское таможенное право. Учебник для вузов/Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998.

16 Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. – М., 1995.

17 Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти // Ученые записки МГИМО. – М., 1953

18 Таможенный кодекс СССР. Офиц. Текст.- М.: Юрид. Лит., 1973

19 Блинов Н.М. Таможенная политика России Х –ХХ вв. – М., 1997

20 Российское таможенное право. Учебник для вузов/Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998.

21 Смирнов С.Л. Административно-правовая деятельность Федеральной таможенной службы. – М.: УНЦ ДО, 2004.

22 Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. – М., 1995.

23 Российское таможенное право. Учебник для вузов/Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998.

24 Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. – Иркутск, 1987.

25 Блинов Н.М. Таможенная политика России Х –ХХ вв. – М., 1997

26 Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) // Государство и право. 1992. № 10.

27 Блинов Н.М. Таможенная политика России Х –ХХ вв. – М., 1997

28 Российское таможенное право. Учебник для вузов/Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: НОРМА-ИНФРА. М., 1998.

29 Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти // Ученые записки МГИМО. – М., 1953

Информация о работе Таможенная политика