Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:57, реферат
Цель данной работы – охарактеризовать особенности организации таможенных учреждений в советский период.
В соответствии с указанной целью последовательно решаются следующие задачи:
рассмотреть периоды становления таможенной службы в советский период (20 – 80-е гг. ХХ века);
проанализировать таможенное законодательство СССР
охарактеризовать структуру таможенных органов в СССР;
ВВЕДЕНИЕ
1. Периодизация становления таможенной службы в советский период.
2. Правовые основы и особенности организации таможенных учреждений СССР.
3. Структура управления таможенными органами и их деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таможенными учреждениями на
местах руководили районные таможенные
инспекторские управления, возглавляемые
районными таможенными
В 1925 г. в соответствии с планом реорганизации таможенного аппарата на местах на территории СССР было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений: Карельское, Северо-Западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда – в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах; третьего разряда – на грунтовых дорогах. Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производил НКВТ. Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни первого и второго разрядов. Таможни третьего разряда имели право на указанные действия, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений14.
Во главе каждого местного
таможенного учреждения стоял управляющий,
который осуществлял надзор, руководство
своей таможней и другими учреждениями,
входящими в состав района деятельности
данной таможни. Рабочим органом
в таможнях являлось техническое
совещание. В соответствии с Положением
о технических совещаниях (утверждено
приказом НКВТ от 5 мая 1925 г.) его работой
руководил управляющий, в состав
совещания входили помощники
управляющего и инспекторы. Оно было
консультативным органом, а персональную
ответственность за всю деятельность
таможенного учреждения нес управляющий.
При железных дорогах создавались
таможенные агентства. Для рассмотрения
споров между таможенными и
Порядок приема на службу сотрудников
Главного таможенного управления и
его местных органов
Таможенный устав 1924 г. устанавливал
сложную четырехзвенную систему
управления таможенным делом (НКВТ –
ГТУ – уполномоченные НКВТ, отделения
ГТУ – районные таможенные инспекторские
управления – таможни и таможенные
посты). Поскольку таможни первого
разряда контролировали деятельность
всех таможенных учреждений, входящих
в их район, то фактически получалась
пятизвенная система
Принятый в 1928 г. Таможенный
кодекс СССР не внес значительных изменений
в организацию таможенного
Таким образом, переход в начале 20-х годов к НЭПу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924-1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.
На рубеже 20-30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.
В период с 1929 по 1932 г. все
более отчетливой становится тенденция
к отказу от экономической модели
управления и доминированию
Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800-1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6-8 раз.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего семь статей. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса). Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой18.
К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.
Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли (МВТ). Принятые после 1964 г. нормативные акты по таможенному делу не внесли существенных изменений в таможенное управление.
Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.
В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима19.
Пожалуй, наиболее радикальный
этап реформы системы таможенных
органов приходится на начало 1986 г.,
когда ГТУ МВТ было преобразовано
в Главное управление государственного
таможенного контроля при Совете
Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР)
– самостоятельный орган
Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно-правовом направлении. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР). В организационном плане происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом: отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, были преобразованы в управление ГУГТК; увеличилась сеть местных таможенных учреждений. Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля. Это обусловило изменения в функциональной направленности таможенных органов в последующий период.
Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым формам управления внешней торговлей и функции таможенных органов стали постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом таможенно-тарифного регулирования.
В-третьих, отсутствовала
законодательная база для перестройки
системы управления таможенным делом.
Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам
командно-бюрократической
Развитие таможенного
дела вплоть до принятия в 1991 г. нового
Таможенного кодекса и Закона
СССР о таможенном тарифе определялось
подзаконным нормотворчеством –
постановлениями Совета Министров
СССР и ведомственными актами. Общее
руководство таможенными
Координацией деятельности
таможенного ведомства с
Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного таможенного контроля при совете Министров СССР – центральный таможенный орган. Положение о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775, определяло функции и порядок его деятельности. ГУГТК отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного тарифа. ГУГТК был обязан: разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию государственного таможенного контроля; устанавливать в соответствии с Таможенным кодексом и иными актами законодательства порядок пропуска через государственную границу предметов, их декларирования и досмотра, личного досмотра лиц, следующих через государственную границу, порядок совершения иных таможенных операций; разрабатывать и проводить мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; участвовать в разработке таможенного тарифа на товары; утверждать ставки таможенных пошлин на предметы личного потребления. ГУГТК имело право: участвовать в разработке предложений о создании на государственной границе пунктов пропуска, через которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося предметом операций по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные учреждения в установленном порядке и др.21
Основными структурными единицами ГУГТК при СМ СССР были управления и отделы. В составе центрального аппарата действовали: Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и внешних связей, Экономическое управление, Отдел контроля за печатными и аудиовизуальными материалами. ГУГТК имел и множество административно-хозяйственных подразделений (Управление делами, Управление материально-технического снабжения и социального развития, Управление эксплуатации контрольно-пропускных пунктов). Такая сложная организация центрального аппарата явилась результатом определенного структурного развитии. Например, Отдел таможенного права и международных связей был преобразован в Управление таможенного права и международного сотрудничества, из которого затем выделились два самостоятельных управления – Управление таможенного права и Управление таможенной политики и внешних связей. Введение в практику таможенного контроля новых современных технических средств обусловило появление Технического управления. В связи с созданием в системе ГУГТК собственной учебной базы вместо отдела кадров (как было в ГТУ МВТ) в его структуре стало действовать Управление кадров и учебных заведений22.