Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:57, реферат
Цель данной работы – охарактеризовать особенности организации таможенных учреждений в советский период.
В соответствии с указанной целью последовательно решаются следующие задачи:
рассмотреть периоды становления таможенной службы в советский период (20 – 80-е гг. ХХ века);
проанализировать таможенное законодательство СССР
охарактеризовать структуру таможенных органов в СССР;
ВВЕДЕНИЕ
1. Периодизация становления таможенной службы в советский период.
2. Правовые основы и особенности организации таможенных учреждений СССР.
3. Структура управления таможенными органами и их деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В целом компетенция каждого из управлений носила комплексный характер. Полномочия одного управления тесно переплетались с полномочиями других. Так, Управление таможенного права в большей степени, чем другие управления, несло ответственность за подготовку проектов международных соглашений по таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с контрабандой в силу своей компетентности в указанных вопросах во многом могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой сфере.
Наряду с функциональным определенное значение в деятельности структурных подразделений ГУГТК имел и территориальный принцип. На его основе происходило, например, распределение обязанностей в организационно-инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля, каждый сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке территории СССР23.
Статус таможен определялся рядом актов. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября 1982 г. В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля за грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.
Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным24. Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовали пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).
Увеличение числа
В это время ясно наметился переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен по федеративному принципу. Ряд крупных таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем25.
В ходе реформы внешнеэкономической деятельности многим предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного.
Порядок создания досмотровых комиссий и назначения таможенных уполномоченных был утвержден приказом ГУГТК от 29 января 1988 г. Досмотровые комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями таможенных органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были официальными представителями органов таможенного контроля на местах и вместе с таможнями и таможенными постами входили в единую систему ГУГТК. В целом, однако, практика организации досмотровых комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 г. уже не предусматривал возможности их создания.
Логическое завершение данного этапа – принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе».
Таможенный кодекс СССР и
Закон СССР о таможенном тарифе,
принятые в 1991 г., внесли существенные
изменения в организацию
Несмотря на известный радикализм законодательных актов нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе», создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.
Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах – членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.
Анализируя таможенное законодательство
советского периода, можно сделать
вывод, что на протяжении всего периода
его существования, это законодательство
не выполняло в достаточной
3. Структура управления таможенными органами и их деятельность.
Структура управления таможенными органами и учреждениями была создана в начале 20-х годов26.
12 ноября 1923 года на Главное
таможенное управление, в соответствии
с положением о Народном
• организация и
управление таможенными
• участие в разработке международных договоров и конвенций в части, касающейся таможенного дела;
• разработка таможенного тарифа;
• наблюдение за осуществлением мероприятий по борьбе с контрабандой через посредство таможенных учреждений за пределами зоны, в которой эта задача возложена на органы ОГПУ;
• наблюдение за выполнением всех законов и распоряжений по таможенной части;
• ведение таможенной статистики (3).
В соответствии
с выполняемыми задачами
была создана и структура
управления в составе пяти
отделов: общего, тарифного,
оперативно-судебного, сметно-расчетного,
статистического, а также
строительного бюро и
В сентябре 1925 года
были объявлены новое
19 декабря 1925 года были
объявлены новые штаты ГТУ,
а 13 сентября 1926 года – "Положение
о Главном таможенном
Изменения в функциональных
отделах диктовались
Принятие и введение в действие 19 декабря 1928 года Таможенного кодекса СССР отразилось на функциях и задачах ГТУ.
В первой статье
Таможенного кодекса СССР 1928 года
говорилось: "Управление таможенным
делом на всей территории
Союза ССР принадлежит
Народному комиссариату внешней
торговли Союза ССР, осуществляющему
эту задачу через входящее
в его состав Главное
Согласно кодексу функциями ГТК являлись28:
• организация и управление таможенными учреждениями СССР;
• разработка вопросов таможенной политики;
• участие в разработке проектов международных договоров и конвенций в части, касающейся таможенно-тарифного дела;
• разработка проектов таможенных тарифов и разрешение вопросов, связанных с их применением;
• издание в надлежащих случаях, по соглашению с Народным комиссариатом финансов Союза ССР и другими заинтересованными ведомствами, всякого рода правил, инструкций и прочих распоряжений по таможенному делу;
• надзор за выполнением таможенными учреждениями законодательных постановлений и административных распоряжений;
• разработка мероприятий по осуществлению задач, возложенных на таможенные учреждения, в частности, разработка мероприятий по борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенных постановлений и наблюдение за их осуществлением;
• разрешение дел о контрабанде и о таможенных нарушениях по жалобам на решение таможен, не входящих в районы отделений Главного таможенного управления, рассмотрение жалоб на решение таможен, а также рассмотрение жалоб в порядке надзора по указанным делам всех таможенных учреждений;
• составление проектов финансовых смет и руководство кассово-бухгалтерским делом всех таможенных учреждений;
• сложение по соглашению с Народным комиссариатом финансов Союза ССР со счетов таможенных учреждений, не входящих в районы отделений Главного таможенного управления, неправильно начисленных таможенных сборов и безнадежных к поступлению недоимок на сумму не свыше 3000 руб.;
• утверждение предельных такс на сдачу погрузочно-разгрузочных и других работ в таможенных учреждениях, а также предельных размеров оплаты при производстве работ хозяйственным способом;
• организация и ведение таможенной статистики.
Как следует
из функциональных
На таможенное ведомство
возлагалась не только
В феврале 1930 года
штат Главного таможенного
3 декабря 1930 года, после разделения Народного комиссариата внешней торговли на два наркомата, Наркомвнешторг и Наркомснаб, Главное таможенное управление вошло в состав Наркомвнешторга. С марта 1931 года на ГТУ возлагалась выдача разрешений на выпуск таможнями провозимых без лицензий отдельных вещей и предметов, не включенных в списки пассажирского багажа; выдача разрешений на продажу товаров и вещей, ввезенных в СССР с ограниченным правом их использования 30.
С 1934 года ГТУ
стало одним из ведущих
управлений НКВТ. На него
возлагалось регулирование
В составе ГТУ образовано два оперативных отдела: Западный отдел (с подчинением ему всех таможен на запад от Туапсе и Архангельска) и Восточный отдел (с подчинением ему всех таможен на восток от Туапсе и Архангельска). Административно-финансовый отдел, состоящий из бухгалтерии, группы снабжения, секретариата ГТУ, секретной части, группы таможенной статистики, был переименован в отдел статистики; в ГТУ были также транзитно-грузовая и почтово-пассажирская группы 32.
При начальнике ГТУ
были установлены должности:
До начала 40-х годов штат ГТУ был стабильным, но и в этот период вносились изменения и дополнения. В частности, в феврале 1936 года был организован отдел складского хозяйства, который аботал на полном хозрасчете. В 1937 году транзитно-грузовая и почтово-пассажирская группы были ликвидированы, но в 1938 году созданы вновь как отделения 33.