Таможенная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – охарактеризовать особенности организации таможенных учреждений в советский период.
В соответствии с указанной целью последовательно решаются следующие задачи:
рассмотреть периоды становления таможенной службы в советский период (20 – 80-е гг. ХХ века);
проанализировать таможенное законодательство СССР
охарактеризовать структуру таможенных органов в СССР;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Периодизация становления таможенной службы в советский период.
2. Правовые основы и особенности организации таможенных учреждений СССР.
3. Структура управления таможенными органами и их деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат Таможенная политика.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

В целом компетенция каждого  из управлений носила комплексный характер. Полномочия одного управления тесно  переплетались с полномочиями других. Так, Управление таможенного права  в большей степени, чем другие управления, несло ответственность  за подготовку проектов международных  соглашений по таможенному делу. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями  таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с контрабандой в силу своей компетентности в указанных вопросах во многом могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой сфере.

Наряду с функциональным определенное значение в деятельности структурных подразделений ГУГТК имел и территориальный принцип. На его основе происходило, например, распределение обязанностей в организационно-инспекторском секторе Управления организации таможенного контроля, каждый сотрудник которого отвечал за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке территории СССР23.

Статус таможен определялся  рядом актов. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ МВТ от 9 сентября 1982 г. В структуру местных таможенных учреждений могли входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических грузов, контроля за грузами иностранных выставок, контроля за грузами советских выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.

Таможни и таможенные посты  по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным24. Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов. В составе Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных района Закарпатской области, действовали пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский).

Увеличение числа международных  перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987-1990 гг. значительный рост числа  местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен  увеличилось с 87 до 95.

В это время ясно наметился  переход от чисто территориального принципа построения местных таможенных учреждений к созданию сети таможен  по федеративному принципу. Ряд крупных  таможен, зоны деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем25.

В ходе реформы внешнеэкономической  деятельности многим предприятиям и  организациям было предоставлено право  самостоятельно проводить экспортно-импортные операции. Чтобы увеличить пропускную способность таможен и таможенных постов, а также освободить местные таможенные учреждения от существенного объема работ по оформлению грузов, предусматривалась возможность проведения досмотра и таможенного оформления грузов непосредственно в месте расположения участника внешнеэкономических связей. Для этого заинтересованное предприятие (организация) могли вызвать за свой счет сотрудника таможни, обратиться в таможенное управление с просьбой об организации досмотровой комиссии или о назначении постоянного таможенного уполномоченного.

Порядок создания досмотровых  комиссий и назначения таможенных уполномоченных был утвержден приказом ГУГТК  от 29 января 1988 г. Досмотровые комиссии создавались на смешанной основе из представителей таможенных учреждений и администрации предприятий. Таможенные уполномоченные были постоянными представителями  таможенных органов на тех предприятиях, которые осуществляли экспортно-импортные  операции регулярно. В отличие от досмотровых комиссий таможенные уполномоченные были официальными представителями  органов таможенного контроля на местах и вместе с таможнями и  таможенными постами входили  в единую систему ГУГТК. В целом, однако, практика организации досмотровых  комиссий не получила распространения. Таможенный кодекс 1991 г. уже не предусматривал возможности их создания.

Логическое завершение данного  этапа – принятие в 1991 г. нового Таможенного  кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе».

Таможенный кодекс СССР и  Закон СССР о таможенном тарифе, принятые в 1991 г., внесли существенные изменения в организацию таможенного  управления. Предусматривалось создание двух координационных органов –  Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Новый Кодекс узаконил фактически уже сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов: центральный таможенный орган — региональные таможенные управления — таможни. Центральным таможенным органом, который заменил ГУГТК, стал Таможенный комитет. Существенно изменились его функции, ориентированные в значительной мере на экономическую модель регулирования внешнеэкономических связей. Однако в целом и Таможенный кодекс, и Закон о таможенном тарифе 1991 г., несмотря на определенную прогрессивность, были пронизаны духом всесилия административно-командных методов управления экономикой, внешнеэкономической деятельностью и таможенным делом. Крайне ограниченный набор средств таможенного регулирования стал серьезным препятствием при формировании новых внешнеэкономических отношений и связей с зарубежными контрагентами. Реальная жизнь показывала неизбежность перехода к более современным, гибким и динамичным методам внешнеэкономического сотрудничества и таможенного регулирования.

Несмотря на известный  радикализм законодательных актов  нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе», создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.

Формирование национальных таможенных служб в России и других государствах – членах СНГ приходится уже на новый этап развития таможенной системы.

Анализируя таможенное законодательство советского периода, можно сделать  вывод, что на протяжении всего периода  его существования, это законодательство не выполняло в достаточной степени  своей задачи по обеспечению нормального функционирования названной отрасли народного хозяйства.

 

3. Структура управления таможенными органами и их деятельность.

Структура управления таможенными органами и учреждениями была создана в начале 20-х годов26.

12 ноября 1923 года на Главное  таможенное управление, в соответствии  с положением о Народном комиссариате  внешней торговли, утвержденном  ЦИК СССР16, возлагались следующие  задачи:

 •  организация и  управление таможенными учреждениями;

•  участие  в  разработке  международных  договоров  и  конвенций  в  части,  касающейся таможенного  дела;

•  разработка таможенного  тарифа;

•  наблюдение  за  осуществлением  мероприятий  по  борьбе  с  контрабандой  через  посредство таможенных  учреждений  за  пределами  зоны,  в которой эта задача  возложена на  органы ОГПУ;

•  наблюдение за выполнением  всех законов и распоряжений по таможенной части;

•  ведение таможенной статистики (3).

 В  соответствии  с  выполняемыми  задачами  была  создана  и  структура   управления  в  составе  пяти  отделов:  общего,  тарифного,  оперативно-судебного,  сметно-расчетного,  статистического,  а  также  строительного бюро и инспекторской  части

 В сентябре 1925  года  были объявлены новое положение  о ГТУ и его новая структура.  В состав ГТУ входили отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативный, борьбы с контрабандой, сметно-расчетный, статистический, а также инспекторская часть  на правах отдела. 

19 декабря 1925  года были  объявлены новые штаты ГТУ,  а 13 сентября 1926  года – "Положение  о Главном таможенном управлении"27.

 Изменения в функциональных  отделах диктовались расширением  объема задач, возлагаемых на  ГТК в период нэпа, а также  потребностью в активизации борьбы  с контрабандой.

 Принятие  и  введение  в  действие 19 декабря 1928  года  Таможенного  кодекса СССР  отразилось  на функциях и задачах  ГТУ. 

 В первой статье  Таможенного кодекса СССР 1928 года  говорилось: "Управление таможенным  делом на  всей  территории  Союза  ССР  принадлежит   Народному  комиссариату  внешней   торговли  Союза ССР, осуществляющему  эту задачу через входящее  в его состав Главное таможенное  управление".

 Согласно кодексу функциями  ГТК являлись28:

•  организация и управление таможенными учреждениями СССР;

•  разработка вопросов таможенной политики;

• участие в разработке проектов международных договоров и  конвенций в части,  касающейся таможенно-тарифного дела;

•  разработка  проектов  таможенных  тарифов  и  разрешение  вопросов,  связанных  с  их применением;

•  издание в надлежащих случаях, по соглашению с Народным комиссариатом  финансов Союза ССР и другими  заинтересованными ведомствами, всякого  рода правил, инструкций и прочих распоряжений по таможенному делу;

• надзор за выполнением таможенными учреждениями  законодательных  постановлений  и административных распоряжений;

•  разработка мероприятий  по осуществлению задач, возложенных  на таможенные учреждения, в  частности,  разработка  мероприятий  по  борьбе  с  контрабандой  и  иными  нарушениями  таможенных постановлений и наблюдение за их осуществлением;

•  разрешение  дел  о  контрабанде  и  о  таможенных  нарушениях  по  жалобам  на  решение таможен, не входящих в районы отделений Главного таможенного  управления, рассмотрение жалоб  на  решение  таможен,  а  также  рассмотрение жалоб  в  порядке  надзора  по  указанным делам всех таможенных учреждений;

•  составление  проектов  финансовых  смет  и  руководство  кассово-бухгалтерским  делом всех таможенных учреждений;

•  сложение  по  соглашению  с  Народным  комиссариатом  финансов  Союза  ССР  со  счетов таможенных  учреждений,  не  входящих  в  районы  отделений  Главного  таможенного  управления,  неправильно  начисленных  таможенных  сборов  и  безнадежных  к  поступлению недоимок на сумму  не свыше 3000 руб.;

•  утверждение  предельных  такс  на  сдачу  погрузочно-разгрузочных  и  других  работ  в таможенных  учреждениях,  а  также  предельных  размеров  оплаты  при  производстве  работ хозяйственным способом;

•  организация и ведение  таможенной статистики.

 Как  следует   из функциональных обязанностей  ГТУ,  круг решаемых им проблем  расширяется. Если ранее Таможенное  управление практически не участвовало  в разработке теории таможенного  дела, то, в соответствии с новым  кодексом, наряду с разработкой  вопросов таможенной политики  оно стало принимать  участие   в разработке проектов международных  договоров и  конвенций.  ГТУ  наделялось правами издания всякого  рода правил, инструкций и прочих  распоряжений по таможенному  делу.

 На таможенное ведомство  возлагалась не только разработка  проектов таможенных тарифов,  как это было ранее, но и  разрешение вопросов, связанных  с их применением. 

 В феврале 1930 года  штат Главного таможенного управления  составлял 21 чел. Была пересмотрена  структура  Главка.  Согласно  постановлению  коллегии  НКВТ  СССР,  в  состав  управления  входили: начальник управления, заместитель  начальника управления, инспектор,  ответственный исполнитель по  оперативным  вопросам,  ответственные   исполнители,  руководитель  группы  по  борьбе  с контрабандой,  ответственные  исполнители   по  тарифным  вопросам,  заведующий  производством, ответственный   инструктор-бухгалтер,  бухгалтеры-инструкторы.  В штат  была  включена  специальная  часть с тремя штатными единицами29.

3  декабря 1930  года,  после  разделения  Народного   комиссариата  внешней  торговли  на  два наркомата,  Наркомвнешторг  и Наркомснаб,  Главное таможенное  управление  вошло в состав Наркомвнешторга. С марта 1931 года на ГТУ возлагалась выдача разрешений на выпуск таможнями провозимых  без лицензий  отдельных вещей и предметов,  не  включенных  в списки  пассажирского багажа; выдача разрешений на продажу товаров и вещей, ввезенных в СССР с ограниченным правом их использования 30.

 С 1934  года  ГТУ   стало  одним  из  ведущих   управлений  НКВТ.  На  него  возлагалось  регулирование финансовой  работы таможенных органов, организационная  и сметно-штатная работа по  таможенной сети,  переданная  из  оргсектора.  С  сентября 1934  года  была  принята  новая  структура  управления: группа по пропуску грузов и транзиту, группа по пропуску пассажиров и международных почтовых  отправлений,  административно-финансовая  группа,  группа  таможенной  статистики, секретная часть 31. С декабря 1935  года,  в связи с расширением внешнеторгового оборота и увеличением количества торговых партнеров, структура Главного таможенного управления была изменена.

 В  составе  ГТУ   образовано  два  оперативных  отдела:  Западный  отдел (с подчинением ему всех таможен на запад от Туапсе и Архангельска) и Восточный отдел (с подчинением ему всех таможен на восток от Туапсе и Архангельска). Административно-финансовый отдел, состоящий из бухгалтерии, группы  снабжения,  секретариата  ГТУ,  секретной  части,  группы  таможенной  статистики,  был переименован  в  отдел  статистики;  в  ГТУ  были  также  транзитно-грузовая  и  почтово-пассажирская группы 32.

 При начальнике ГТУ  были установлены должности: старший  консультант по вопросам кодификации,  консультант  по  правовым  вопросам,  старший  инспектор   по  кадрам  и  техминимуму,  инспектор  для поручений. 

 До  начала 40-х  годов   штат  ГТУ  был  стабильным,  но  и  в  этот  период  вносились  изменения  и  дополнения. В частности, в феврале  1936 года был организован отдел  складского хозяйства, который  аботал на полном хозрасчете. В 1937 году транзитно-грузовая и почтово-пассажирская группы были ликвидированы, но в 1938 году созданы вновь как отделения 33.

Информация о работе Таможенная политика