Таможенно-тарифная политика в период НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:23, реферат

Краткое описание

До февраля 1922 г. РСФСР в осуществлении таможенного дела руководствовалась тарифом 1903 г. и другими документами, вышедшими в свет до 1917 г.

Файлы: 1 файл

Таможенно-тарифная политика в период НЭПа.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     Скачкообразное  поступление таможенного дохода не случайно. 1922 г. был годом полного протекционизма, а в 1923 г. существующий тариф был частично пересмотрен. В этот период (октябрь, ноябрь, декабрь 1922 г. и февраль, март 1923 г.) доля таможенных поступлений составляла 18 – 35% от общегосударственных поступлений2.

     В эти годы таможенная политика формировалась  в условиях разрухи, а финансовое положение страны полностью зависело и базировалось на вывозе (экспорте).

     Лишь  к 1923 г.стал отмечаться процесс восстановления производительных сил Советской России и восстановление экспорта. Но показатели и импорта, и экспорта на душу населения в сравнении с 1913 г. были значительно ниже3: 

     Таблица 2.2

 
Период
Импорт  на душу населения Экспорт на душу населения
По  полугодиям
руб. % руб. %
Среднее за полугодие 1909–1913 гг. 3,35 100 4,41 100
Первая  половина 1920–1921 гг. 0,52 15,5 0,0012 0,3
Первая  половина 1921–1922 гг. 0,82 24,1 0,15 3,4
Первая  половина 1922 0 1923 гг. 0,64 19,1 0,40 9,7

     Сопоставление с довоенным оборотом показывает, что доля импорта и экспорта в процентном отношении на душу населения незначительна. Импорт достиг высшей точки в первом полугодии 1921–1922 гг., а затем стал сокращаться. Экспорт стабильно поднимался вверх, что безусловно определялось общим хозяйственным положением, которое лишь в середине 20-х годов стало улучшаться.

     Важной  стороной деятельности таможенной политики является охрана монополии внешней  торговли, борьба с контрабандой. В  двадцатые годы экономическая контрабанда  на границах РСФСР достигла наибольшего размера. Она стала опасным врагом народного хозяйства.

     Частная инициатива, выдвинутая НЭП, легализовала торговлю. Но государство в этот период преградило поток товаров  через границу легальным и  нелегальным путем. В этих условиях наиболее легким способом прорыва хозяйственного фронта стала контрабанда. Для многих жителей, особенно приграничных районов, она превратилась в промысел. Номенклатура товаров контрабандистов была обширной. Только в первом полугодии 1922 г. номенклатура вывозимых контрабандой товаров насчитывала 126 наименований, основное место в которой занимали сырье, иностранная валюта, золото, серебро, изделия из них и драгоценные камни.

     Номенклатура  привозной контрабанды насчитывала 139 наименований, преобладали предметы роскоши, вина, спирт, галантерея, а в районах Средней Азии и Дальнего Востока – чай.

     Поскольку контрабанда подрывала государственную  монополию внешней торговли, ослабляя борьбу с иностранным капиталом, нарушала плановое хозяйство и тем  самым замедляла восстановление народного хозяйства и развитие экономики, 25 октября 1922 г. была установлена в новом составе Центральная комиссия по борьбе с контрабандой во главе с представителем таможенного ведомства. К борьбе с контрабандой привлекались пограничники, местная милиция и население приграничных районов.

     Статистика  показывает, что в начале 20-х годов основная тяжесть борьбы легла на пограничную охрану, которая задерживала основную часть незаконно перемещаемых товаров. К середине 20-х годов положение изменилось: на таможенные учреждения приходилось две трети задержаний.

     Ценность  задержанных товаров в денежном выражении в 1923 г. (млн. руб.) иллюстрируют данные из таблицы4. 

     Таблица 2.3

Участник

задержания

Вывоз Ввоз Всего Процент соотношений
Число

задержаний

Ценность Число

задержаний

Ценность Число

задержаний

Ценность По количеству По ценности
Таможенные

учреждения

755 193551 4398 690680 5153 884112 54,4 52,8
ОО  ГПУ 409 6779 1475 305779 398 577805 41,4 34,4
Погранохрана 445 17932 1594 247295 398 577805 41,4 34,4
Милиция и уголовный розыск 12 2972 385 210330 397 213302 4,2 12,8
 

     Как следует из таблицы, более половины всей задержанной контрабанды в 1922 г., как по количеству, так и по ценности, приходится на таможенные органы.

     Из-за незначительности пассажиров сведения о задержаниях в пассажирском движении и статистические данные о движении международных посылок не могут быть показательны. Следует сказать, что контрабанда оказывала разлагающее влияние на таможенных работников. Устранить его можно было только, обеспечив население предметами контрабандной номенклатуры и обеспечив материальные потребности участников борьбы с незаконным перемещением товаров. В то же время борьба с контрабандой показала, что таможенное ведомство как экономический орган существенно пополняет бюджет государства и, отстаивая монополию внешней торговли, осуществляет государственную таможенную политику. Это подтверждают следующие цифры. Вывоз за 11 месяцев 1922 г. увеличился в 4, 5 раза, ввоз – в 2,6 раза, грузооборот – в 3, 5 раза5. К концу нэпа внешнеторговый оборот составил 50% внешнеторгового оборота периода 1913 г.

     Создавались и таможенные организации. На протяжении 54 900-км границы в середине 20-х годов действовало 367 таможенных учреждений со штатной численностью 5920 единиц6.

     В связи с изменением таможенной политики, направленное на государственное регулирование внешней торговли, значение таможенных органов снизилось, к 1927 г. действовали лишь 176 таможенных учреждений, а их штаты сократились в два раза.

Информация о работе Таможенно-тарифная политика в период НЭПа