Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа
Известно, что каждая отрасль права имеет свой предмет и метод регулирования. Поскольку таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов отсутствует единодушие в вопросе о том, существует ли самостоятельная отрасль российского права – таможенное право.
Стр.
Введение.....................................................
Таможенное право: предмет, система, источники
1. Предмет таможенного права................................
2. Соотношение таможенного права с другими отраслями права..
3. Основные цели и принципы таможенного права...............
4. Система таможенного права................................
5. Источники таможенного права..............................
6. Таможенное право как отрасль права и как учебная дисциплина.....................................................
Заключение...................................................
Список литературы............................................
Принципами таможенного права являются:
Одно из конкретных проявлений принципа законности в таможенном праве – это обеспечение законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил. В ст.248 ТК установлено: «Никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение, а также исполнение постановлений таможенных органов Российской Федерации о наложении взысканий осуществляются строго на основании законности. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими предусмотренными законодательством Российской Федерации способами».
Демократизм российского таможенного права обуславливает его гласный и общедоступный характер. В ТК включен самостоятельный раздел XI «Информирование и консультирование. Предварительные решения». Это характеризует нацеленность таможенного законодательства на широкое ознакомление населения, всех интересующихся лиц с информацией по таможенным вопросам. Демократизм российского таможенного права проявляется в ст.393-396 ТК, предусматривающих принятие таможенным органом предварительного решения. Положения, зафиксированные в этих статьях, позволяют расширить набор таможенных инструментов и средств регулирования различных аспектов таможенного дела на разных стадиях таможенного процесса, дают возможность юридическим и физическим лицам более гибко решать таможенные вопросы, сообразуясь со своими потребностями и конкретными возможностями.
Этот
принцип четко отражен в ст.2
ТК: «Российская Федерация
4.
система таможенного
права
Обычно выделение правовых образований и признание их в качестве отраслей права связываются не только с характерными и специфическими для каждой из них предметом и методом регулирования либо праовым (юридическим) режимом, но и с определенной их целостностью, независимо от того, каков характер этой отрасли права, является ли она базовой (профилирующей), специальной или комплексной. Это положение полностью относится и к таможенному праву. Системообразующими факторами в этом случае выступают комплексный характер регулируемых им общественных отношений, обусловленных спецификой самого таможенного дела, и одновременно комплексное правовое регулирование. Нормы, составляющие таможенное право, будучи включенными прежде всего в ТК, обретают необходимые последовательность, стройность, внутреннюю согласованность и образуют некую целостную систему. В этом смысле только и можно понимать таможенное право. Целостный и системный характер таможенного права обуславливается единством и комплексным характером таможенного дела.
Понятие «система таможенного права» включает в себя подразделение юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.
С некоторой долей условности можно подразделить таможенное право на общую и особенную часть, как это принято и в других отраслях права.
В общую часть входят понятие и содержание таможенного дела, таможенный политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации и другие общие термины и понятия, относящиеся к регламентации таможенного дела и закрепленные в таможенном законодательстве. Общая часть таможенного права несколько уже общей части учебного курса «Таможенное право Российской Федерации», включающей разделы о научно-теоретических основах таможенного дела и об истории таможенного права, о предмете, системе и источниках таможенного права, не входящие, естественно, в общую часть права.
К общей части таможенного права относятся разделы о субъектах таможенного права; о формах и методах деятельности таможенных органов; об ответственности в таможенном праве.
Система особенной части таможенного права сформирована с учетом специфики соответствующих блоков, элементов таможенного дела. Она включает правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенного тарифа и взимания таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскная деятельность, производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения.
5.
источники таможенного
права
Под источниками таможенного права, как и любой другой отрасли права, понимаются исходящие от органов государственной власти официально-документальные формы выражения и закрепления норм права.
Источниками
таможенного права как
Таким образом, Конституция занимает особое место среди других источников таможенного права. Будучи основным законом России, она предопределяет характер таможенного права в целом. В этом состоит главная особенность Конституции как источника таможенного права. Конституция является не только юридической базой для последующего развития таможенного права, как, впрочем, и ряда других правовых отраслей.
В соответствии с Конституцией какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом (а не каким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Данное положение является гарантом демократичности и стабильности таможенного права, в то же время, допуская определенную гибкость.
Иные, Иные, кроме таможенных кодексов, законы как источники таможенного права можно, в свою очередь, условно подразделить на 2 группы: собственно таможенные законы, основным содержание которых являются именно таможенные вопросы, и иные законы, в которых содержатся нормы таможенного права. К первой группе относится закон «О таможенном тарифе», ко второй – Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Примерами нормативных указов Президента РФ по вопросам таможенного дела могут служить Указ «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» от 18 июля 1992 года, предусматривавший комплекс мер по установлению таможенной границы с бывшими республиками Союза ССР, не подписавшими соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года или же присоединившимся к нему, а также по укреплению и совершенствованию таможенной службы в Российской Федерации, включая вопросы об условиях труда, правовых и социальных гарантиях работников таможенной службы; Указ от 24 октября 1992 года, которым было утверждено Положение о порядке присвоения персональных знаний должностным лицам таможенных органов и организацией таможенной службы, и ряд других указов.
Информация о работе Таможенное право как отрасль права и как учебная дисциплина