Таможенное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:38, реферат

Краткое описание

Таможенное право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, санкционированных государством и предназначенных для регулирования широкого круга таможенных правоотношений.

Файлы: 1 файл

Таможенное право представляет собой совокупность нормативных правовых актов.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

     Таможенное  право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, санкционированных  государством и предназначенных  для регулирования широкого круга  таможенных правоотношений.

     Таможенное  право, как и любая другая отрасль  права, имеет предмет и метод правового регулирования.

     Предметом правового регулирования в таможенном праве является широкий круг общественных отношений, возникающих при движении товаров через таможенную границу, регулируемых в таможенном праве  соответствующими законами и актами этой сферы деятельности государства как составной его внутренней и внешней политики.

     Предметом таможенного права являются общественные отношения, основанием возникновения которых является перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом перемещение товаров может осуществляться при ввозе товаров таможенную территорию государства, а также и при вывозе товаров с данной таможенной территории.

     Таможенные  правоотношения обладают всеми основными признаками административно-правовых отношений, но вносят в них следующие специфические моменты:

     1. Таможенные правоотношения возникают только в связи или по поводу перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу, т.е. они имеют место только в таможенном деле.

     В соответствии с п. 1 СТ. 2 Закона о таможенном регулировании таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенного тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.

     2. В основе их возникновения  лежит фискальный интерес государства,  а развитие и регулирование  таможенных правоотношений связано с оптимизацией инструментов и методов, применяемых в целях формирования доходной части государственного бюджета.

     3. Субъектом, непосредственно осуществляющим  властные полномочия, утвержденные  таможенным законодательством РФ в сфере таможенных правоотношений, являются таможенные органы РФ.

     4. Подавляющее большинство подвластных  субъектов таможенных правоотношений - участники ВЭД, предприниматели в области таможенного дела (владельцы СВХ, ТС, таможенные перевозчики, таможенные представители), некоторые категории физических лиц вступают в таможенные правоотношения по своей инициативе.

     В первую очередь это происходит потому, что экономический эффект от участия в международной торговле и иных проектах, связанных с перемещением через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств, компенсирует некоторые неудобства, которые могут быть вызваны утвержденными законом формами таможенного контроля, применяемыми таможенными органами России к данным субъектам.

     Ошибочно  будет полагать, что участниками  таможенных правоотношений могут являться только лица, пересекающие таможенную границу таможенного союза по «торговым делам». Ученые, туристы, путешественники, артисты, лица, имеющие родственников за границами таможенного союза и России, и многие другие физические лица при пересечении таможенной границы также являются субъектами таможенных правоотношений, поскольку должны соблюдать установленные в таможенном деле правила.

     5. Порядок возникновения и прекращения  таможенных правоотношений, права и обязанности их субъектов регулируются таможенным законодательством таможенного союза и Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, изданными органами, уполномоченными в области таможенного дела.

     Из  перечисленных особенностей таможенных правоотношений видно, что вступающие в них субъекты находятся в неравном положении - одни управляют, распоряжаются, а другие подчиняются и выполняют распоряжения. Присутствует преобладание одной воли над другой, Т.е. характерная для административного права связь типа «инспектор контролируемый», имеющая место при функциональном подчинении.

     Таким образом, основным методом таможенного  права является метод властных предписаний - императивный метод.

     Таможенное  право традиционно характеризуется  двумя основными методами: императивным и диспозитивным:

  1. императивный метод характеризуется неравенством сторон, между которыми возникают те или иные правовые отношения, т. е. между таможенными органами и отдельными лицами, пересекающими таможенную границу;
  2. диспозитивный метод заключается в возможности согласования с таможенными органами отдельных положений договоров, заключаемых при пересечении таможенной границы.

     Существует  несколько принципов таможенного  права:

  1. принцип законности. В основе этого принципа лежит обязательное соблюдение всеми участниками таможенных отношений Конституции РФ, установленных государством законов и иных нормативных правовых актов в области таможенной политики вне зависимости от статуса лиц и органов, вступающих в таможенные правоотношения;
  2. принцип демократизма. Этот принцип обозначает, что таможенное право служит государству и народу своей страны, а также что все субъекты таможенных правоотношений имеют равные права в осуществлении своей внешнеэкономической деятельности;
  3. принцип обеспечения эффективности таможенно-правовых средств и инструментов. Он означает, что таможенное право не может реализовываться на основе устаревших методов и порядков. Оно должно находиться в постоянном поиске новых способов достижения таможенной политики;
  4. принцип свободы выбора таможенного режима, суть которого заключается в свободном выборе таможенного режима лицами, экспортирующими либо импортирующими товары через таможенную границу.

     Таможенное  право находиться в основе таможенного  регулирования. Оно представляет собой  средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является  в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание  нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти  в лице таможенных органов. Таким образом, таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в РФ.

     В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны.

     К сожалению, до сих пор,  среди юристов отсутствует единодушие в вопросе,  существует ли такая самостоятельная отрасль российского права, как таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что о таможенном праве следует говорить как о подотрасли (либо даже одном из институтов) административного права.

     Такие взгляды имеют право на существование, как и концепция об относительно самостоятельной отрасли таможенного  права.

     На  наш взгляд, наиболее предпочтительной представляется позиция, подчеркивающая комплексность отрасли  таможенного законодательства.  В системе права немало образований, выступающих в качестве комплексных отраслей законодательства: предпринимательское право,  торговое право. Нормы таможенного права включают в себя источники различных отраслей права. Например, институт таможенных платежей регулируется финансово-правовыми  нормами, правоохранительная деятельность таможенных органов регулируется источниками административного и уголовного права.

     Итак, таможенное право – это комплексная  отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

     Предмет таможенного права — общественные отношения, носящие комплексный  характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое, собственно, и служит предметом правового  регулирования.

     Вопрос  о предмете регулирования таможенного права — наиболее сложный и один из наименее разработанных в юридической науке. Лишь в некоторых публикациях по таможенной тематике высказывались соображения по этому поводу. Так, К. К. Сандровский отмечал: "Применительно к таможенному праву таким предметом являются общественные отношения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом". Недостаток этого определения состоит в том, что оно не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердцевинной его части (таможенная политика)".

     К. К. Сандровский довольно близко подошел  к пониманию предмета таможенного  права, говоря о таможенной сфере  общественных отношений и о правовых нормах, касающихся таможенного дела. Однако на этом анализ проблемы, к сожалению, заканчивался; предмет регулирования в целом не определен.

     Таможенное  дело по своему составу и структуре  — явление сложное, многоплановое  и имеет комплексный характер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможенного дела могут быть подразделены на группы, отличающиеся значительной спецификой и регулируемые нормами разных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части — административного и административно-процессуального; гражданского, уголовного, трудового и других отраслей, а в определенной части — и международного права.

     Если  классифицировать общественные отношения, входящие в предмет таможенного  права, то в соответствии со структурой таможенного дела они могут быть представлены в следующем виде.

     Первая  группа — отношения в сфере  таможенной политики; вторая — отношения  и принципы, связанные с перемещением через таможенную границу товаров  и транспортных средств; третья —  отношения, характеризующие статус таможенных режимов; четвертая — отношения в области таможенно-тарифного регулирования; пятая — отношения в области взимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов); шестая — отношения, связанные с таможенным оформлением; седьмая — отношения в области таможенного контроля; восьмая — отношения в сфере таможенной статистики и ТН ВЭД; девятая — отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере  таможенного дела; десятая — отношения, связанные с на рушениями таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая — отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая — отношения, возникающие в связи с рассмотрением дел о нарушениях таможенных правил.

     Учитывая  вышеизложенное, можно выделить следующие особенности предмета  регулирования таможенного права.

     Во-первых, названные выше группы общественных отношений, регулируемые нормами разных отраслей права, имеют качественные различия.

     Во-вторых, доминирующую роль играют общественные отношения, связанные с управленческой, организационной деятельностью таможенных и иных органов исполнительной власти, которые регулируются нормами административного и административно-процессуального права.      

       В-третьих, существенные различия, характерные для каждой из вышеназванных групп, обусловливают их относительную обособленность, своеобразную автономию в общем массиве общественных отношений, выступающих предметом регулирования таможенного права. Однако эта обособленность не означает замкнутости различных классификационных групп. Их взаимосвязь и взаимообусловленность органично вытекают из характера и особенностей ТК. Последний хотя и Регулирует неоднородные отношения в сфере таможенного Дела в широком его понимании, однако служит единым (сводным), юридически и логически цельным правовым актом, внутренне согласованным законом. ТК синтезирует законодательство в сфере таможенного дела, являясь серьезным основанием для выделения совокупности юридических норм, регулирующих таможенное дело в качестве отрасли права, и применительно к ней правообразующим фактором.

     Таким образом, главной отличительной  чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного  дела является их комплексный характер, неоднородность разных групп и блоков их отношений. Таможенному делу соответствует механизм его правового регулирования - таможенное право. Но понятие механизма предполагает рассмотрение вопроса о методах правового регулирования, без выяснения специфики которых невозможно разграничить различные отрасли права.    

          Метод правового регулирования отражает и выражает – в какого  рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений, т.е. – каким образом, в волевом аспекте, один участник отношений может взаимодействовать с другим.

     Специфика таможенного дела как объекта  правового регулирования состоит  в целенаправленной деятельности государства  по регулированию внешнеэкономической  деятельности посредством установления порядка и условий перемещения  через таможенную границу товаров и транспортных средств, поэтому в таможенно-правовом регулировании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Информация о работе Таможенное право