Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:53, курсовая работа

Краткое описание

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком - системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие таможенных органов……………………………………5-6
1.1. Понятие и статус таможенных органов…………………………....6
1.2. Система и виды таможенных органов…………………………...6-7
1.3. Общие принципы организации таможни……………………….....8
Глава 2. Функции и задачи таможенных органов……………………....9-15
2.1. Внутренние функции…………………………………………...15-16
2.2. Внешние функции………………………………………………16-19
2.3. Основные задачи………………………………………………..20-22
Глава 3. Экономические проблемы и перспективы таможни……….. ..23-25
3.1. Меры для реализации новой таможни…………………………25-27
3.2. Права таможни…………………………………………………..27-30
3.3. Контроль таможни……………………………………………….....30
Заключение………………………………………………………………...33-34
4.Список использованной литературы………………………………....35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_2.docx

— 55.45 Кб (Скачать)

У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для  экономики. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. В законе о бюджете и других нормативных актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами. По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

Такой односторонний подход вызывает серьезную озабоченность  наших зарубежных партнеров.

Решительный отказ от льгот не решает проблему таможенных платежей как таковую. И в результате закупленное за рубежом дорогостоящее оборудование годами бездействует и приходит в негодность на таможенных складах, а отечественные производители теряют одну за другой позиции на международном и внутреннем рынках.

Нынешний фискальный перекос  приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня  непосредственно заинтересована в  росте импорта, как главного источника  налогообложения.

Следствием такой политики может стать полное прекращение  производства многих товаров отечественных  производителей и превращение страны исключительно в производителя  энергоресурсов.

Очевидно, что в этих условиях основная задача государства заключается  в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства  нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных  промышленников что-либо производить.

Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые  могут широко использоваться для  развития различных отраслей промышленности. Это прежде всего таможенные режимы.

 Неуплаченные платежи  начинают погашаться только после  того, как начнется производство  товарной продукции. Другой стимулирующий  инструмент - предоставление рассрочек и отсрочек уплаты таможенных платежей, а также налогового кредита по таможенным платежам в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров  на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых  документов для того, чтобы иметь  возможность привлекать к ответственности  лиц, приобретающих контрабандные  товары уже после их поступления  на внутренний рынок.

Важно также восстановить таможенный аудит и изменить некоторые  правила бухгалтерского учета. Существующая практика включения таможенной пошлины  в состав косвенных расходов не позволяет  проверить правильность определения  таможенной стоимости при проведении аудита.

 

        3.1. Меры  для реализации новой таможни. 

       Практическими  мерами для реализации новой  таможенной политики могли бы  стать:

 Создание системы предварительного  декларирования, смысл которой заключается  в том, чтобы информация о  предъявленных к оформлению товарах  уже находилась в таможенном  органе до их фактического  оформления.

 Использование механизмов  валютного контроля, в частности,  паспортов сделок для предварительного  начисления таможенных платежей  до момента оформления.

 Внесение в документы  данных, которые позволяют проверить  законность таможенного оформления  на любом этапе обращения товаров.

 Широкое развитие института  таможенных брокеров и превращение  их в настоящих налоговых агентов  по уплате таможенных пошлин.

Устранение легальных  возможностей уклонения от уплаты таможенных платежей (исключение ряда товаров  из беспошлинной торговли, недопущение использования таможенных режимов переработки, временного ввоза и т. д.).

Расширение взаимодействия с таможенными органами стран  отправления товаров, что позволит в кратчайшие сроки проверять  заявляемую информацию.

 Внесение изменений  в российское законодательство  об уничтожении мер наказания  за уклонение от уплаты таможенных  платежей.

Когда мы говорим о конкретных изменениях в сфере таможенно-тарифной политики, основное внимание сегодня  следует сосредоточить на двух аспектах. Прежде всего надо устранить возможности  использования ставок таможенного  тарифа, предназначенных для стимулирования ввоза отдельных товаров, недобросовестными  участниками ВЭД. Необходимо также  расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в  том числе так называемыми  плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения  от уплаты платежей путем занижения  декларируемой таможенной стоимости.

  Введение фактически  запретительных вывозных пошлин  на товары, заявленные к экспорту  по низким ценам, может стать  дополнительным барьером на пути  утечки капиталов из страны. Еще  одна необходимая мера - установление  одинаковых (унифицированных) ставок  пошлин на товары, имеющие сходные  характеристики. Это положит конец  одному из самых распространенных  на данный момент нарушений  - заявлению однородных товаров  в товарные позиции, на которые  установлена более низкая ставка  пошлины. Тарифная политика должна  стать более гибкой и оперативной.  Чтобы быстрее реагировать на  изменения экономической ситуации  на рынках, следует шире использовать  такие специфические механизмы,  как сезонные пошлины и тарифные  квоты, которые позволяют дифференцировать  размер ставок пошлин.

Эффективной мерой может  также стать введение поощрительных  пошлин. Ставки таких пошлин устанавливаются  в размере 50 % от ставок, предусмотренных  в тарифе, и применяются по решению  правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного  назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным  органом.

 

         3.2. Права таможни

Для реализации  возложенных  функций таможня обладает правами, предусмотренными законодательством  Российской Федерации, правовыми актами  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации  включая права:

1.Издавать в пределах  своей компетенции ненормативные  правовые акты.  Указанные   правовые  акты  по  таможенному   делу,  изданные таможней в  пределах ее  компетенции,  обязательны   для  исполнения нижестоящими   таможенными   постами,  государственными  органами, органами местного самоуправления,  коммерческими и некоммерческими  организациями, должностными лицами  и гражданами.

2. Требовать  и  безвозмездно  получать  от  государственных  органов,   органов   местного   самоуправления,   коммерческих   и некоммерческих организаций   независимо  от  форм  собственности   и  подчиненности,  а  также   должностных  лиц  и  граждан  документы и  сведения,  необходимые  для выполнения возложенных на  таможню задач и функций.

3. Взаимодействовать   в  пределах своей компетенции  с органами государственной    власти    Российской    Федерации, органами государственной   власти  субъектов Российской  Федерации,  органами местного  самоуправления,  организациями,  а  также   должностными лицами  и гражданами. Привлекать для  оказания содействия таможенным  органам  специалистов  других  правоохранительных,  контролирующих органов, организаций, а также экспертов.

4. Давать  разрешение  на  помещение  товаров  и   транспортных средств под определенный  таможенный режим.  Производить  таможенный досмотр  и  осуществлять  таможенный  контроль  в   иных   формах. Использовать   при   этом   все   либо  только  достаточные  формы таможенного  контроля.

5. Принудительно    останавливать    транспортные    средства, возвращать  морские, речные и воздушные  суда, покинувшие таможенную территорию  Российской Федерации без разрешения  таможенных органов Российской  Федерации,  за исключением иностранных  судов  и  судов, находящихся   на  территории  других государств.  Давать разрешение либо отказывать  в разрешении на оставление  транспортных средств  и товаров   без  присмотра,  изменение   места  стоянки,  выгрузку  и  перегрузку товаров,  изменение   первоначального  места  нахождения  товаров,  высадку  пассажиров,  вскрытие  упаковки,  упаковку  или переупаковку товаров,  изменение,  удаление или уничтожение средств  идентификации.

6. Требовать  от  лиц,  перемещающих  товары  и   транспортные  средства,  декларантов,  владельцев  складов,  перевозчиков и иных  лиц,  обладающих полномочиями  в отношении товаров  и   транспортных средств,  производства  грузовых  и  иных  операций  с  товарами и транспортными  средствами, необходимых для производства  таможенного оформления,  проведения  таможенного контроля и осуществления  иных функций, возложенных на  таможенные органы Российской  Федерации.

В таможенных целях брать  пробы и образцы товаров, проводить  их  исследование   (экспертизу);  разрешать лицам, обладающим полномочиями  в  отношении   товаров,  и  другим  органам государственного контроля брать пробы и образцы.

8. Требовать   от   декларантов,   перевозчиков  и   иных  лиц, обладающих  полномочиями  в  отношении  товаров   и   транспортных средств,    оказания   содействия   в   производстве   таможенного оформления,  проведении таможенного контроля  и осуществлении  иных функций,  возложенных на таможенные органы  Российской Федерации. 

9. Идентифицировать:   товары   и    транспортные    средства, находящиеся   под   таможенным  контролем;  транспортные  средства, помещения и другие  места,  где  находятся  или   могут  находиться товары  и  транспортные средства,  подлежащие  таможенному контролю; места,  где   осуществляется  деятельность,  контроль  за   которой возложен на  таможенные органы .

10. Осуществлять таможенный  контроль после выпуска  товаров   и транспортных средств, в том  числе в местах нахождения  любого лица, прямо или косвенно  имеющего  отношение  к  внешнеэкономическим   и последующим  экономическим   операциям  с  выпущенными   товарами  и транспортными средствами  или владеющего необходимыми  документами.

11. Проводить   в   любое   время   инвентаризацию  товаров  и транспортных средств,  находящихся  под  таможенным  контролем,  а также товаров,  в отношении которых не уплачены  таможенные платежи или предоставлены  таможенные льготы в части  таможенных платежей.

12. Обеспечивать в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о таможенном  деле  доступ  должностных  лиц   таможенных органов   на  территорию  и  в  помещения  любых   лиц,  где  могут находиться  товары и транспортные средства,  подлежащие таможенному контролю,  документы,  необходимые для таможенного  контроля,  либо осуществляется  деятельность,  контроль  за  которой   возложен  на таможенные органы  Российской Федерации.

13. Контролировать в пределах  своей компетенции  экономическую  деятельность участников внешнеэкономической  деятельности.

14. Назначать и проводить  в пределах компетенции таможенных  органов Российской Федерации  проверки финансово-хозяйственной  деятельности лиц, перемещающих  товары и транспортные средства  через таможенную границу Российской  Федерации, таможенных брокеров  либо иных лиц, осуществляющих  деятельность, контроль за которой  возложен на таможенные органы  Российской Федерации.

15. Принимать  в  пределах   своей   компетенции   решение  о предоставлении отсрочки или  рассрочки уплаты таможенных  платежей.

16. Взыскивать неуплаченные  таможенные  платежи  в  бесспорном  порядке.

17. Получать в необходимых  случаях от банков и иных  кредитных организаций   сведения  и  справки  по  операциям   и  счетам  лиц, осуществляющих  деятельность,  контроль  за  которой   возложен  на таможенные органы  Российской Федерации. 

18. Привлекать лиц к  ответственности за  нарушение   таможенных правил. В соответствии  с уголовно-процессуальным законодательством  Российской  Федерации  возбуждать  уголовные  дела   при   наличии признаков  контрабанды   и  иных  преступлений  в  сфере таможенного дела, прекращать  уголовные дела либо приостанавливать  производство по ним.

19. Сохранять в своем распоряжении денежные средства, образовавшиеся в результате из рачительного и экономного расходования, и использовать такие средства в порядке, установленном для закрепленных денежных средств.

 

 

 

 

 3.3.Контроль, осуществляемый должностными лицами таможни

Таможня организует,  обеспечивает, координирует и контролирует проведение  должностными  лицами  таможни  и нижестоящих таможенных постов:

  • проверки документов и сведений,  необходимых для  таможенных целей;
  • таможенного досмотра,  включая  личный  досмотр,  являющийся исключительной формой таможенного контроля;
  • учета товаров и транспортных средств;
  • устного опроса физических и должностных лиц;
  • проверки системы учета и отчетности;
  • осмотра  территорий,  помещений  и  других  мест,  где могут находиться товары и транспортные средства,  подлежащие таможенному контролю,  либо  осуществляется деятельность,  контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации;
  • таможенного   контроля   в  других  формах,  предусмотренных законодательством   Российской   Федерации,    правовыми    актами Президента   Российской   Федерации   и  Правительства  Российской Федерации   о   таможенном    деле    либо    не    противоречащих законодательству Российской Федерации.
  • контроля за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей.

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности